В самом центре Черноземного края, на живописном берегу Дона, в городе Лиски Воронежской области, находится кафедральный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Проект этого величественного строения выполнен в классических традициях русской церковной архитектуры. Главным архитектором была Ольга Анатольевна Карпова. В форме его основания — крест. Собор состоит из двух этажей с четырьмя боковыми притворами, увенчанный девятью куполами. Фасад храма решен в крупных вертикальных объемах с арочными завершениями. Высота храма вместе с крестом составляет 67 метров.

6 июля 2003 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Покровском храме города Лиски. После нее был совершен крестный ход с Владимирской иконой Божией Материи к месту возведения будущего собора, были освящены крест и закладной камень. В первой половине 2004 года к строительству подключился глава районной администрации Виктор Шевцов. Был создан Лискинский районный общественный благотворительный фонд содействия строительству собора. В него вошли в основном все руководители предприятий, хозяйств города и района, а также ряд предпринимателей. На протяжении всего строительства и внутреннего оформления собора существенную материальную помощь оказывали прихожане и активные горожане.

К концу 2006 года лискинцы смогли увидеть сложившийся «внешний облик» будущей визитной карточки города — была завершена основная кирпичная кладка собора и установлено пять центральных куполов.

Весной 2007-го «заговорили» колокола собора, и засверкали золотом девять крестов, которые освятил митрополит Сергий.

Нижний храм «ожил» с первой Божественной Литургией в июле 2009 го­да, а в феврале 2013 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил в нем чин великого освящения.

Устройство храма состоит из трех пределов. Центральный — в честь Всемилостивого Спаса. Правый (южный) — в честь князя Владимира. Левый предел в честь мученика Виктора. В западной части устроена уникальная крестильня с большим баптистерием. Подобной нет ни в одном храме Воронежской области.

Престольная икона в честь Владимирской Божией Матери написана и вышита бисером в 2002 году членами Союза художников, членами АИАП ЮНЕСКО воронежскими художниками Анпилоговыми. Вес великолепной бисерной ризы иконы более 10 килограммов.

Иконостас нижнего храма радует своей торжественностью и красотой. Роспись его проводилась группой воронежских, острогожских и бутурлиновских художников, работу которых курировала член Союза художников России Людмила Паршина.

В средней части храма перед солеей находятся иконы с частицами мощей известных православных святых — преподобного Анатолия Оптинского младшего и святителя Спиридона Тримифунтского.

Верхний храм еще только благоустраивается. Однако уже сейчас он придает художественное звучание всему архитектурному ансамблю собора.

Пол храма выполнен мозаично, из полимерного розово-серого мрамора. Стены и балюстрады балконов облагорожены песчаником с элементами резьбы по камню. Все это великолепие было осуществлено благодаря меценату Валерию Леонидовичу Чешинскому, который заказал эти работы в известной итальянской компании «Грасси Пьетре» из города Виченцы. История этой фирмы берет свое начало с конца XIX века. Ее основатели, семья Грасси, уже в четвертом поколении занимаются добычей и обработкой камня. Материал, с которым они работают, был известен еще с XIV века. Его использовали многие известные мастера эпохи Возрождения. В настоящий момент компания «Грасси Пьетре» является постоянным поставщиком камня для зданий крупных итальянских городов Виченца, Падуя и Верона.

Центральный купол украшает роспись, которую сделала группа художников Воронежской области. Также в верх­нем храме есть балкон для клироса, на который уже установлены фигурные ограждения.

Вокруг храма функционирует двух­этажный административно-учебный комплекс. В нем находится воскресная школа, воспитанники которой по окончании обучения получают необходимые знания для поступления в духовную семинарию.

Есть великолепно обустроенные трапезная и удобный лекционный зал на 150 мест, благодаря которому лискинцы могут посещать мероприятия, направленные на создание в городе центра православной культуры.

Благодаря плодотворному сотрудничеству с отделом образования города Лиски и района проводится множество мероприятий с учащимися школ. Организуются литературно-познавательные лекции, концерты, конкурсы. Третий год подряд, в июне, сотрудники собора принимают пришкольные лагеря. С детьми проводят познавательные беседы и мастер-классы.

Для всех желающих познакомиться с духовной литературой работает библиотека, заведующая которой Н. Светова помогает выбрать читателям нужные книги. Книжный фонд формируется за счет средств собора и пожертвования книг прихожанами. Разделы классифицируются, формируется электронный фонд. Организуются книжные выставки к церковным и государственным праздникам.

В сфере общественной деятельности собор постоянно поддерживает сотрудничество с Центральной районной библиотекой, проводятся совместные мероприятия.

При храмовой библиотеке работает познавательно-дискуссионный клуб «Ду­ховная вечеря», где собираются неравнодушные читатели, которые через духовную книгу хотят лучше познать богословие, учение Святых отцов, подвижников благочестия и старцев. Клуб организует духовные вечера и паломнические экскурсии. Руководителем клуба является кандидат исторических наук Алексей Поповкин, духовным наставником иерей Николай Чернушкин.

Для детей и молодежи работают кружки игры на гитаре (руководитель Светлана Широкова), авторской куклы Галины Галикберовой и креативного рисования (руководитель Наталия Супоницкая).

Также при соборе действует воскресная школа для взрослых, в которой постигаются азы православия и проводятся духовно-нравственные беседы.

Успешно функционируют молодежный и миссионерский отделы, руководители которых Анна Гордышева и Олег Михальченко проводят активную общественную работу.

Культурным событием в жизни города стало открытие в апреле 2013 года выставочного зала в соборе. Его посетители имеют возможность соприкоснуться с прекрасным миром изобразительного искусства. Постепенно формируется свой художественный фонд.

В рамках сотрудничества с Детской художественной школой в выставочном зале организуются совместные тематические и выпускные выставки учащихся.

В сентябре 2013 года восточную и западную стороны Владимирского собора украсили иконы, выполненные в технике византийской мозаики. Это стало возможным благодаря меценатству Леонида и Валерия Чешинских. Они заказали иконы у итальянских мастеров.

Теперь лискинцы могут любоваться образом Спаса Пантократа (над западным входом в собор нижнего храма). Над входом в верхний храм размещен образ Нерукотворного Спаса на убрусе, который держат два ангела. Восточную алтарную часть храма украсил образ Владимирской иконы Божией Матери с молитвой.

Создавали иконы в северо-восточной Италии, в области Фриули — Венеция-Джулия, а точнее в городе Фриули, который расположен на берегу Адриатического моря.

Над иконами для Лискинского собора итальянские художники трудились в течение пяти месяцев. Материал, из которых сделаны иконы — камни из высокопрочного каленого стекла и кубики золотой смальты. Применялись они еще в Византии в III-IV веке нашей эры. Благодаря стараниям и мастерству итальянских мастеров мозаичные иконы стали достойным дополнением величественного храма.

На сегодняшний момент в соборе действуют сразу несколько импровизированных мастерских. Художники из Воронежа Владимир Гончаров, Виктор Росихин, Михаил Ананьин, Людмила Гетманова, острогожский художник Владимир Соловьев, бутурлиновские художники Анатолий Лобков и Дмитрий Меняйленко расписывают верхний храм собора. Курирует их работу иконописец Л. Паршина.

Настоятелем Владимирского собора, с начала его строительства, является протоиерей Иоанн Завгородний. Своими личностными качествами — целеустремленностью, ответственностью и активностью — он замечательно организует процесс становления собора.

Кафедральный собор Владимирской иконы Божией Матери еще находится в процессе внутреннего оформления, однако уже сейчас жители города Лиски и туристы отмечают великолепное здание, которое стало настоящим украшением города.