21 июня 1910 года на Смоленщине на хуторе Загорье в семье Трифона Гордеевича Твардовского родился будущий великий русский поэт-гражданин Александр Трифонович Твардовский.

Жизни и творчеству А.Т. Твардовского посвящена большая научная и публицистическая литература [1]. Однако широта и глубина его общественной деятельности, литературного творчества и гражданского мужества требуют продолжения исследований жизнедеятельности Твардовского как уникального явления русской культуры.

Уроженец смоленской земли А.Т. Твардовский внес неоценимый вклад в сокровищницу русской советской поэзии. При поддержке своего земляка известного поэта М. Исаковского он рано вошел в сферу поэтического творчества, начав печатать стихи с 1926 года (молодому поэту было всего 16 лет), и прочно утвердился в ней. Заглавной темой его поэзии стало изображение советской деревни, повседневного труда и быта крестьянства в период коллективизации и после нее. Эта тематика нашла отражение в ранних стихах 1926–1929 годов («Урожай», «Родное», «Матери», «Родная картина», «Песня урожаю», «Лето в коммуне» и др.).

Разделявший всецело общие настроения, царившие в среде комсомоль­ской молодежи рубежа 1920–1930-х годов, Твардовский неуклонно следовал курсу коммунистической партии, прославляя деяния коммунистов и комсомольцев в деле преобразования советской деревни. В 1935 году Твардов­ский завершил работу над первой поэмой «Страна Муравия». В определенной степени тематика поэмы перекликается с сюжетом некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», хотя сам Твардовский выступал против сравнения этих произведений. Поиск главным героем поэмы Никитой Моргунком счаст­ливой страны и новой жизни — главная тема поэмы. Осознание трагичности проводившейся в советской деревне политики пришло гораздо позже, к уже зрелому литератору.

К 1930-м годам относятся первые прозаические произведения Твардовского, содержавшие наблюдения над коренными переменами в жизни советской деревни периода создания колхозов — «Дневник председателя колхоза» (1932), «По колхозной Смоленщине» (1932–1936).

В жизни молодого поэта в начале 1930-х годов произошла первая трагедия, оставившая глубокий след в его биографии. В 1931 году в ходе раскулачивания был арестован отец Трифон Гордеевич и сослан со всей семьей на Северный Урал в поселок Парча на лесоповал. Сам Александр оставался на свободе и продолжал заниматься литературным творчеством. Более того, он оставался верным режиму, в правильности политического курса в отношении «кулачества» не сомневался. Такую позицию разделяли миллионы молодых людей того времени, беззаветно преданные идеалам вождя. Многие из них отрекались от родных и близких, что стало трагедией целых поколений.

Принято говорить о Твардовском как об известном поэте. Реже говорят о нем как о прозаике, хотя он является автором ряда значительных прозаических произведений. Одним из первых Твардовский передал свои впечатления-записки о «зимней», «незнаменитой» войне с Финляндией в очерках «С Карельского перешейка» (1939–1941), где он находился в качестве военного корреспондента газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины». «Об уроках этой войны говорят много, говорят критически и беспощадно к самим себе, к привычным понятиям и т.п.» (4,221) [2]. Именно Твардовский назвал ту войну «незнаменитой» в своем стихотворении «Две строчки» (1943) (2, 121).

Всесоюзная известность пришла к молодому поэту после появления «Книги про бойца», открыв читателю образ мужественного и неунывающего в любых обстоятельствах солдата Василия Теркина. Идея создания этого образа пришла к поэту во время войны в Финляндии. Именно тогда появились первые стихи, позже вошедшие в «Книгу про бойца». Василий Теркин со временем стал любимым героем советского народа. В течение Великой Отечественной войны в разных подразделениях Советской армии появлялись реальные Теркины, подражавшие герою Твардовского.

Герой Твардовского — простой русский солдат Василий Теркин воодушевлял бойцов на ратные подвиги, поддерживал в суровых фронтовых буднях. И.А. Бунин, прочитав поэму Твардовского, писал своему другу Н.Д. Телешову: «…Я только что прочитал книгу А. Твардовского («Василия Теркина») и не могу удержаться — прошу тебя, если ты знаком и встречаешься с ним, передай ему при случае, что я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищен его талантом, — это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный, народный, солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова» [3].

Тематика Великой Отечественной войны, изображение повседневного подвига советского солдата на фронте составила особую страницу в творчестве Твардовского. С первых дней войны поэт находился на фронте в качестве военного корреспондента, продолжая работать над прозаическими и стихотворными произведениями. Под общим названием «Родина и чужбина» в 1942–1945 годах была написана серия очерков и зарисовок о войне с подзаголовком «Страницы записной книжки» (4, 225–376). В них отразились повседневные боевые будни советских солдат и офицеров, освобождавших родную поэту Смоленщину, затем Белоруссию, Литву, Восточную Пруссию.

В стихах, посвященных войне, нашла отражение тематика героизма советских воинов на фронте. В сокровищницу русской поэзии прочно вошли стихи «Я убит подо Ржевом», «Москва», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», «22 июня 1941 года», «Их памяти» и другие. Военная тематика не отпускала писателя до самой его смерти. В 1966 году поэт написал одно из последних проникновенных стихотворений на военную тематику с чувством вины за солдат, не вернувшихся с фронта: «Я знаю, никакой моей вины / В том, что другие не пришли с войны, / В том, что они — кто старше, кто моложе — / Остались там, и не о том же речь, / Что я их мог, но не сумел сберечь, — / Речь не о том, но все же, все же, все же…» (3,177).

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» — одно из самых сильных поэтических сочинений о Великой Отечественной войне наряду со стихами К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». В нем перемежаются жизнь и смерть рядового советского воина, ставшего на защиту Родины. Сражение под Ржевом стало одним из самых кровопролитных сражений войны, унесшее жизни до миллиона солдат. Ныне, наконец, принято давно назревшее решение поставить на поле битвы памятник погибшим советским воинам. «Я убит подо Ржевом, / В безыменном болоте, / В пятой роте, на левом, / При жестоком налете» (3,11). Твардовский первым прервал молчание о трагических событиях Ржевской битвы, которая длительное время умалчивалась, а ее герои — русские солдаты оставались безвестными. Памятник воинам Ржевской битвы станет в то же время и памятником поэту-воину Твардовскому.

Твардовский известен не только стихотворениями на военную тему. Ему принадлежат проникновенные лирические стихотворения («Мне сладок был тот шум сонливый», «Все сроки кратки в этом мире», «Спасибо за утро такое», «Что нужно, чтобы жить с умом?» и другие). Одно из самых душевных лирических стихотворений Твардовского «На сеновале» (1967): «Ты помнишь, ночью предосенней, — / Тому уже десятки лет, — / Курили мы с тобой на сене, / Презрев опасливый запрет» (3, 186). Картина до того отчетлива, что живо представляешь себе осеннюю ночь, сеновал и неспешный разговор двух молодых мужчин, навсегда врезавшийся в их память.

Кроме стихов, Твардовский написал поэмы «Дом у дороги» (1942–1946), «За далью — даль» (1950–1960). Поэма «Дом у дороги» посвящена нравственным ценностям человека. Дом, семья, дети, мирная жизнь, труд — таковы человеческие ценности. Но реальность — начавшаяся война — разрушает мир, рушит дом, семью, оставляя за собой пепелище дома и души вернувшегося с войны солдата. Поэма «За далью — даль» — о новой, послевоенной жизни страны, трудовом подвиге советского народа. «Но, люди, счастье наше в том, / Что счастья мы хотим упорно, / Что на века свой строим дом, / Свой мир живой и рукотворный» (4, 215).

После ХХ съезда КПСС миллионам советских людей пришлось мучительно переоценивать роль Сталина в истории страны и свое отношение к нему. В такой ситуации оказался и поэт Твардовский. Безусловно, он был искренен тогда, когда писал об успехах страны Советов под мудрым руководством вождя. Тем сложнее было ему вытравливать из души наследие сталинщины.

Особую роль сыграл Твардовский как редактор «Нового мира», одного из наиболее популярных советских «толстых» литературных журналов. Будучи его руководителем (1950 — осень 1954 и 1958–1970), он открыл стране и миру новые имена выдающихся писателей и поэтов — Василия Белова, Федора Абрамова, Бориса Можаева, Владимира Тендрякова, других, позже широко известных литераторов.

Огромна заслуга Твардовского в открытии до той поры неизвестного Александра Исаевича Солженицына, вошедшего в русскую литературу рассказом «Один день Ивана Денисовича» и явившего стране и миру принципиально новую тему истории сталинских лагерей. Нужно было гражданское мужество Твардовского, чтобы напечатать это произведение после многих лет ГУЛАГа. После прочтения и одобрения Хрущевым рассказа в ноябрьской книжке «Нового мира» за 1962 год появилась фамилия А. Солженицына. Фактически публикация рассказа в популярном литературном журнале дала мощный импульс дальнейшему творчеству писателя.

Твардовский способствовал восстановлению и пропаганде литературного наследия С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой, И.А. Бунина, изданию их сочинений в Советском Союзе.

Политические и литературные противники Твардовского приложили немало усилий, чтобы убрать его с должности главного редактора «Нового мира». Сначала осенью 1954 года он был снят с должности за попытку напечатать поэму «Теркин на том свете», в котором недоброжелатели увидели критику советской действительности. В 1958 году он вновь возглавил журнал, но в 1970 году вынужден был оставить пост главного редактора журнала в связи с разгромом «Нового мира», который в течение 16 лет был значимой частью его личной и творческой жизни [4]. Твардовский самоотверженно боролся за сохранение «Нового мира», как в свое время вели борьбу Н.А. Некрасов за журнал «Современник» и М.Е. Салтыков-Щедрин за журнал «Отечественные записки». Вынужденная отставка с редакторского поста фактически убила Твардовского в возрасте 60 лет.

Жизнь Твардовского была тесно связана и с Воронежским краем. Поэт не­однократно бывал в Воронеже, жил и работал с ноября 1941 по июнь 1942 года в здании Воронежского музыкального училища, где размещалась редакция газеты Юго-Западного фронта «Красная армия». Кстати, именно в это время созрел замысел написания поэмы о Василии Теркине. На здании установлена памятная доска о пребывании поэта в Воронеже. В начале февраля 1951 года Твардовский приезжал в Воронеж, выступал в Воронежском госуниверситете, встречался с местными писателями. Кандидат в депутаты Верховного Совета РСФСР А.Т. Твардовский выступал перед избирателями Нижнедевицкого, Хохольского, Синелипяговского, Шаталовского районов в течение 10 дней.

Благодаря участию Твардовского путевку в большую литературу получили воронежские поэты Анатолий Жигулин и Алексей Прасолов. Александр Трифонович бережно относился к начинающим литераторам, критично и в то же время заботливо наставляя их. В «Новом мире» в 1962 году был напечатан колымский цикл А. Жигулина. В 1964 году Твардовский напечатал в «Новом мире» 10 стихотворений А. Прасолова, который в свою очередь посвятил ему свое стихотворение «Как ветки листьями облепит…» [5]. Воронежский писатель Г.Н. Троепольский также посвятил Твардовскому свою пронзительную повесть «Белый Бим Черное ухо» (1971).

Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поистине народный поэт, настоящий патриот, великий гражданин советской страны. Он знаменит не только своей поэзией, прозой, публицистикой, но и открытием новых литературных талантов, составивших впоследствии гордость русской советской литературы. Имя Твардовского навсегда запечатлено в истории русской культуры.

 

Литература:

 

  1. Македонов А.В. Творческий путь Твардовского: дома и дороги / А.В. Македонов. — М.: Худ. литература, 1981; Акаткин В.М. Ранний Твардовский: проблемы становления / В.М. Акаткин. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986; Кондратович А.И. Александр Твардовский: поэзия и личность. — 2-е изд. / А.И. Кондратович. — М.: Худ. литература, 1986; Акаткин В.М. Дорога и память: о Твардовском / В.М. Акаткин. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1989; Творчество Александра Твардовского: материалы и исследования. — Л: Наука, 1989; Гросул В.Я. Две войны Александра Твардовского / В.Я. Гросул // Отечественная история. — 2006. — № 3; Романова Р. А. Твардовский. Труды и дни / Р. Романова. — М.: Водолей Publishers, 2006; Акаткин В.М. А.Т. Твардовский. Страницы творчества: работы разных лет / В.М. Акаткин. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008; Его же. На переправах века: статьи о А.Т. Твардовском. — Воронеж: Наука ЮНИПРЕСС, 2015, и др.
  2. Далее ссылки даются по: Твардовский А.Т. Собр. соч. в 6-ти томах. — М.: Художественная литература, 1976–1983. Первая цифра означает номер тома, вторая — страницу.
  3. Цит. по: Турков А. Повесть памятной годины / А. Турков // Литературная газета. — 2009. — № 25.
  4. Литературная газета. — 2000. — № 25. — С.11.
  5. Прасолов А.Т. Стихотворения. Поэмы. Повесть. Статьи. Письма / А.Т. Прасолов. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1984. — С.328, 333.