Александр Стеценко — художник глубокий, яркий и многогранный. Он владеет композиционной, портретной и пейзажной живописью. В его арсенале — натюрморты, графика, скульптура, декоративные вещи. За его плечами художественно-графический факультет Ростовского педагогического института, работа художником-оформителем в разных организациях. А потом он резко изменил свою жизнь, вернулся из города в родную богучарскую Твердохлебовку.

Профессиональной живописью А. Стеценко занимается более двух десятков лет, вдосталь познав и радости, и горести свободного художника. Жизнь в деревне, как он отмечает, его во многом устраивает. Здесь ему ничто творить не мешает. Тишина и покой. Москва, конечно, есть Москва. Там и запросы у людей повыше, и возможностей у них побольше, а значит, и с реализацией картин легче. В столице он бывает редко, но когда это случается, то в продаже его работы идут легко.

Многие его произведения, в основном живописные, находятся в отечественных и зарубежных частных коллекциях. Некоторые из них выполнялись по заказу.

Живя исключительно за счет рисования, сельский художник бедным себя не считает. Чужому богатству не завидует. Уравновешен, спокоен, деликатен, но к широкому общению не расположен. Он весь в работе. Отмечает: «Меня прежде всего интересует наше социально-политическое бытие и суть человеческой природы, что является главной темой моих произведений».

К самым значительным его работам можно отнести «Притяжение большого натюрморта». Это яркий образ неудержимого стремления людей к материальному благополучию, к сверхобогащению. На вершине огромного сооружения, на зеленой скатерти с бахромой находится внушительных размеров натюрморт, содержащий множество яств в соседстве с двумя бутылками спиртного, горлышки которых похожи на купола церквей. К нему со всех сторон по крутизне карабкаются жаждущие вкусить. К «храму сытости» и мимо него тянется множество дорог. По одной из них идут коммунисты с красным транспарантом. Их обогнали трое подвыпивших мужиков, устремленных в питейное заведение… Две старухи в белых платочках с вилами и граблями в руках спешат на заготовку сена, а на бережку, рядом с опорожненной бутылкой, безмятежно спит алкаш. На лужайке пасутся козы, и здесь же свои проблемы обсуждает стайка подростков. В нижнем левом углу картины автор изобразил себя, стоящим перед мольбертом спиной к зрителю и рисующим… «Притяжение большого натюрморта».

«Все на земле вертится вокруг денег и сил природы, — говорит Александр. — Человек мало чем отличается в животном мире биологических страстей, лучше всего выполняя из века в век программу размножения. Что касается общественных законов, то у природы они далеко совершенней».

Являясь свидетелем крутых перемен в стране, дикой устремленности к сверхсытой и так называемой красивой жизни, снижения уровня общественного сознания, когда пошатнулись высокие идеалы общественного служения, он не мог не заглянуть в бездну нравственного опустошения и не затронуть все эти явления в своем творчестве. Очень ярко это отражено в таких его полотнах, как «Шутовские игры». «Дела наши и боги», «Апофеоз маразма» и многих других.

В определении художественных образов произведений А. Стеценко порой теряешься — настолько они непросты. Только вдумавшись, начинаешь понимать и художественный язык автора, и его позицию. Иногда создается впечатление, что художник не изображает, а строит, создает конструкции, добиваясь в пространстве равновесия фигур и предметов переднего плана и глубины. Причем, делает это незаметно, что говорит о высоком художественном мастерстве.

Кому-то может показаться, что многие свои произведения автор создает только на бытовых ситуациях и предметах, ставя их в основу. На самом деле он использует их как побочный строительный материал, характерный для среды, ставя в основу главное — идею произведения, и людям становится ближе и понятней его социальная философия.

Искусно владея техникой живописи, А. Стеценко создал ряд прелестных пейзажей. В них нашла отражение неброская красота родного края — заветного уголка средней полосы России с ее широким простором и необозримостью далей. У меня в доме над рабочим столом висит его подарок — картина «Половодье». Гляжу на нее и всякий раз удивляюсь уменью живописца скупыми красками отразить изумительное состояние природы. Она привлекает художника в самых разнообразных вариациях, в любое время года.

Трепетное дыхание осени чувствуется в его картинах «Галиевская переправа», «Дон у Комаривки», «Донские берега». Осенней тишиной и покоем веет от лирического пейзажа «Левая Богучарка». Зимней тишиной окутан деревенский мир в картине «Тихий снегопад». Запорошенные дороги, белые крыши домов, деревья в сонном оцепенении. Вдали, сквозь снежную пелену, виднеется церквушка. Горизонты сглажены, краски приглушены.

Ряд пейзажей художник посвящает городской теме. Среди них «Воронежские впечатления», «Воронеж. Снегопад» и другие. В пейзажной живописи А. Стеценко — колорист. Цветовые решения подчиняет сюжету и работает полной палитрой.

Столь же разнообразны его натюрморты — «Ирисы», «Осенняя благодать», «Натюрморт с грушами», «Натюрморт на черном столе». Обращает на себя внимание социально-философская тональность многих его натюрмортов, что говорит о неисчерпаемом потенциале этого вроде бы чисто описательного живописного жанра.

Социально-философское осмысление и отражение реальности, как основное направление его творчества, присуще многим графическим работам А. Стеценко. Так, в сюжете «Вечная игра» изображены люди, бредущие по жизни с завязанными глазами и разведенными руками, ловящие мгновения и то, чем одарит их судьба — кого жирным куском, а кого камнем в лоб. И никто не знает, что готовит им день грядущий.

В графическом листе «Парение новых королей» опосредованно изображена ситуация, связанная с развалом СССР, когда главы отделившихся республик горделиво напялили на себя национальные короны, не зная, что делать со своей независимостью. Думалось, удачи придут сами собой, трудности позади. Но все оказалось не так. И некоторым из них пришлось набить себе немало шишек.

Когда жизнь придавливает, мы, «ангелы земные», обращаемся к богу. Вдруг появляется вера, находятся молитвы. Взываем к небу, а там — тишина. Об этом его сюжет «Обращение к небу».

Свои ощущения по поводу общественного соотношения бытовых ценностей и произведений искусства художник отразил в графической работе «Вариант судьбы». Вот он обнажается, распинает себя на холсте, выносит свой труд на суд народный, а народ — ноль внимания. Он занят бытовыми проблемами. Ему нет дела ни до высоких идей, ни до красоты человеческих чувств.

А вот в автопортрете художник иронизирует над собой, изображая реденькие растрепанные волосы на голове, куцую бороденку. Расхристанный ворот рубахи, руки в брюки создают образ художника в состоянии растерянности перед миром и нелюбезностью среды.

Как видим, в своем творчестве А.Стеценко использует самые разнообразные приемы — шаржа, иронии, отчасти карикатуры — со свойственной ему философско-художественной направленностью. Редкий дар, который приумножен трудолюбием, что и делает его творчество таким объемным, привлекательным и познавательным.