«Не знаю слаще упоенья…»
- 22.09.2015
«ТЫ ЭТУ ЗЕМЛЮ НЕ ОТДАШЬ…»
Трудно вспомнить, когда в литературной жизни Тамбовского края происходило бы еще столько знаменательных событий, как в текущем году! Отправной точкой стал, пожалуй, выход в свет к 70-летию Великой Победы двухтомника тамбовских поэтов и прозаиков под общим названием «Солдаты в бессмертье идут…» Коллективный сборник стал достойным подарком главному празднику страны и весомым дополнением к общенародной акции «Бессмертный полк». Его появлению активно способствовали председатель правления областной писательской организации Татьяна Маликова, председатель Тамбовской областной Думы (ныне — врио губернатора области) Александр Никитин, ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Владислав Юрьев, большая группа энтузиастов, ревнителей культуры, представляющих властные структуры и общественные организации.
Великолепное полиграфическое исполнение книг формой своей гармонично сплелось с ярким содержанием включенных в двухтомник стихов и прозы, умело объединенных в несколько циклов. Здесь произведения авторов-фронтовиков, погибших на войне, и литераторов, вернувшихся к родному порогу, стихи детей войны, наконец, внуков и правнуков солдат Великой Отечественной.
Но запевалы, как и положено, старшее поколение…
Ну, что, поэт? Бери гранаты,
Тяни латунное кольцо!
По фронту хлещут автоматы,
Песок и снег летят в лицо.
Умри, но стой! Назад ни шагу!
Ты эту землю не отдашь…
Здесь ценят стойкость и отвагу,
Здесь штык нужней, чем карандаш…
Эти стихи напишет юный минометчик стрелковой роты, добровольцем ушедший на фронт, наш земляк Борис Котов, подлинный герой: в сентябре 1943-го в боях на Днепровском плацдарме он погибнет, совершив ратный подвиг, и будет удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Как справедливо пишет в предисловии к изданию один из авторов-составителей книги поэт Валентина Дорожкина, никто не останется равнодушным, читая сердцем написанные строки об ужасах войны, тяжелом боевом пути воинов-победителей, пролегшем от Волги до Эльбы, о горьком сиротском детстве тех ребят, чьи отцы полегли на кровавых полях сражений. Для Валентины Тихоновны, дочери погибшего отца и мамы-вдовы, поднимавшей, воспитывавшей четверых детей, внучки бабушки, у которой война забрала трех сыновей, День Победы, действительно, праздник со слезами на глазах, о чем и горькое ее стихотворение:
Снова наступает день девятый мая —
Это день особый для моей страны,
Но никто не спросит и никто не знает,
Что творится в душах у сирот войны…
Поэтический том увенчан достойным ожерельем: аудиодиском, где стихи тамбовцев читают актеры московских театров, две песни на их слова исполняет бард и сочинитель Олег Митяев, видеоряд сопровождают волнующие документальные кадры фронтовой поры, знаменитый парад Победы 1945-го и недавнее ликующее 70-летие всенародного торжества.
Таким же литературным праздником стал и том прозы тамбовских писателей, чьи имена знал (и знает!) не только отчий край, а и вся страна. Например, Андрей Жариков издал в Москве книги о трех полководцах — Жукове, Малиновском, Тимошенко. Борис Панов, многолетний редактор сельской районной газеты и очеркист столичных журналов, лауреат премии имени А. Фадеева, известен своим романом-трилогией «Посреди степей». Здесь же опубликованы произведения недавно ушедших от нас известных тамбовских прозаиков Александра Акулинина, Василия Кравченко, Валерия Кудрина, и ныне здравствующих Виктора Герасина, Николая Наседкина, других авторов.
Пройдут годы, но все так же будут идти в наступление огненные, поэтические строки и духоподъемная проза литераторов Тамбовщины. Многие их произведения областным управлением по образованию и науке рекомендованы школам для внеклассного чтения.
«НЕ ЗНАЮ СЛАЩЕ УПОЕНЬЯ…»
Благотворную работу осуществляет Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия и киноматериалов Тамбовской области. Возглавляет учреждение Александр Кузнецов. Его кипучая энергия десятилетия благодатно служит развитию культуры нашей черноземной «глубинки». При активном стечении публики в Центре (кстати, расположенном именно в центре Тамбова) проходил творческий вечер, посвященный замечательному актеру Виктору Степанову, чья жизнь оказалась столь короткой и для тамбовской сцены, где он служил, и для отечественного кинематографа… Следом был организован замечательный вечер памяти поэта Майи Румянцевой, ряд лет руководившей областной писательской организацией, чья «Баллада о седине» в свое время потрясла всю страну. Спазмы берут за горло, читая и сегодня строки Майи Александровны об эвакуированном блокадном мальчишке, у которого после всего пережитого «чуб с перламутром»:
Эх ты, модница, злая молодость,
Над улыбкой — седая прядь.
Это даже похоже на подлость —
За полтинник седою стать!
Очередная встреча творческой интеллигенции Тамбова состоялась с благодарной памятью о прекрасном поэте и неповторимой личности, воспитателе многих юных дарований в литературном объединении «Радуга» Семене Милосердове. Жизнь вместила в его 67 лет войну, тяжелое ранение, годы учебы в Литературном институте, ужасные 6 лет за колючей проволокой по облыжному доносу (впоследствии был полностью реабилитирован), затем упоительное счастье свободы и выход поэтических книг. О том, как он любил жизнь, село, природу, людей, свою редакционную работу, дарившую чудесные встречи с интересными людьми, сюжеты новых стихов проникновенно рассказывала на фоне демонстрируемых любительских снимков вдова поэта Любовь Горина. Она сумела после смерти мужа собрать и издать четыре сборника стихов Семена Семеновича, куда включено все: и фронт, и «запретка», любовная и сельская лирика…
Вот строки из стихотворения «Мы уходим на северо-запад»:
Мы уходим на северо-запад,
И рыдает, и пляшет перрон,
Но гармонь, задохнувшись внезапно,
Замерла, и притих батальон.
Санитарного поезда скрежет,
Весь в бинтах командир у окна…
Кровью, пеплом, горелым железом
Вдруг в лицо нам дохнула война…
Не менее удивительны строки и из стихотворения «Колосья»:
Не знаю слаще упоенья,
Чем видеть поле поутру,
Упругое сопротивленье
Ржаных колосьев по ветру.
И слушать голос перепелки,
И запах спелой ржи вдыхать…
Ни озера и ни проселка
Из-за колосьев не видать…
16 лет проработал Милосердов в районной газете «Притамбовье», постоянно ездил по области, много писал о людях села, находя и открывая читателям изумительные характеры земляков, печатался в «толстых» журналах в столице, в Воронеже, не говоря уже о местной периодике.
В Москве, благодаря стараниям Майи Румянцевой, с ее предисловием в издательстве «Современник» вышел тогда тоненький сборник стихов Семена Семеновича «Хлебный ветер», где были напечатаны стихи о родных местах, свежих утренних росах, медлительных речках. Но трагические волны памяти захлестывали душу поэта, выталкивая не гаснущие и с годами воспоминания о былом. Страшном. Черном. Ужасающем. Об этом можно судить даже по названиям стихов в напечатанном в Тамбове сборнике «России чистая душа»: «Бараки», «Этап», «Пересылки», «Отобрали волю»…
Отобрали волю,
посадили в клетку,
лагерною зоной
обернулся мир…
Разобьюсь о камень,
брошусь на запретку,
лучше пусть застрелит
пьяный конвоир…
Читаешь и думаешь: сколько же изломанных поэтических судеб знала Россия — от Пушкина, Лермонтова, Кольцова до Маяковского, Есенина, Мандельштама и далее, далее, далее, вплоть до наших дней. Благо, мы не манкурты, и есть, живут на земле благодарные потомки, по зову совести воздающие должное предшественникам!
РАХМАНИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Перенесемся на еще одно литературное торжество в Тамбовской области, в село Старую Казинку Мичуринского района (бывший Козловский уезд). Здесь более двух веков назад, на своей малой родине, бывший лейб-гвардеец Санкт-Петербургского конного полка, вначале вахмистр, затем корнет, ротмистр, а по выходу в отставку бригадир (современное звание — полковник) Иван Герасимович Рахманинов открыл первую в России сельскую типографию (что подтверждает и заметка о нем в Большой Советской Энциклопедии). Имея прежний опыт издания в Северной Пальмире журнала «Утренние часы», в котором сотрудничал сам Иван Андреевич Крылов (к слову, баснописец приезжал в гости к другу сюда, в Казинку), Рахманинов в 1793 году начинает печатать не что-нибудь, а переведенные труды собрания сочинений француза-вольнодумца Вольтера. Его «Аллегорические, философские, критические сочинения», «Ненависть, побежденная любовию», «Политическое завещание господина Вольтера». После издания первых пяти частей трудов французского философа на издателя полетел истеричный жандармский донос «куда надо» и вскоре по строжайшему велению матушки Екатерины типография была закрыта. Самого Ивана Герасимовича — издателя и распространителя крамолы — ждали нелегкие последствия. К счастью, обошлось. Такова вкратце судьба типографского первооткрывателя. Кстати, он был не таким уж далеким родственником всемирно известного композитора Сергея Васильевича Рахманинова, чье родовое имение не только благополучно живет и процветает в селе Ивановка Уваровского района Тамбовской области под неукоснительным руководством и наблюдением директора мемориального музея-усадьбы Александра Ивановича Ермакова, но и регулярно собирает тысячные залы почитателей классической, жанровой музыки, вокала в исполнении российских и зарубежных звезд первой величины.
Необычайно многолюдным стал в этот прекрасный летний день юбилейный, уже 20-й по счету Рахманиновский праздник в Старой Казинке. Его впору бы назвать настоящим народным фестивалем, если бы придать ему хотя бы областной статус! Устроители традиционного торжества, в первую очередь глава администрации Мичуринского района Сергей Васильевич Щукин — человек, безгранично влюбленный в отечественную культуру, а вместе с ним сотрудники областного краеведческого музея, Рахманиновского культурно-просветительного центра (руководитель — неутомимая Светлана Владимировна Костюкова), многочисленный отряд ученых-лингвистов, филологов, университетских энтузиастов сделали все, чтобы праздник удался на славу. И он удался!
Лились народные песни над пашней, задумчивой прелестью полей, лесов и лугов (вы бы видели очарование здешних ельничков и березничков у крутого излома причудливой речушки!). Гулким одобрительным эхом отзывался новенький помост открытой сцены под каблучками танцоров всех возрастов и профессий. Звучали стихи, артисты Тамбовского областного и Мичуринского городского театров воссоздавали атмосферу той, той еще поры, когда и строжайшая матушка-императрица имела честь состоять в рискованной переписке с господином Вольтером… Любители живописи могли ознакомиться с некоторыми картинами, этюдами, натюрмортами, представленными на передвижной выставке из собрания мичуринского Музея-усадьбы земляка, народного художника и первого Президента Академии художеств СССР Александра Герасимова. И не было отбоя среди желающих осмотреть новые экспонаты пришкольного Рахманиновского музея, бережно хранимых славными людьми, семейной четой Коновых — добровольным создателем, организатором, смотрителем этого бесценного богатства, учительницей русского языка и литературы Татьяной Дмитриевной и ее мужем, бывшим директором Старо-Казинской школы Валентином Григорьевичем.
Венцом праздника стало присуждение литературных премий подвижникам слова, публицистам, мастерам художественной кисти. В этом году лауреатами Рахманиновской премии жюри признало трех замечательных Владимиров. Владимир Евгеньевич Андреев, филолог, литературовед, профессор социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета, отдал годы усилий по увековечиванию памяти Евгения Боратынского и сбережения в тамбовском селе Мара фамильное наследие гениального земляка. Владимир Иванович Чистяков — главный редактор областной газеты «Тамбовская жизнь», член областной Общественной палаты, поэт и публицист. Владимир Юрьевич Швейкин — член Союза художников России, художник-оформитель Старо-Казинского музея, преподаватель искусства живописи в одной из московских гимназий. Всего за два десятилетия почетного звания лауреата Рахманиновской премии было удостоено уже 59 человек.
Валерий АРШАНСКИЙ,
член правления Тамбовского
регионального отделения
Союза писателей России,
лауреат Рахманиновской премии.