ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

 

Стихи Риты Одиноковой как бы прорастали сквозь самих себя в течение последних полутора десятков лет. Склонность автора к дневниковым записям изначально сужала событие, которое то или иное стихотворение отражало или, лучше сказать, воплощало. Получалась картинка частной жизни с жестом в сторону общечеловеческого, но чаще — просто женского. И вот это последнее с годами удивительным образом вывело ее поэзию на какую-то новую линию созерцания и разговора, на какую-то иную высоту, с которой видно многое, понятно то, что доступно не каждому человеку. Послушные слова обрели способность обозначать далекое и близкое, великое и совсем малое. Такое свойство соединять бытие с привычными предметами быта встречается у выдающихся поэтов как нечто, изначально присущее их таланту. Строки Риты Одиноковой подобное качество «набирали» последовательно, от года к году, от одного этапа ее реальной жизни к другому.Ум стал строже, душа сильнее, а зрение научилось легко менять фокус, приближая едва уловимое и помещая крупное в единственно возможную точку в просторной и прозрачной картине мира.

Не кукуй мне кукушка, не стану тужить,

Здесь считать не положено близким.

В дождь на кладбище небо так низко,

И пронзительно хочется жить.

 

Жизнь, кукушка — не выжжена, не сочтена.

Не растрачу на чушь и привычки.

Если время придет переклички,

Назову всех родных имена.

<…>

Не кукуй мне кукушка! Не спеши. Не спеши!

Не сбегу я от тучи чернильной.

Слезы здесь разрешаются сильным

В очищенье уставшей души.

Главная тема ее стихотворений — любовь и семья, причем страсть, порой прорывающая ткань сдержанного лирического повествования, оказывается только фундаментом для соединенных душ, которые могут построить общий дом. Эта связь любовного томления и сердечной тоски с узами семьи и домашним очагом есть отчетливая печать не только женского характера поэтессы, но и ее душевного склада.У Одиноковой исключительно редки строки, в которых взрыв чувств отодвигает все иные знаки мироустройства. У нее не найти пресловутой «цыганщины», которая так часто поглощает в женской поэзии ум и достоинство, верность вчерашнему признанию и готовность увидеть завтрашний день в чистоте и взаимном доверии.

Жить хотелось проще и понятней:

Борщ, котлеты, дом, работа, дом.

Жить хотелось проще. Но, приятней

Ей жилось с тетрадкой и огнем.

 

И повсюду чудились ей тени

От игры сгорающих стихов.

То ли быт был увеличен ленью,

То ли дел не видно из-за слов?

 

Ей казалось — выстоят кастрюли,

Не сдадут горячих рубежей,

Ведь живут же женщины-чистюли

В правильном согласии вещей.

 

Как-то совмещают незаметно

Фильм, пельмени, книжицу, кровать,

Чтобы чувства были не раздеты,

Чтоб осилить — «ждать» и «догонять».

 

Только не вязались воедино

Ни пути, ни автопоезда.

На стене ожившая картина

Все звала — сюда, сюда, сюда…

 

Предрассветно занималась алость

Над парящей матушкой-рекой,

Сколько звезд там утопить пытались,

Да вот не сумели ни одной.

 

Там, едва на грани, между паром

И нетканой синевой разлук,

Счастье утром раздавали даром

В жилистые тени женских рук…

 

Жить хотелось проще и понятней:

Улица, декабрь, дорога, дом.

Жить хотелось проще. Но, приятней

Ей жилось с тетрадкой и огнем.

Медленно, будто привыкая к горечи земного существования, Рита Одинокова погружается в бытийное знание о мире. Фигура героини может метаться и грустить, звать возлюбленного и оставаться в уединении, но, словно накрывая все происходящее неким мистическим покрывалом, автор откуда-то знает, что вот так, в разных случаях по-разному — безотрадно и мучительно, со стоицизмом и почти космическим одиночеством, с редким мгновением счастья и долгими воспоминаниями о нем — устроена человеческая жизнь. Точнее — жизнь русской женщины, никогда не забывающей о своем предназначении быть матерью и женой и, подобно Богородице в сказаниях древности, воплощать в себе таинственные приметы родной земли.

Многие годы Рита Одинокова провела в окружении иной национальной культуры. После распада Советского Союза она уехала из Азербайджана в Россию и нашла свой дом в провинциальной Россоши, на юге Воронежской области. Новое российское государство достаточно холодно относилось к русским переселенцам. Однако терпение и упорство способны преодолеть почти любые преграды, и молодая поэтесса укоренилась на новом месте. Спустя десятилетия у нее появятся знаменательные строки:

Из города вышла я к вечеру,

В деревню пришла с солнышком.

От пригоршни веры иссеченной

Осталось одно зернышко.

 

Но время — лекарство. Что пройдено —

Не зря. И судить не берусь.

Кто знал, что священное «РОДИНА»

Скажу я про мачеху — Русь.

Похожие душевные обретения для художника поистине драгоценны — они дают контрастное сочетание временных рубежей, пространственных окоемов, времен года, красок природы, человеческих взаимоотношений.

Склонность к контрасту постепенно проявилась как естественная черта ума и сердца поэтессы. По образованию она — геологоразведчик, но уже два десятка лет ее имя связано с журналистикой и культурой. А теперь и стихи Риты Одиноковой можно считать самобытным явлением современной русской поэзии. Прежде казалось, что ее стилистика и тема — только чувственная женская лирика. Но с течением лет эта вполне ограниченная смысловая и эмоциональная территория расширилась, и личность автора предстала перед читателем многогранной и твердой в своих волевых устремлениях.

Вы слыхали, как ноябрьской ночью

Шепчут листья на шальном ветру?

Их слова все резче, все короче,

Их движенья все точней к утру,

 

Не страшит их хрупкостью морозной

Неизбежность на исходе дней.

Их слова нежны и осторожны,

Тем они дороже и мудрей.

 

Шепчут так, чтобы никто не слышал,

Им одним понятным языком.

Домовой, что прячется под крышей,

С этим объяснением знаком.

 

Кто отважней листьев этих верит,

Пропуская холод сквозь себя,

В истину божественных материй

И в седую правду бытия?

Стилистика ее стихотворений содержит в себе некоторый элемент конструктивизма, хотя проявляется это не часто, но скорее обозначается исподволь, как дополнительная поэтическая краска. У нее много стихов плавных, наполненных теплотой переживания. Абстрактные вещи и понятия легко соединяются с обиходными предметами, бытие как бы овевает быт, и тайна соединения тела с душой вдруг находит еще одно неожиданное изображение.

Стоит отметить, что изобразительность в стихах Одиноковой весома и убедительна. Предмет возникает перед внутренним взором читателя неожиданно, но занимает уже незримо подготовленную сюжетом позицию. Перед нами — искусство рассуждения и сопоставления далеко отстоящих друг от друга вещей, умение последовательно и точно совместить общий и крупный план.

И было сказано вчера:

«Не забывай, что ты крылата!»

Но крылья сложены горбато

На табуреточке с утра.

 

И в доме теплится рассвет.

Смеются белые страницы,

Взлетая надо мной как птицы.

И небо здесь, да чуда нет…

Одновременно строки поэтессы хранят в себе ее дыхание, которое, кажется, раздвигает границы сюжета и дает ощущение жизни за плечами — жизни своей и жизни русской как таковой.

В лирике Риты Одиноковой все еще видны едва уловимые следы вчерашнего художественного опыта автора. Однако завтра ее стихи отдалятся от дорожной пыли и займут положенное им место между небом и землей — как и подобает настоящему поэту.

Вячеслав ЛЮТЫЙ

 

 

 

ЗАКАТНЫЙ ЯНТАРЬ

 

Январь, как озябший янтарь,

Нечеткими бликами лета

Несется за дальнюю даль

Закатным, оранжевым светом.

Уходят и дни золотые…

И что же останется в рост?

Две розы в саду молодые

Да старый, больной абрикос.

 

А после?

А после…

 

Что после?

Ни супчики и ни белье,

Ни глажки, ни стирки не спросят,

Не вынесут имя мое,

Не выплеснут зеркалом неба,

Добром на земные поля…

 

Я просто хотела быть снегом

На белом холсте января.

 

Я просто хотела влюбляться

В распахнутые глаза,

Стихами ночными являться

Туда, куда телу нельзя.

 

Я просто хотела быть юной,

Доверчивой, слабой, живой.

 

Коль страсти — то только безумной,

Коль истины — только одной…

 

Но я, потерявшись в природе,

Ищу прошлогодний январь.

По снегу, навстречу свободе,

Лечу на закатный янтарь.

 

У СОЛДАТОК ТОНКИЕ ЗАПЯСТЬЯ

 

А женщины — они, в сущности, — слабые,

Маленькие, ранимые.

Это в поле и в цехе — бабы мы,

А в сердце родном — любимые.

 

И ничего не изменится —

ни там, в окопах, ни тут — у касс.

Где вы видели русских пленниц?

Если смотреть в глаза — сломить ли нас?

 

И там, и тут — за жизнь детей и за Родину,

За любимого, и за отца и мать…

Кто дал право вам называть нас юродивыми,

Коль сапоги трут душу и жизнь не всласть.

 

Это — тяжесть веков и быта жесткого выдержка,

И смятенья душевного, когда голосить невмочь…

Кто тонкие запястья разглядеть выдюжит

У солдаток — в темную, степную, тревожную ночь?

 

Путь таков и давно смирились —

Взлетать лебедем или везти лошадью.

А доброе утро каждой снилось

И поле русское с проседью.

 

СЧАСТЬЕ

 

Размыты в небесах седые колокольни,

И звонари давно ушли в небытие.

Свободны от узды, в степях резвятся кони.

Там истина твоя, там счастие твое.

О, вольный сын Земли! Твой мир похож на бисер.

Нечеткие слова, нерезкие огни.

Моря и облака сливались в синей выси,

Когда ты говорил о вере и любви.

И распускались пни зеленою каймою,

И зацветали дни, озябшие от сна.

Наедине с собой ты был самим собою,

И плакали с тобой и солнце, и луна.

 

УТРО, ПРИНОСЯЩЕЕ УДАЧУ

 

Я жадно жду, что все еще придет

Ко мне незабалованное счастье,

Раздробленное мелочью забот

На тысячу подсказок и причастий.

 

И в тишине, когда полмира спит

Еще в своей неслышно-сладкой дреме,

Я жду друзей, охрипших от обид,

Не признающих жизнь в дверном проеме,

 

Покинувших навзрыд сии места,

Где черти пляшут и таятся боги,

Где от злословья плавятся уста,

И на погост приводят все дороги.

 

Но даже и оттуда, где земля

Закрыта нам для выхода и входа,

Мои друзья к себе зовут меня

И открывают двери перехода.

 

Мои друзья, не ведавшие, как

И почему себя от мира прячу,

Приходят вновь ко мне, как добрый знак,

Как утро, приносящее удачу.

 

БЕЗ ДРУЗЕЙ

 

Раскрыть свою душу на все четыре двери —

Ноги ж не вытрут, возьмут измором.

А закрыть изнутри, никому не веря —

Волком ли выть, со святыми ли хором?

 

Мой дом без друзей — пуст, как стручок

После дождей, после невзгод.

Не спелым соком — из яблока сок,

А сочным словом мой полон рот.

 

Настежь — ров, дом, глаз!

Входи, если сможешь войти сейчас!

А завтра уже не впустит строка —

От голода вымрет душа ли, тело…

Считай — досчитаешь до сорока,

Снегом ли,

Небом ли,

Белым,

Белым…

 

ПОЭТУ

 

                        Алексею Шаповалову

 

Ты ждешь успокоенья свыше.

С небес ли, с крыш?

Но голосом, что стал чуть слышен,

Похож на мышь.

Ты просыпаешься с рассветом,

А света нет.

Твой дух уже блуждает где-то

Как старый дед.

И от печали дни не новы,

Пусты как сон.

И растревоженные совы

Летят в твой дом.

Ты ждешь, и продолжаешь думать,

Что ты забыт,

Что дождь гнетет,

Что ветер душит,

Что тяжек быт.

Ты ждешь намека, знака, крика…

Чего-нибудь!

Чтоб от обычности безликой

Вдруг не уснуть.

Но за спиной твоею робко

Поет птенец.

Молчанье — только остановка,

А не конец!

 

В БЕЗМЯТЕЖНОСТИ АПРЕЛЯ…

 

В безмятежности апреля

Притаился солнца след.

— Ты словам, как прежде, веришь?

— Спросишь. Я отвечу: — Нет.

 

Жаль, что нежность все короче,

День присутствием согрет.

— Ты меня отпустишь к ночи?

— Спросишь. Я отвечу: — Нет.

 

Ветви ветер обнимают…

Не удержат. Что за бред?

— Все ли мы весне отдали?

— Спросишь. Я отвечу: — Нет.

 

За кудряшками черешни

Жди меня, мой ясный свет…

— Ты вернешься, друг нездешний?

— Я спрошу. Ответишь: — Нет.

 

ТОННЕЛЬ

 

Кто-то приносит в жертву курицу,

кто-то кольцо,

Некоторые ломают дом на центральной улице,

Донашивают с чужого плеча пальтецо.

 

А мне что отдать за тебя взамен,

Чтобы не чувствовать опустошающих перемен?

 

У меня нет ни курицы, ни кольца на ладони,

Исчезли зайчики на стенах в солнечном доме,

И привычный путь

протягивает сквозь мою жизнь,

Как раскаленный прут слово — держись.

 

Насквозь сплошная боль, а за ней, верь —

Как в тоннеле — гулко и стыло.

Было.

И ничего теперь.

 

* * *

 

Раскроется небо — свинцовое после дождя.

И мне бы уйти…

Да бескрайность пугает началом.

Как прожито много

В пути от меня до тебя.

До нервного «все!».

Но вчера я об этом не знала…

 

Прикована глупым прозреньем к немому стеклу,

Где капли размыты и время застыло послушно.

И куртка твоя, развалившись на кресле в углу,

Взирает на сжатые губы мои равнодушно.

 

* * *

 

О, жизнь! Пугает холодность твоя

И ветер безразличья беспощадный.

В морозном откровенье ноября

Отсчет обратный…

 

Лишь память… Как, прощая, мать в окне

Вздохнув устало, перекрестит в спину.

Не думай, мама, плохо обо мне,

Я этот мир жестокий не покину.

 

Останусь я тутовником в саду,

И книжкой с красным зонтиком на стуле.

Я смехом внучки снова в жизнь войду

В каком-нибудь июле…

 


Рита Александровна Одинокова родилась в городе Баку. Окончила геологоразведочный факультет Азербайджанского института нефти и химии, факультет психологии Современной гуманитарной академии (Москва). Работает в отделе культуры администрации Россошанского муниципального района. Публиковалась в региональной печати, журнале «Подъ­ём», коллективных сборниках. Автор книг поэзии и прозы «Ностальгия», «Виноградный бунт», «Женщина с красным зонтом». Лауреат литературной премии «Коль­цовский край». Член Союза писателей России. Живет в Россоши.