Имя Ивана Ивановича Дмитриева помнят многие лискинцы, а у кого-то еще в доме висят пейзажи, написанные этим талантливым художником. Как с большой любовью хранятся они и в семье его сына Андрея Ивановича Дмитриева.

Родился Иван Дмитриев 4 февраля 1921 года в селе Старая Покровка, которая делилась на Нижнюю и Верхнюю. Так вот, художник — выходец из Нижней Покровки. Рисовать начал еще в школе. В 1939 году он поступил в одно из самых престижнейших учебных заведений — Академию художеств им. Репина. Когда началась Финская война, его призвали в армию, служил в морской пехоте. В годы Великой Отечественной войны — в блокадном Ленинграде. Успевал рисовать и на фронте. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». Затем восстанавливал Ленинград. Окончить Академию так и не смог — по состоянию здоровья. Две контузии, простреленная рука, дистрофия требовали длительного лечения. Вернулся в Лиски. Работал сначала в добровольном пожарном обществе, затем маляром-штукатуром, мастером. Бригада Ивана Ивановича отделывала здания послевоенных Лисок — клуб железнодорожников, кинотеатр «Октябрь», их усилиями здание МПС было превращено в железнодорожный техникум.

Иван Иванович ни на минуту не забывал о творчестве. Писал много, с удовольствием дарил пейзажи друзьям. Но никогда не изображал войну! Старожилы, наверное, еще помнят его две большие картины, что висели в зале ожидания старого железнодорожного вокзала. И.И. Дмитриев сделал и первый памятник Чолпонбаю Тулебердиеву в селе 2-е Селявное.

Когда-то в домах горожан очень модной была декоративная лепка по потолку, и непременно по центру комнаты, где опускается люстра. Иван Иванович делает эскизы, льет формы, сам разрабатывает состав смеси для декоративной лепки. Затем в цехе ЖБИ по эскизам Ивана Ивановича начали делать фигурные заборы с декоративными вазами, которые 30 лет украшали город. Три иконы в Покров­ском храме — также написаны Иваном Ивановичем.

А еще имя Ивана Дмитриева связано с лискинской легендой — фонтаном в парке клуба железнодорожников. Идея установить фонтан принадлежала А.К. Лысенко, тогдашнему начальнику Лискинского отделения дороги, а проект фонтана, все эскизы исполнены Дмитриевым. Из чаши била вверх 17-метровая струя воды, по окружности располагались лилии. Воду для фонтана качали из озера Богатого.

Иван Иванович — участник первой выставки местных художников в 1950-е годы, которая проходила в кинотеатре «Октябрь». Несколько работ он посылал на выставку в Москву. В семье вспоминают, что они были удостоены поощрительного приза.

Круг интересов Иван Ивановича поразительно широк. Так в семье хранится ответ на письмо 1965 года в Государственную комиссию по сортоиспытанию плодово-ягодных культур относительно выведенного им сорта винограда и о вручении удостоверений на рационализаторские предложения. Всего на его счету около 60 рацпредложений.

Дмитриев не стал профессиональным художником, но и сегодня его пейзажи с видами Дона, Шатрища пленят искренностью и любовью к своей малой родине. К той земле, которую он стремился украсить всю свою короткую жизнь.

 

 

 

ЗОДЧИЙ

ПОСЛЕВОЕННОГО ВОРОНЕЖА

 

В прошлом году исполнилось 110 лет земляку-лискинцу, инженеру-архитектору, члену Союза архитекторов Николаю Васильевичу Александрову. Его имя в истории Воронежского края стоит в одном ряду с Н.В. Троицким, А.И. Поповым-Шаманым, А.В. Мироновым — известными архитекторами послевоенного восстановительного периода города Воронежа.

Родился он 14 октября 1904 в селе Щучье Острогожского уезда Воронежской губернии. Его отец Василий Иванович имел небольшую лавку мануфактурного товара в селе. В 1914-1923 годах учился в Острогожской единой трудовой школе II ступени. С 1923-го по 1925 год получал образование на строительном факультете Воронежского инженерно-строительного института.

Одним из преподавателей у Александрова был известный воронежский архитектор, общественный деятель, опытный педагог и краевед Николай Владимирович Троицкий. Он вспоминал, что Александров был добросовестным учеником, особое внимание уделяя архитектуре, сам усложнял свои задания по курсовым проектам, много рисовал в кружке рисунка и всячески развивал эту способность. Окончив институт, Николай Васильевич сразу весьма удачно зарекомендовал себя как полноправный архитектор.

Еще до войны (в 1934 году) его принимают в Союз архитекторов СССР. После освобождения Воронежа он активно включился в восстановление города.

За годы плодотворной работы Александров стал автором проектов многих жилых и общественных зданий в Воронеже. В том числе в 1937 и послевоенном 1944 годах принимал участие в реконструкции драматического театра имени А.В. Кольцова.

Также он имел непосредственное отношение к проекту постройки в Воронеже областной больницы (в 1938 году разработал генеральный план здания) и районной библиотеки (конкурсный проект по воронежскому отделению Союза архитекторов). В 1944 году Александров проектировал Энерготехникум (по улице К. Маркса, 59), а в 1949 году — стадион «Пищевик» (который после реконструкции в 1961 году получил название «Труд»). В 1954 году по его конкурсному проекту был восстановлен Дом торговых организаций «Утюжок».

Работал Николай Васильевич старшим архитектором воронежского «Облпроекта» (1943-1944), начальником сектора планировки городов (1944-1946), архитектурно-проектного бюро при областном отделе по делам архитектуры (1946-1951). Несколько лет (1951-1953 годы) был главным архитектором города Воронежа.

С июля 1971 года Александров вышел на пенсию. 19 мая 1980 года Николая Васильевича не стало, похоронен в Воронеже.

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬ ЛИЦЕДЕЕВ

 

В Лисках, в детском саду № 103 ОАО «РЖД», для его воспитанников открылась театральная студия. Ее руководитель — актер, режиссер, педагог Федор Иванович Переверзев, сын известного российского киноактера, Народного артиста СССР (1975) Ивана Федоровича Переверзева.

Родился Федор в Москве 28 декабря 1968 года. Его мать — актриса Ольга Соловьева была третьей женой Ивана Переверзева и на 28 лет младше мужа.

Воспоминания об отце у Федора очень теплые. Хотя Иван Федорович часто выезжал на съемки, но о семье не забывал. По возможности устраивал жене и сыну каникулы, забирая с собой (если сцены какого-нибудь фильма снимались у моря). Ярким воспоминанием осталось у Федора то, как отец на даче смастерил ему собственными руками из полена арбалет.

Иван Федорович Переверзев ушел из жизни, когда сыну было 10 лет.

Федор окончил школу с углубленным изучением французского языка им. В.Д. Поленова. В 1985 году поступил во ВГИК. Сначала учился в мастерской С.Ф. Бондарчука, который, кстати, считал его одним из способнейших студентов на курсе.

На втором курсе, в 1987 году, Переверзеву предложили сниматься в фильме «Ночной экипаж»… Уже была отснята половина фильма, но тут пришло время отдать долг Родине – Федор попадает в Театр советской армии. Пришлось совмещать службу со съемками в фильме.

Кстати, Федор Иванович вспоминает, что сослуживцами его были Дмитрий Певцов, Никита Высоцкий, Александр Лазарев и другие будущие известные актеры.

Второй этап обучения во ВГИКЕ проходил уже под руководством Алексея Владимировича Баталова. «По доброму прямой и простой человек», — вспоминает его Переверзев. После защиты диплома Федор Николаевич снялся еще в нескольких эпизодических ролях: у Юрия Озерова в фильме «Сталинград» (1989), Леонида Гайдая «Частный детектив или операция «Кооперация» (1989), Радомира Василевского «Рок-н-ролл для принцесс» (1990).

В 1991 году Федору Переверзеву предлагают работу по контракту в Сирии. Освоиться там помогло знание французского языка. Более 20 лет актер жил в городе Дамаске (столица Сирии), где преподавал актерское мастерство в звании профессор Высшей академии театрального искусства. Федора приглашали давать мастер-классы в Иорданию, Ливан, Эмираты, Турцию. Был он и участником международных театральных фестивалей.

В 2008 году Переверзев снялся и в картине сирийского режиссера Гасана Шмейта «Удостоверение личности».

В Сирии Федор познакомился и со своей будущей супругой — Еленой Николаевной Чешко. Кстати, ее корни по материнской линии из Лискинского района (из села Мелахино). В 1995 году Елена уехала в Сирию, где работала в Дамаском национальном симфоническом оркестре скрипачкой.

 В Дамаске у Федора Ивановича и Елены Николаевны родилось двое детей Мария и Иван.

Однако гражданская война, вспыхнувшая в 2011 году в Сирии, резко изменила жизнь их семьи. Им пришлось в срочном порядке покидать страну. Сначала выехали Елена Николаевна и дети, а потом в буквальном смысле бежал, в сопровождении машин спецназа, Федор Иванович.

Сначала были планы обосноваться в Москве, но родственники Елены Николаевны живут в Лисках, где Переверзевы и решили остаться.

«Хороший город, — говорит Федор Иванович. — Спокойный, с развитой инфраструктурой и замечательными людьми».

Да и для Лисок стал хорошим «приобретением» этот талантливый человек, который, занимаясь в театральной студии с юными лискинцами, сможет воспитать не одну плеяду творчески одаренных детей.