История Воронежского края богата событиями и историческими памятниками. О многих хорошо известно, другие требуют возвращения из небытия. Одним из таких вопросов является вопрос строительства русского флота на Воронежской земле. О том, что Воронеж — родина регулярного русского флота на Черном море, факт общеизвестный. А вот то, что масштабы флота Воронежской и Тавровской верфями не ограничиваются, знают не многие, в основном, специалисты.

Наш край для строительства кораблей был выбран не случайно: берега рек покрывали вековые дубовые, сосновые и липовые леса. Близки были липецкие запасы железных руд, из которых можно выплавить пушки и ядра. Реки Воронеж, Дон, Икорец во время половодья были вполне судоходны, удобные речные пути являлись прямой дорогой от Воронежа до Азова, а местное население уже имело опыт строительства речных судов. В селах и городах было множество знающих свое дело плотников, смолокуров, канатчиков. После взятия Азова в 1696 году Петр Алексеевич замыслил в самый короткий срок создать большой и могучий флот. 20 октября 1696 года Боярская дума приняла важное решение о строительстве Военно-морского флота в Воронежском крае — «Морским судам — быть!» — и эту дату принято считать датой основания военного регулярного флота России. В декабре 1696 года Петр I приказал «на Воронеже делать Адмиралтейский двор». А уже в начале XVIII века корабельные верфи появляются на реках Осередь, Икорец, Хопер. Появление и расширение границ корабельных верфей на территории Воронежского края связано с попыткой укрепления России на берегах Черного моря. Икорецкая судоверфь являлась малой колыбелью, где рождались корабли, проходили выучку солдаты и моряки, принесшие славу России. Давно забытое вспоминается трудно.

В первое десятилетие XXI века воронежскими историками и краеведами сделано немало для возвращения из небытия корабельных верфей на территории Воронежского края, существовавших в конце XVII-XVIII веков. В том числе и по истории Икорецкой верфи, поисками которой занимались воронежские и лискинские энтузиасты-краеведы на основании архивных материалов: В.И. Расторгуев, И.А. Афанасьев, В.А. Изюмцев, Н.И. Сафронов, Н.И. Жапарина, руководитель краеведческо-археологического центра «Икорецкий», преподаватель кафедры «Археологии и истории древнего мира» ВГУ, кандидат исторических наук И.Е. Сафонов, доцент кафедры «Истории России» ВГУ, кандидат исторических наук О.В. Скобелкин, ветеран морского флота В.С. Левшунов.

Информацию об Икорецкой верфи по крупицам собирал в Морской библиотеке и Музее Черноморского флота бывший командир боевой части большого десантного корабля Черноморского флота Ю.В. Лисовский. Он совместно с В.С. Левшуновым выработал концепцию особого значения Икорецкой верфи, как морского форпоста на юге России. В ходе исследований удалось восстановить хронологию функционирования судоверфи, где особо выделено три периода: 1709-1711, 1737-1739, 1768-1770 годы. За короткий период своего существования ее корабли и флотоводцы неоднократно прославили Россию. Только один фрегат «Модон», ее строитель и флотоводец Ф.Ф. Ушаков, чего стоят!..

Сегодня уже не надо доказывать того, что верфь внесла большой вклад в создание Азовской флотилии, которая стала ядром Черноморского флота России. Не прошли даром архивно-исторические и литературные поиски, споры. Значительную роль сыграли книги авторов по истории кораблестроения на верфях Воронежского края. В этом вопросе больше всех заслуживают одобрения работы капитана 1-го ранга в отставке В.И. Расторгуева. Все эти архивные поиски привели к тому, что в распоряжении историков и краеведов оказалась уйма документов, карт, схем, указов, касающихся Икорецкой верфи, а также о деятельности великих флотоводцев XVIII века, связанных с нею — А.Н. Синявина и Ф.Ф. Ушакова.Удалось найти чертеж 24-весельной казачьей лодки, выполненный известным галерным мастером Андреем Алатчаниновым. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. на двух Воронежских верфях была построена 581 такая лодка: 100 — на Тавровской и 481 — на Икорецкой. Кроме чертежей казачьей лодки, были найдены чертежи 44-пушечного прама (плавучей артиллерийской батареи). По этому чертежу в 1769 году на Икорецкой верфи построили 5 прамов.

Особый интерес для исследователей представляло выявить местонахождение самой верфи, ее границы, строения, количество строителей, их быт. Для этого нужно было предпринять полевое исследование. Его организовали в 2003 го­ду, когда проводился третий районный слет юных археологов, под руководством научного руководителя И.Е. Сафонова и автора этих строк. Во время масштабных раскопок кургана была проведена первая разведка по определению границ Икорецкой верфи, после чего двенадцать лет назад началась ежегодная полевая работа на месте предполагаемого расположения верфи. В результате трех полевых сезонов юные археологи обнаружили остатки материального подтверждения существования на берегу реки Икорец корабельной верфи: шлак из печей, корабельные кованые гвозди, скобы, предметы материальной культуры XVIII века, в том числе посуда и монеты. С каждым новым сезоном район поисков расширялся, что стало возможным благодаря появлению новых архивных данных.

По инициативе депутата Лискинского районного Совета народных депутатов Н.А. Кардашова было решено установить памятный знак в окрестностях расположения верфи. История появления главного атрибута памятного знака, якоря с Черноморского флота, заслуживает отдельного рассказа. Автор статьи с главным архитектором района Д.Ф. Черновой выехали на место верфи и определили место установки знака — на левом берегу реки Икорец, недалеко от места расположения сухих доков, где могли находиться уже готовые к спуску на воду построенные корабли. Место доков помимо данных археологии подтвердилось картой 1769 года, на которой в указанном месте располагались прамы.

В 2007 году памятный знак был установлен, но это не было венцом исследований, а только подогрело интерес исследователей. К несчастью, не только краеведов, но и «черных копателей», количество которых все возрастало и возрастало, и оснащены они подчас лучше людей науки.

С 2008 года по сегодняшний день исследована территория между селами Нижний Икорец, Масловка, Духовое, а также место расположения санатория имени Цюрупы. Найденные материалы позволяют сделать выводы о том, что верфь располагалась на огромной площади, территория ее в разные годы существования то расширялась, то уменьшалась. Благодаря поискам удалось также установить, что в работе верфи были задействованы жители двух сел на берегу реки Икорец — Среднего и Верхнего Икорца.

Для более точного определения границ судоверфи, необходимо продолжать поиски в архивах, а также на месте ее расположения. В 2014 году юные исследователи археологического центра «Ико­рецкий» провели три дня на берегу реки Икорец и нашли большое количество предметов, относящихся к исследуемому периоду, в том числе на месте варварских раскопок «чернокопателей», которые в июне, вскрыв масштабные площади и забрав монеты времен императрицы Анны Иоанновны, бросили большое количество менее ценных предметов материальной культуры.

Большая работа, которая позволит нам узнать многие тайны Икорецкой верфи, еще впереди. А то, что это произойдет, сомнений нет — краеведы и исследователи не планируют останавливаться на достигнутом. Поиски истины будут продолжены.