В нынешнем году незаурядному курскому пейзажисту, Народному художнику России Л.И. Рудневу исполнилось 85 лет. Но Леонид Иванович не теряет творческого задора и продолжает работать не покладая рук. В чем мы убедились, посетив мастера в его Гостомле. Там в единении с природой, в ежедневном постижении и перенесении на холст ее сокровенных черт привык он проводить большую часть года. Туда, в уютный деревенский дом, перебирается вместе со своей женой Надеждой Степановной из Курска, как только солнце согреет землю. Говорит, что если в молодости за темами для своих картин ездил по всей России, в Сибирь, на Байкал   на край света, то теперь темы бросаются в глаза прямо с крыльца. И в самом деле: к крыльцу дома подступают в белом буйном цвету кусты жасмина, зацветают алые розы, увядают голубые ирисы, рябит в глазах от высаженных желтых цветов. Тут же, как в землю врос, постоянно стоит этюдник. На окружающих деревьях вы увидите добрый десяток посеревших от времени скворечников. Я их заприметил как старых знакомых, виденных на картинах мастера. По словам Леонида Ивановича, сейчас их обжили воробьи. От дома вверх по склону балки тянется участок, засаженный художником разными деревьями: здесь сосны и осины, березы, дубки, есть и ели разных пород, привезенные из дальних странствий. В урочную пору в этой рощице можно собирать грибы. Хозяин ведь — грибник и рыбак. Возделанных грядок совсем немного, сколько по силам обрабатывать пожилым людям.

Прекрасный вид на долину речушки Реут открывается из широкого, во всю стену, окна второго этажа дома художника, которое он обустроил сам из подручных материалов. Как природный русский мужик, Леонид Иванович не чурается работать руками, проявляет и ценит смекалку в деле. Тут же стоит кресло его работы и целый величественный трон лесного царя, скрепленный из кореньев и причудливых сучьев и украшенный наростами трутовиков. Часто художник изготовляет рамы для своих картин, иной раз очень оригинальные. В большой комнате первого этажа стоят последние работы, этюды цветов, уже увядших, но сохранивших на холсте свою свежесть на долгие годы. Здесь за круглым столом мы, любители живописи, собравшиеся вокруг Льговской картинной галереи, и приехавшие с нами ученики и последователи мастера, уже состоявшиеся молодые художники Иван Воробьев и Марина Панина поздравили учителя и патриарха курской живописной школы с юбилеем и подарили пакет масляных красок.

Руднев — неповторимый мастер пейзажа, непревзойденный колорист. Одна молодая художница сказала про него: «Потрясающий цветовик!» Действительно, приблизившись к его натюрморту с цветами, наткнешься на, казалось бы, беспорядочное нагромождение масляных красок. Груды, кучи закаменевших красок. А издалека увидишь и нежность лепестков, и блеск воды в вазе, и мимолетные блики света. Чем дольше всматриваешься в его работу, тем больше знакомых и милых сердцу черт жизни открываешь для себя. Именно эти качества отличают живопись от фотографии, чего, как правило, не понимает обыватель. Даже берущий в руки кисти и краски. Если повесить на стену фотографию, пусть и очень хорошую, она со временем «приедается», перестает привлекать внимание. Живопись же, в которую вложена душа, всегда остается не до конца разгаданной и потому притягивающей взор. Каким нужно быть чародеем, чтобы создавать ее? И Леонид Руднев является таковым! Курские пейзажисты стараются дать ему свои работы на оценку. И нескольких его скупых фраз бывает достаточно, чтобы увидеть свои промахи и ошибки.

Однако чтобы чувствовать, понимать живопись, нужно иметь в душе те струны, которые стремится затронуть художник. Если их нет, то старания живописца напрасны. Его труд для такого зрителя останется «китайской грамотой». Вспомнили за столом про отношение государства к художникам при социализме. Было совсем по-другому, чем ныне. Союз художников России оплачивал творческие командировки, давал путевки в дома творчества (был такой и у курян, в Макаровке), на Академическую дачу, предлагал исполнение заказов, снабжал холстами, красками. Государство помогало живописцам не только заказами, но и денежными средствами… Ныне же в области имеется целое министерство культуры, но, похоже, до художников руки у него не доходят. Есть один распиаренный любимчик, владелец галереи, а другие — не в чести.

Руднев принадлежит к поколению, по которому прошлась Великая Отечественная; родился 9 июня 1938 года в крестьянской семье в селе Нижняя Озерна Щигровского района Курской области. Отец, Иван Васильевич, в начале Великой Отечественной пропал без вести под Смоленском. Мать, Клавдия Григорьевна, работала не покладая рук в колхозе и дома, а во время Битвы на Курской дуге вместе с односельчанками рыла окопы и траншеи… Своего сына они воспитывали традиционно — в труде и повседневных сельских заботах. Но при этом не лишали увлечений рисованием: он был внимателен к окружающему миру, пытливо всматривался в него. Наверное, поэтому, несмотря на лишения и опасности, босоногое, впроголодь детство и необходимость с малых лет упорно трудиться на земле, душу мальчонки, будущего художника, заполнила неугасающая любовь к нашей отнюдь не всегда ласковой природе, к родному краю?

В 1957 году Руднев окончил Курское художественно-графическое педучилище; в 1963 — Харьковский государственный институт, где обучался в мастерских С.Ф. Беседина, А.М. Константинопольского, А.В. Хмель­ницкого. В те времена многие куряне получали высшее образование в вузах Харькова и Киева, расположенных ближе к их малой родине, чем московские и ленинградские. Харьковский институт много дал для расцвета курской живописной школы. Его курских выпускников Василия Ерофеева, Леонида Руднева, Евгения Зайцева и Аркадия Влазнева в шутку даже прозвали «бандой четырех». Впоследствии двое первых стали единственными жившими в Курске Народными художниками России, Евгений Зайцев   заслуженным художником РФ. А Леонид Иванович (на сегодня — единственный из них) продолжает свой земной путь.

Леонид Руднев — яркий, неповторимый представитель русской пейзажной школы. Школы, которую в 19-м веке создали и развивали А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Шиш­кин, И.И. Левитан, И.К. Айвазов­ский, Н.Н. Дубовской, И.И. Ендогуров, В.Д. По­ленов, А.И. Куинджи. Школы, давшей в ХХ веке таких разнообразных и непревзойденных мастеров, как А.А. Рылов, С.Ю. Жу­ковский, Л.В. Туржанский, Н.П. Кры­­мов, А.В. Куприн, А.М. Грицай, А.А. Пластов, Г.Г. Нисский, В.Ф. Стожаров, Н.П. Федосов, Е.И. Зверьков, Н.М. Ромадин, М.Г. Абакумов. И это далеко не все замечательные русские пейзажисты прошлых времен.

Сердцу русского человека близки и величие просторов, и лирика укромных уголков его Родины. Все это нашло многогранное и проникновенное изображение в русском пейзаже, очень разнообразном еще и в силу огромности страны. Можно сказать, что русская пейзажная живопись двадцатого века создала неповторимый портрет великой страны — СССР. Но в настоящее время создается впечатление, что этот портрет прячут от народа. Кураторы-стряпчие, пришедшие к руководству Третьяковской галереей после катастройки, сначала заполнили предназначенное для искусства XX–XXI веков место так называемым «современным искусством», демонстрирующим всяческие инсталляции с пустыми ведрами, унитазами, клоками рваной бумаги и прочим хламом. Впоследствии их заменили худосочным модерновым подобием живописи, долженствующим низвергнуть социалистический реализм. В залах живописи XX–XXI веков Новой Третьяковки сейчас можно увидеть лишь совершенно ничтожную часть пейзажных шедевров этого периода. Такое позорное положение должно быть изменено, и как можно скорее!

Произведения Леонида Ивановича находятся в Курской картинной галерее им. А.А. Дей­неки, Тамбовской картинной галерее, Министерстве культуры РФ, Художественном фонде Союза художников России, Горловском художественном музее, Льговской картинной галерее, многих частных собраниях России. Художника неоднократно приглашали в Германию, где он писал этюды, проводил мастер-классы, устраивал персональные выставки. Иностранные коллекционеры ценят образность и самоцветность живописи Руднева. Его работы имеются в собрании крупного французского галериста и коллекционера Л. Шамбоди в Руане и Морле, у бургомистра немецкого города Шпайера Р. Керна, у китайских собирателей. У Руднева в его мастерской есть ряд завораживающих картин большого формата. В мою память врезался такой уютный, домашний весенний деревенский вид с теплыми, желтыми пушинками цыплят на переднем плане. Запомнилась августовская тихая закатная ширь курских полей, будто уставших от трудового дня жатвы. Осталась в сознании будоражащая ярчайшая синева весеннего неба среди ветвей, лишь начинающих покрываться первой нежной листвой. Эти картины могут украсить любой, хоть королевский дворец. Несомненно, они украсили бы и здание областной администрации…

Леонид Иванович не тратит времени на рекламу и продвижение своих работ. В юбилейный год его персональные выставки запланированы в Белгороде и, стараниями хозяйки «Артмании» (где часто можно увидеть последние работы мастера) Татьяны Черниковой, — в Курском краеведческом музее. Свой юбилей Леонид Иванович встречает в повседневном вдохновенном труде, за мольбертом и красками. Пожелаем же ему здоровья, чтобы подольше не покидал его творческий задор и он продолжал, радуя родственные души, запечатлевать нетленный образ Родины!