Я близко видел тех ребят

ЧИСТОТА ЧУВСТВА

И ПРАВДА ИЗОБРАЖЕНИЯ

 

В мае исполнилось 85 лет одному из старейших воронежских поэтов Михаилу Каменецкому. Его талант не суетлив, основателен и художественно честен. Он не следует за веяниями времени, но всегда опирается на прожитое и увиденное, на пережитое — и должное. То должное, которое характеризует автора как человека чести и певца правды.

Его стихи о войне, многие из которых написаны в прошлые десятилетия, поражают достоверностью изображения и безукоризненной чистотой чувства. В прежние годы они казались одними из многих лирических произведений на эту тему, не особенно выделяясь из общего ряда. Но сегодня, когда память и забвение вступили как будто в последнюю решающую схватку, час этих строк не только наступил, но и обозначился как главный для их понимания, как самый важный для потерявшегося русского человека наших дней.

Осязательность и психологическая точность образов Михаила Каменецкого есть свидетельство подлинной поэзии: она не вязнет в потоке мелочей, интонационно и образно подчеркивает сверхзадачу, не выдвигая «эго» автора на первый план в качестве наиболее яркой приметы стихотворного сюжета. По­следнее — из числа литературных повадок постмодернистского сочинителя.

Читая эти стихи, погружаешься в уже давнюю реальность. Она оживает и властно требует от тебя соответствия тем испытаниям, которые судьба уготовила родной земле. В словах поэта не найти лукавства и умолчания, желания сказать так — а поступить иначе. Искренность стихотворений Каменецкого несомненна, но очевиден и художественный дар, позволяющий ему находить единственно верные слова и ракурсы событий. Его лирическое письмо обладает признаками классичности, когда погружение автора в глубины сюжета избегает наглядных штрихов и броских подробностей происходящего, но проникает в сокровенное, потаенное сердечное пространство человека.

Стихотворения Михаила Каменецкого напоминают нам: русская поэзия жива и плодотворна, а современный человек, хоть и замороченный ложью и низкими истинами, все-таки способен любить и жалеть, различать добро и зло и совершать поступки, за которые ему не будет стыдно перед дедами и отцами.

 

Дмитрий СЛАВИН

 

 

 

* * *

 

Пристань далекого детства —

милый родной городок.

Там во дворе по соседству

девичий плыл голосок.

К тем несмолкающим звукам

ты, моя память, причаль…

«Желтая роза — разлука,

белая роза — печаль».

Жаркое лето в начале,

что обернулося вдруг

летом великих печалей,

летом жестоких разлук.

Жизни суровой наука…

Истине не прекословь:

«Желтая роза — разлука,

красная роза — любовь».

Нет здесь веселию места,

дни сиротливо тихи…

Не возвратились к невестам

с прошлой войны женихи.

И в одиночестве — мука

юной поры пастораль:

«Желтая роза — разлука,

белая роза — печаль».

 

КАРТОШКА

 

И сказал я жене:

— Отложи черпаки-поварешки

и в литом чугуне

навари нам в мундирах картошки.

Принеси его в срок,

будто снят с догорающих былок.

И свершится зарок…

Не давай ни тарелок, ни вилок,

ни масленки не ставь,

не клади нам ни хлеба, ни соли…

Снова прошлое — въявь:

чугунок, словно холм в чистом поле.

Сядьте, дочки мои

и жена моя. Вечером ранним

всех, от голода павших

на прошлой войне, мы помянем.

По картошке возьмем,

что не сдобрена маслом и солью,

будто в детстве моем…

И откликнется день старой болью…

В том бараке сыром,

где во рту двое суток — ни крошки,

мы хватали ее,

обжигая нутро и ладошки.

И последней со дна

мать со всеми делилась устало…

Что ж ты плачешь, жена?

Ты ведь этой войны не застала…

 

ВОСПОМИНАНИЕ О КИНО

 

Я помню фильм про Сталинград.

Разрывов грохот… И воронки…

С войны солдат — побывке рад —

спал на коленях у девчонки.

Быть может, в первый раз сполна

спал — не тревожным сном привала

в промерзшем зале, где война

его огнем не доставала.

Любовью верною храним!

Давно картина отгремела.

Склонилась девушка над ним…

И все будить его — не смела.

 

ФРОНТОВЫЕ ПЕСНИ

 

На рынке меж торговых точек

перед толпою пострелят

солдат про синий пел платочек,

про пули, что в степи свистят,

про смерть, что ходит рядом где-то,

вгрызаясь в белые снега

и что бойцу до смерти этой

четыре лишь всего шага…

В поселке с титулом районным,

где тыловое шло житье,

нам, голодухой изнуренным,

не дальше было до нее.

Но каждой песни той военной

нас волновал напев святой…

И вся гармония вселенной

жила в гармонике простой.

 

ОБМАН

 

За яблоко избили пацана

Мешочники с воловьими глазами

в голодный год, когда была война.

В детдоме с Колькой были мы друзьями.

И на кровати спали с ним одной,

ногами врозь, как говорят «валетом».

Лишь деревянный столбик со звездой

остался на земле тем жарким летом.

А с фронта письма присылал отец…

Своей жестокой не открыв печали,

собрав тепло мальчишеских сердец,

солдату мы за Кольку отвечали.

В обмане том не чувствуя вины,

в своей мы не раскаялись затее…

За сыном не приехал он с войны.

Пришло письмо: погиб в боях на Шпрее.

 

БЫЛЬ

 

Шел полк, чтоб выполнить заданье,

дорогою, зальделой всклень,

сквозь женское многостраданье

безмужних русских деревень.

Шагал, оставивший любимых

в краях далеких в страдный час,

и нес в глубинах душ незримых

тоски и нежности запас.

В печали слышали глубокой

юнцы, почти что ребятня,

слова девчонки одинокой:

— Солдатик, полюби меня!

О эти вскинутые руки

колонне проходившей вслед.

Тот жест отчаянья и муки

не стерся в веренице бед.

И две слезы в глазах огромных,

как два проклятия войне,

с древнейшей прямотой нескромных,

извечных слов — живут во мне.

Но уходили батальоны,

сурово-серые, как дни,

прочь от любви неутоленной

на голос вражеской брони…

С летами многое забылось,

переболело и ушло.

Что притупилось, что простилось,

что искупленье обрело.

Но ту девчонку у дороги

все вижу на закате дня

с мольбою бабьей изнемоги:

— Солдатик, полюби меня!

 

* * *

 

Этот с давних лет детдома

запах мне знаком.

Пахло прелою соломой, конским кизяком,

серой пылью, на проселке севшей на спорыш.

Шумом тополей высоких нарушалась тишь.

Стриженные «под нулевку», мы из-под руки

в степь глядели. В Федоровку

шли фронтовики.

В вылинявших гимнастерках, в пыльных сапогах,

уцелевшие в жестоких, яростных боях.

Шли дорогой с Иловайска, их народ встречал.

И детдомовец наш Васька радостно кричал.

Не забыть мне полных счастья мокрых глаз мальца.

И сведенные запястья на плечах отца.

Но в степные глядя дали, двое из троих,

понапрасну ожидали мы отцов своих.

 

ПОСЛЕВОЕННОЕ

 

Безногий — пополам почти —

солдат, прижат к ларям,

хвалил на рынке лампочки

к трофейным фонарям:

— Лампадки знаменитые!..

Рупь штука, пацаны.

Тем, чьи отцы убитые,

отдам за полцены…

Хвативши самогоночки,

на роликах скользя,

бубнил, съезжая с горочки:

— Нет, братцы, так нельзя…

У старой поликлиники

раздумывал в пыли:

— Весь день — одни полтинники…

Какие там рубли…

 

* * *

 

Возвратились порохом пропахшие.

Не вернулись без вести пропавшие

из Москвы и Нижнего Тагила,

в безымянных спящие могилах,

утонувшие во мраке ночью,

минами разорванные в клочья

или в танках факелом сгоравшие…

Не вернулись без вести пропавшие.

Не запомнила имен История

тех, что пеплом стали в крематориях.

И не встретить поименно в святцах

всех, замученных на апельплатцах.

Всенародно чтим и помним павших,

но обходим без вести пропавших

из боязни — мост доверья тонок —

может, он предатель и подонок.

Только в праведность любимых веря,

женщины, надежды не теряя,

ждут, когда уходит, догорая,

осень и зима роняет перья.

Ждут глухою ночью, утром ранним

не пришедших, где-то прахом ставших,

обойденных славой и вниманьем.

Ждут родимых, без вести пропавших.

Вдруг из той безвестности унылой

доберется в сумке почтальона

имя, возвращенное могилой

павшего в атаке батальона.

И промолвит женщина седая:

— Вот и отыскался, слава Богу!

И впервые хату покидая,

соберется в дальнюю дорогу.

 

МАТЕРИНСКОЕ ГОРЕ

 

Светлой памяти смоленской крестьянки

Федосьи Андреевны Шершановой,

матери пятерых сыновей,

погибших на войне

 

Пять свечей задул железный ветер,

пять сынов от матери унес.

Где-то далеко на белом свете

пять на обелисках красных звезд.

Так и не узнала, где могилы

на чужой далекой стороне.

Свой жестокий жребий разделила

мать со всей Россией наравне.

Сорок лет пять карточек хранила

в хате, как святые образа.

Высохла, как в засуху калина,

выплакала синие глаза.

И ушла, сынов не повидавши,

в зимней предрассветной тишине,

навсегда причисленная к павшим,

к миллионам павших на войне.

Ей ладоней так и не разжали,

что держали снимки сыновей.

Повздыхали.

Забирать не стали

и похоронили вместе с ней.

 

РОССИИ

 

С именем твоим целебным

в бездне бед и в море зла

ты была моим молебном

и порукой мне была.

На последней, смертной грани

имя я твое берег

даже в час, когда сознанья

еле брезжил огонек.

Высока и необъятна,

словно совесть и судьба,

ты была всегда понятна,

как отцовская изба.

Оттого не умирает,

освящая бытие,

все что сердцу повторяет

имя светлое твое.

 

Я НЕ ХОДИЛ НИ РАЗУ В БОЙ…

 

Я не ходил ни разу в бой,

где лютовала смерть слепая.

Но с детства всей своей судьбой

я к сорок первому припаян.

Забыть ли яростный тогда

вой «мессеров» до исступленья,

когда везли нас поезда

по черным шпалам отступленья.

Мне взрывы не тревожат снов

теперь, когда беда далече.

Но знаю: каждый год сынов

скликает Родина на вече,

кто на своей передовой

погиб, страну прикрыв собою,

в боях под Гжатском и Москвой.

Их жизни прожиты и мною.

Я близко видел тех ребят,

чей подвиг вечно будет с нами.

Они со мною говорят

простыми, честными словами.

И в знак того, когда уйду,

что с ними связан я войною,

красноармейскую звезду

поставьте молча надо мною.

 


Михаил Матвеевич Каменецкий родился в 1935 го­ду в городе Смела Киев­ской области Украинской ССР. Окончил Харьковский авиационный институт. С 1959 го­да работал на Во­ронеж­ском механическом заводе. Автор книг стихо­творений «Вечные приметы», «Травяная струна», «След мимолетный» и других. Член Союза россий­ских писателей. Живет в Воронеже.