Сначала несколько важных штрихов из творческой жизни папы…

В феврале 1921 года Павла Ивановича, отца Аркадия, переводят по военной службе из Липецка в Воронеж. В этом же году папа поступает в Воронеж­ские высшие государственные художественные мастерские, где занимается у А.А. Бучкури, ученика И.Е. Репина. В 1923 году он был принят на второй курс Воронежского художественно-промышленного техникума, где продолжает учебу у А.А. Бучкури, а также у С.М. Романовича и В.П. Трофимова. В 1927 году А.П. Васильев окончил техникум по живописно-декоративному отделению и после двухлетней работы вторым художником в Воронежском драматическом театре получил квалификацию художника-постановщика…

…Бучкури боготворили, ему подражали, у него учились, его «впитывали» в себя, обогащаясь и продолжая. Привязанность к любимому учителю, дружба между собой у его учеников осталась на всю жизнь.

Аркадий Васильев не раз произнесет такие слова: «Меня создали два человека: отец и Бучкури»…

Не подражал открыто ему. Пожалуй, в ранних работах больше чувствуется влияние Романовича…

Увлекался старыми мастерами, изучая до тонкости технологию обработки холста, подмалевку, состав красок и другие секреты. Часто писал на дереве: оно гладко «берет» краску, оно природный материал, оно теплое и живое…

Видеть и воспринимать мир по-особому художнику в широком смысле слова дано от природы, но именно Бучкури научил переносить это видение в изображение, не растратив, не испортив его, но и не просто скопировав, как фотограф, а художественно воссоздав. От Бучкури зародилась у Васильева и любовь к русской деревне, к простым и необыкновенным лицам ее обитателей, привязанность и очарованность природой родного края. Это все будет находить свое развитие с годами…

…В 1927 году Васильев едет в Ленинград поступать в Академию художеств. Не был принят из-за социального происхождения: «… не такой, как все, интеллигент…» Знакомится с Филоновым, посещает его мастерскую. Подобная же встреча и учеба у Петрова-Водкина…

Понял окончательно: мастерство достигается трудом, если есть Божий дар и любовь…

…Александр Алексеевич Бучкури его уважал. Учитель и ученик стали коллегами… В 1929 году А.А. Бучкури и А.П. Васильев создают Городскую художественную студию, став в ней ведущими преподавателями…

…Гремячье. Там, «на низу» у Дона, отдыхала наша семья задолго до моего рождения… Жили у тети Паши, с которой мама вместе сидела в тюрьме. Мама обвинялась в пособничестве шпионажу своему первому мужу-поляку… Тетя Паша, мудрая от природы деревенская женщина, попала в застенки за свою преданность христианской вере…

…Едем в Гремячье… Мама собирает в картонные коробки посуду, в старый чемодан одежду, в матерчатые мешочки крупу, макароны, сахар. Там, в деревне, ничего не купишь… Надо хлеба закупить, но больше двух килограммов в руки не дают. Придется сбегать несколько раз в магазин… На завтра выписан в фонде грузовик для «перевозки художника А.П.Васильева с семьей в село Гремячье для творческой работы»…

Так начался гремячинский период в творчестве художника Васильева…

…Избы под соломенной крышей, плетни, сады, срубы колодцев, разноцветные мальвы под окнами…

…Законченных портретов с натуры в Гремячьем папа не писал. Позировать (долго сидеть смирно и ничего не делать) никто не станет, когда огород не полот, свинья не кормлена, корова не доена! Мимолетные «нашлепки», этюды голов фигур. Писал собирательные образы, типажи, которые складывались в художественном воображении под впечатлением реальных людей. Долгими осенними и зимними вечерами эти образы войдут в композиции.

Большое разнообразие вариантов, поиск на гремячинские темы: «На пароме», «Песня», «На дубках», «Доярки», «Пастух». Многие будут перенесены на большой холст…

…Было в Гремячьем одно мимолетное событие, оставившее, однако, неприятный осадок у всей семьи. Все началось осенью. К сообщению папы о потомке Пушкина, живущем в Воронеже, все отнеслись с недоверием… Но когда художник Олег Вадимович Кологривов, приглашенный к обеду, перешагнул наш порог, все сомнения как-то сами собой растаяли. Представлен он нашему семейству был по всем правилам дворянского этикета — уж это папа умел.

Чинно пообедали с темным вином, принесенным гостем, которому очень понравились мамины кулинарные творения… Олег Вадимович рассказал немного о своей родословной, о себе. Очень тактично, без подробностей посетовал на несложившуюся семейную жизнь и неизбежный развод с женой, художницей Ксенией Николаевной Успенской. Всем стало жаль потомка Пушкина, оставшегося бесприютным…

Как только он ушел, было сделано единодушное заключение: похож! И нос, и губы… хоть с тропининским портретом сравнивай. Но вот чем он превзошел великого предка, так это ростом и крепким сложением…

…Вова Четкин, Саша Савин, Жора Акатов, И. Воронов, О.Новиков — талантливые ученики моего папы…»

 

Татьяна ПЯТОЧЕНКО,

дочь художника Аркадия Павловича Васильева.

(Из книги «Когда была река». Воронеж, 2003).

 

Основную часть работ своего отца, талантливого художника А.П. Васильева, Татьяна Аркадьевна Пяточенко передала Воронежскому художественному музею имени Крамского, музею Воронежского заповедника.