В здании мебельной фабрики Алексей, Андрей, Евгений Фокины и Владимир Власов собрали коллекцию более чем из тысячи документов, фотографий и предметов старины, связанных с улицей Шуры Лавлинской и ее жителями. В музейном помещении — стенды с фотографиями, пожелтевшими письмами, свидетельствами о рождении, географическими картами разного времени, предметы крестьянского быта. К каждому из них можно прикоснуться, подержать в руках.

Экскурсия по музею начинается с рассказа о первых годах образования улицы. Земли около рек Девица и Хохол изначально, во времена царя Алексея Михайловича, заселяли солдаты, казаки, пятидесятники, десятники, рядовые, а в 1684 году на территории современной Горшихи (так эту местность называют хохольцы) стояла деревянная церковь, в приходе которой числилось 105 дворов.

— Интересно, что среди наших прародителей было много однодворцев, военизированных землевладельцев, которые открывали мастерские, выращивали хлеб, имели крепостных, но, в отличие от дворян, платили налоги и несли охрану пограничья, — отмечает один из создателей музея Владимир Власов.

 

В СЕЛЕ ЖИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

И РЕМЕСЛЕННИКИ

 

В музее хранится копия первой карты Нижнедевицкого уезда, датированная 1780 годом. Из архивных документов, представленных здесь, можно сделать вывод, что Хохол был богатым селом: только четыре двора из 918 числились без земель. Остальные имели от 5 гектаров, а у 97 владельцев было свыше 25 гектаров.

На территории села, по данным переписи 1877 года, существовало 39 кустарных мелких промышленных предприятий, было множество садов. Старожилы вспоминают, что там, где сейчас находятся три озера, в начале ХХ века была равнина, а на ней собиралась ярмарка. Само название Горшиха пошло от рода деятельности жителей: здесь добывали много огнеупорной глины, было хорошо развито гончарное ремесло.

Изучая стенды музея, можно узнать сведения о жителях улицы Шуры Лавлинской в период Первой мировой, Великой Отечественной войн, первых пятилеток и создания колхозов. Как учились в первой половине прошлого века, работали на субботниках, получали паспорта. Так, в музее хранятся экзаменационные билеты по географии 1939 го­да, написанные рукой ученика Михаила Грибанова. Он занимался в школе для взрослых. Там же есть воспоминания, которые он написал о своей жизни.

В 1931 году в Хохле зажглась первая электролампочка. Долгое время в строго определенные часы электричество вырабатывала колхозная дизельная электростанция. И лишь в 1962-м в село пришла массовая электрификация.

 

НАЗВАНА ПО ИМЕНИ

ПАРТИЗАНКИ

 

На нескольких стендах активисты рассказывают о подвиге сестер-партизанок Шуры и Натальи Лавлинских. В годы Великой Отечественной войны родные сестры, 19-летняя Александра и 31-летняя Наталья, помогали партизанской группе «Ворон». Девушки доставляли им продукты, собирали для них сведения о фашистских войсках. Накануне освобождения села Хохол девушек выследили. После пыток и допросов 26 января 1943 года Наталью Жаглину и Александру Лавлинскую расстреляли неподалеку от села Ведуга Семилукского района. О гибели девушек рассказала газета «Коммуна» 28 июля 1943 года. В Октябрьской школе, в которой училась Шура Лавлинская, в свое время создали музей в честь мужественной партизанки. Когда школу закрыли, самые ценные экспонаты педагоги сохранили. Среди них — альбом с воспоминаниями односельчан о сестрах Лавлинских. Он стал первым экспонатом народного музея. Имя Шуры Лавлинской сельская улица носит с 1965 года. На въезде стоит мемориальный камень в честь подвига партизанок, а на месте дома, где они жили, — памятная табличка.

 

ЗА КАЖДЫМ ЭКСПОНАТОМ —

ИСТОРИЯ

 

На полу в зале музея стоит сундук. В такие сундуки в начале XX столетия невесты собирали приданое. Рядом с сундуком лежат рубель, с помощью которого когда-то стирали и гладили белье, безмен (рычажные весы), несколько найденных на огороде подков, маслобойка, берды — элементы ткацкого станка, прялка, гребни, лапти, чугунки, утюги.

— Эти предметы были в ходу приблизительно в конце XIX — начале XX веков, а может, даже раньше. Люди их сохранили, передали музею. К сожалению, точный возраст вещей теперь выяснить невозможно, — сказал Владимир Власов.

Среди экспонатов выделяется гармонь. Сделана она из дерева еще в довоенное время, но хорошо звучит до сих пор. Ее сберег Виктор Прохоров. Односельчане помнят, как на инструменте частенько играл Герой Советского Союза Михаил Князев, когда приезжал в родное село Верхненикольское.

Печальная и трогательная история кроется за строками выцветшего от времени письма Ильи Лавлинского. Солдат воевал под Смоленском, в 1941-м пропал без вести, вероятно, был в окружении. А в 1945 году красноармеец прислал о себе весточку на немецком бланке. «Здравствуйте, многоуважаемые мои родные, я имею возможность передать вам, что я живой», — писал тогда Илья. Он коротко объяснил, что сообщить о себе раньше не было возможности. Это послание оказалось последним, домой он не вернулся.

 

РАССКАЖУТ О ЗЕМЛЯКАХ

 

— Мы занялись сбором сведений о жителях улицы Шуры Лавлинской, наших предках, — говорит Андрей Фокин, который уже собрал несколько папок документов о своих родственниках и призывает односельчан последовать его примеру.

Люди приносят в народный музей семейные фотографии. Так, здесь хранится снимок 1927 года, на котором запечатлен местный житель с Надеждой Константиновной Крупской. В тот год она пригласила в Москву из каждого края, области по одному лучшему работнику избы-читальни. На память сделали общий снимок.

На витринах расположились экспонаты военного времени: солдатская каска, ствол от немецкого пулемета, ключи. Сохранился кирпич с печатью, который изготовили на хохольском черепично-шамотном заводе, газетные вырезки, воспоминания старожилов. На стендах есть информация и о современниках, которые служили или служат Отечеству, активно участвуют в общественной жизни села и родной улицы, названы фамилии тех, кто участвовал в сборе экспонатов, приносили документы или снимки.

 

Юлия ТУРИЩЕВА,

обозреватель Хохольской районной газеты «Народное слово»