Обитель талантливых людей
- 29.11.2018
I
Начну с повести Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича». Судейский человек, Иван Ильич Головин, окончив училище правоведения, неспешно делал карьеру, перебираясь из одного провинциального города в другой. В 1880 году с героем случилось несчастье.
Дальше предоставляю слово Льву Николаевичу:
«Иван Ильич ждал места председателя в университетском городе, но Гоппе убежал как-то вперед и получил это место. Иван Ильич раздражался и стал делать упреки и поссорился с ним и ближайшим начальством»1.
Чтобы понять причину раздражительности Ивана Ильича Головина, надо знать, что на всю Россию в 1880 году было всего пять Императорских университетов.
Петербург, Москва, Казань, Томск, Дерпт (Юрьев).
Статус университетского города значил очень много. Так что Воронежу повезло, когда он в 1918 году обрел этот статус, благодаря переводу из Лифляндии Юрьевского университета. Справедливости ради отмечу, что к этому времени государственные (точнее — императорские) университеты уже были в Варшаве, Харькове, Одессе…
И все-таки…
Статус университетского города — знак отличия.
Кучка юрьевцев (и преподавателей, и студентов) преобразила город.
Это была поистине могучая кучка.
Без всякой иронии. Без метафор. Без кавычек.
Дело не в фуражках с серыми околышами и не в тужурках.
Дело не в слове «коллега», которое юрьевцы ввели в обращение, и слово это начало свою созидательную демократическую работу.
Дело в том, с каким достоинством небольшая группа юрьевцев стала обращать в свою веру стотысячный город.
И — обратила.
Когорты преподавателей на протяжении почти столетия сменяют друг друга, но неизменным остается одно — их естественная интеллектуальная состоятельность.
Михаил Семенович Цвет.
Николай Нилыч Бурденко.
Иван Иванович Шмальгаузен.
Борис Михайлович Козо-Полянский.
Мария Афанасьевна Левитская.
Илья Николаевич Бороздин.
Марк Александрович Красносельский.
Яков Александрович Угай.
Федор Николаевич Мильков.
Это — лидеры. А рядом — тысячи преподавателей и студентов, целеустремленно и созидательно творивших университет.
С момента своего возникновения и по сию пору университет — уникальная градообразующая структура, не позволяющая Воронежу раствориться среди преуспевающих губернских центров Центральной России.
Юрьевская научная кровь была замешена на гуманистических традициях общеевропейской цивилизации.
Потому, вероятно, и выстоял университет в бурные двадцатые, когда классическим университетам была уготована судьба старательных приложений к заводским цехам.
Потому и в годы войны устоял университет, скукожившийся в июле сорок второго до двух телег, вывозивших из города гербовую печать да документы ректората.
А после войны как вуз-лидер состоялся.
Конечно, проблем много: высшее образование сегодня не в фаворе. Думающий специалист стране сегодня не очень нужен — власть предпочитает иметь дело с послушными исполнителями, которые легко берут под козырек и не задают лишних вопросов.
В вузовских программах торжествует прагматика, а не теория, не наука. Содержать серьезную научную школу сегодня накладно, да и бесперспективно — реализовывать идеи, рожденные в молодых извилинах, почти невозможно: промышленность лежит, а та, что еще держится на плаву, ориентируется на западные научные разработки и на западные технологии.
Тем более, что нетерпеливое наше государство ждет реализации научных идей не послезавтра, и не завтра, а сегодня к вечеру.
Модель системного научного поиска в вузах отсутствует.
Да и сама концепция университета как серьезного научного центра в административных умах отсутствует.
И в мозгах работодателей — тоже.
— Вы не волнуйтесь за свой товар, — вежливо успокаивают вузовских педагогов работодатели. — Готовьте людей, способных реализовать наши проекты. Реальному делу мы их сами обучим.
К чести нашего университета, он пытается сохранить свое научное лицо.
Потому и стоит сегодня крепко: строит учебные корпуса, общежития…
Ничего не боясь и себя уважая.
По крайней мере, хочется в это верить.
II
В университете я — свой.
Потому что здесь все свои.
Чужие самым удивительным образом в университете не задерживаются.
Своему скажут в глаза все, что о нем думают.
Постараются понять.
Вместе порадуются успеху и погорюют о потере.
Университет — пространство задумывающихся людей.
Лето 2012 года. Университетские сады в Успенской Хавке.
Вечер. Звезды. Асфальтовая дорога, тянущаяся к Шуриновке. Мы прогуливаемся с Анатолием Николаевичем Латышевым в пространстве мироздания между Шуриновкой и Успенской Хавкой.
Молчащий до того Анатолий Николаевич неожиданно говорит:
— А все-таки жаль, что все это кончится.
— Что кончится? — спрашиваю.
— Все это, — делает взмах рукой Латышев.
Анатолий Николаевич Латышев, доктор физико-математических наук, много лет заведовавший кафедрой оптики нашего физфака.
— Представляешь, — говорит мой спутник, — сейчас все это есть, а потом ничего не будет. Никогда.
— А что будет? — спрашиваю я.
— Ничто, — отвечает Латышев.
— Когда наступит ничто? — беспечально спрашиваю я.
— Примерно через четыре с половиной миллиарда лет, — отвечает заслуженный деятель науки Российской Федерации.
— Слушай, — осторожно спрашиваю я, — а ты своих пращуров до какого колена помнишь?
— До прадедов, — признается Латышев.
— А я — до дедов. В отцовском архиве обнаружил справку, что мой дед по отцу родился в 1856-м году. То есть в год окончания Крымской войны. А я родился в 1934-м. В год челюскинской эпопеи. Встречаться мог только с Михаилом Водопьяновым, одним из первых Героев Советского Союза. Так что пространство в четыре с половиной миллиарда лет для меня реальностью не выглядит.
— А для меня выглядит, — возражает Латышев. — Не хочу соглашаться с тем, что когда-то наступит ничто.
— Таковы законы энтропии, — учено утешаю я.
— Ну и что? — не соглашается спутник. — Все равно мне трудно это принять.
С Анатолием Николаевичем Латышевым мы знакомы более полувека — с эпохи детских колясок с дочерьми, которые мы выкатывали в Детском парке, носившем некогда гордое имя Третьего Интернационала.
Понимаем друг друга с полуслова.
Для меня Анатолий Николаевич (в обиходе — Толик) — университетский человек.
То есть человек, живущий творчеством.
Умеющий заглядывать за горизонт.
Советскому университету не слишком повезло в ХХ веке.
Началось с того, что его лишили великого права — автономии.
Права самому определять течение собственной жизни.
К тому же долгие годы от университета требовали не обучение полету мысли, а навыков обращения с логарифмической линейкой и классового понимания исторических и иных процессов, протекающих в обществе. Университет готовил учителей.
Потом спохватились — требовали открытий в пробирках и колбах, отлитых в середине тридцатых годов.
Но помимо пробирок для научного поиска требуется бесстрашие.
Умение заглянуть за горизонт.
И, разумеется, достойная профессиональная подготовка.
Учеными-мыслителями университет наш никогда не был скуден: Петр Григорьевич Богатырев, Алла Борисовна Ботникова, Ростислав Эрнестович Нейман, Селим Григорьевич Крайн, Дюис Данилович Ивлев, Игорь Павлович Распопов, Владислав Петрович Скобелев, Валентин Сидорович Рахманин, Николай Михайлович Чернышов.
С Валентином Сидоровичем Рахманиным мы знакомы с пятьдесят четвертого. В том году я поступил в университет. Лежу в общежитии (тогда абитуриентам давали общежитие на время экзаменов), штудирую географию (тогда поступающие на истфилфак сдавали географию).
Стук в дверь.
— Входите! — кричу я, не отрываясь от учебника.
Дверь открывается, в комнату входит молодой человек в голубой тенниске.
— Я — секретарь комитета комсомола Валентин Рахманин. Какие будут просьбы?
— Если можно — организуйте мне пятерку по географии, — говорю я.
Пришелец смеется.
Я — тоже.
Вот так и познакомились на всю доставшуюся жизнь. Часто встречаемся, обсуждаем насущное. А что может быть насущнее университетской жизни. Спросил однажды:
— Ты в университете с сорок восьмого. Какое время было самым трудным?
Валентин Сидорович ответил сразу, как давно решенное:
— Отставка Бориса Ивановича Михантьева с поста ректора. С моей точки зрения, Борис Иванович был идеальным ректором. Ты помнишь то время?
— Помню.
— И я помню. Борис Иванович не только отчетливо представлял, каким должен быть университет — он очень быстро создал команду единомышленников, вместе с которой реализовал свои планы. Ректорство Михантьева — время сбывавшихся надежд.
— А еще — очень демократичное время.
— Мне кажется, — вздохнул Рахманин, — потому Борис Иванович и ушел, что не очень вписывался в каноны жизни, его окружавшей. Очень на него давили — и из обкома, и из министерства. А гнуться ректору не хотелось. Вот и ушел.
— Однако же Борис Иванович умел защитить тех, кого обижали. Университет в те годы был притяжением для обижаемых.
— Это нормальная функция российского университета, — засмеялся Рахманин. — Мы же готовим специалистов. Специалист — это не чемодан, набитый рукописями, а живой человек. Индивидуальность — прежде всего. Мир формирует личность. Разве можно об этом забывать?
Давно случился этот разговор.
Сегодня нет-нет да и встретимся мы с Валентином Сидоровичем на подходах к нашим факультетам. Идет несгибаемый Рахманин на кафедру.
Трудно идет, опираясь на простецкую палку.
Но — идет.
Человек университета.
Профессор Валентин Сидорович Рахманин.
Университету никогда не требовалось представляться лидером — он был им по существу своему.
И таким остался.
III
В ноябре в Доме актера выступал профессор Владимир Дурденко.
Это был очередной диалог Владимира Андреевича с аудиторией.
Не помню уж какой — десятый, одиннадцатый, двенадцатый.
Доктор технических наук, сотрудник факультета компьютерных наук говорил о главном — о том, как мы живем в мире, который сами же и обустроили.
Университетскому профессору было что сказать аудитории.
Хорошо, что в Воронеже есть голоса, к которым стоит прислушиваться.
Хорошо, что в Воронеже есть университет.
Обитель талантливых людей.
Университет это заслужил.
Владимир Андреевич Дурденко в тот вечер пел под гитару, читал стихи и прозу, доверительно разговаривал с аудиторией.
Это тоже традиция русского классического университета — его духоподъемность.
Его эстетическое верховенство в среде обитания.
«Картофельные семестры» придумала власть, а «Весны» и «Перваки» — студенты.
Если мне не изменяет память — студенты нашего университета.
Тут все закономерно.
Юрьевцы, перебравшиеся в Воронеж, подарили городу не только свою библиотеку и музейные коллекции, но и особый стиль жизни.
Способность самостоятельно принимать решения.
Порядочность.
Надежность.
Добросердечие.
Изобретательность.
Пять лет назад Художественный музей устроил выставку картин, посвященных университету.
Какие-то произведения создавались к юбилею, какие-то доставали из запасников.
Примечательная получилась выставка — галерея несердитых лиц.
Схожих своей открытостью.
Что вполне естественно.
В университете привыкли говорить то, что думают.
В университете привыкли к свободному волеизъявлению.
Старый маляр Редька из чеховской повести «Моя жизнь» приговаривал: «Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу».
«Лжа» нашей жизни не в заблуждениях, а в сознательном искажении правды.
В цене часто оказывается не мысль, а готовый шаблон.
Матрица.
Готовое лекало приучает к изворотливости руки, а не к самостоятельному поиску гармонии линий.
К счастью, в университете много людей, умеющих мыслить небанально.
Людей, хорошо ориентирующихся в пространстве бытия.
Конечно, случается всякое, но одна из самых приметных черт университетского люда — его несгибаемость.
Признание права ощутить себя свободным человеком.
Сергей Александрович Запрягаев — один из таких людей.
В середине «нулевых» Сергей Александрович был первым проректором университета.
Худощавый, немногословный (очень немногословный) профессор-физик симпатий университетского коллектива не снискал.
За глаза его звали «Угрюм Бурчеев».
Помните такого градоначальника, который, обосновавшись в городе Глупове, придуманном Салтыковым-Щедриным, приказал повернуть речку вспять, а когда та все-таки прорвала плотину, велел ее выпороть?
Когда я однажды рассказал первому проректору, как его коллектив именует, Сергей Александрович усмехнулся:
— Могли бы придумать что-нибудь поинтереснее.
Сегодня — по прошествии лет — я думаю, что те, кто видел в Запрягаеве Угрюм-Бурчеева (и я в их числе), были неправы.
Сергей Александрович был (да и остается) абсолютно свободным человеком, и свои представления о том, каким ему видится университет, воплощал в жизнь. В свою собственную жизнь.
Времена были невероятно трудными для всей страны, и Сергей Александрович это прекрасно понимал. А, понимая, как мог, старался остановить Хаос, превратив его в благопристойный Космос.
Многие думали о выживании университета — первый проректор полагал, что у нашего университета есть реальные перспективы для развития даже в те невероятно сложные годы.
От Запрягаева ждали сочувствия, а он предлагал тем, кто рассчитывал на утешение, заниматься делом.
Ощущал себя правым, менять свои убеждения не собирался.
И остался тем, кем был всегда — человеком, верным своему делу.
Свободный человек в самооправдании не нуждается.
Университет — пространство свободных людей.
Свободного человека одолеть невозможно.
1 Толстой Л.Н. Собр.соч. в 12 тт. / Л.Н.Толстой — М, 1958 — Т. 10 — С. 148.
Лев Ефремович Кройчик родился в 1934 году в Ярославле. В 1959 году окончил историко-филологический факультет ВГУ. Член Союза журналистов СССР. Автор около 1 500 научных и публицистических работ, в том числе более 15 изданных в Воронеже книг. С 1962 года работает в ВГУ. Был деканом факультета журналистики. Доктор филологических наук, профессор. Художественный руководитель Театра миниатюр ВГУ (1962–1976). Составитель ряда сборников, посвященных истории ВГУ. В журнале «Подъём» дебютировал в 1967 году.