Друзей моих прекрасные черты…
- 05.02.2016
Тамбовской областной писательской организации исполнилось 55 лет…
Можно было бы и не говорить о ее истории, а выставить все книги, изданные за прошедшие годы, рецензии на них, газетные и журнальные публикации. Во всем в какой-то мере отражена жизнь автора и его окружения. Но, во-первых, для подобной выставки потребовалась бы не одна экспозиция и даже не один зал; во-вторых, всех публикаций уже не собрать; в-третьих, интересно иногда и в документы заглянуть. Ведь в художественном произведении не найдешь ни протокола собрания, ни «постановления», ни полной биографии автора. А в архивных документах отыщешь иногда такое… Ну, скажем, давным-давно забытое. А забывать не надо, потому что за каждой, самой затертой бумажкой, — человек, в данном случае писатель, творец, его жизнь и судьба.
Вот и начнем именно с архивного документа.
«11 ноября 1960 года Секретариат правления Союза писателей РСФСР принял постановление «О создании отделения Союза писателей РСФСР в г. Тамбове». Его первым ответственным секретарем был избран Александр Васильевич Стрыгин, а весь административный штат состоял из ответственного секретаря и бухгалтера.
С 26 мая 1967 года на основании нового устава Союза писателей СССР, принятого на шестом съезде Союза, областное отделение стало именоваться областной писательской организацией.
На 1 января 1969 года членами Союза писателей являлись 10 прозаиков, поэтов и драматургов и 20 членов литературного актива. В некоторых учебных заведениях Тамбова и области стали действовать литературные кружки и объединения»…
Вот такой официальный документ выдала 8 августа 2000 года служба Государственного архива Тамбовской области, уточнив тем самым дату создания писательской организации. Раньше этой датой считалось 22 декабря 1960 года. Однако, как теперь стало известно, в этот день в Тамбове состоялся торжественный вечер, посвященный знаменательному событию…
Безусловно, документ требует расшифровки — с именами, событиями, «убытием» и «прибытием» писателей.
Оказывается, до образования Тамбовского отделения Союза писателей РСФСР в Тамбове существовала писательская организация, но документы за тот период не сохранились. И все-таки кое-что удалось найти и узнать из разных источников.
9 декабря 1932 года в газете «Тамбовская правда» была опубликована заметка «Оживить работу писательской организации». В ней говорилось, что 5 декабря 1932 года состоялось общее собрание членов Тамбовского отделения Союза советских писателей, на котором был заслушан доклад оргкомитета «О перестройке литературных организаций на основе Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года», принят план работы, предусматривающий широкое развертывание деятельности Тамбовской писательской организации. С чтением своих произведений на собрании выступали Труфанов и Соловых. В плане намечалось проведение ежемесячных собраний, вечеров, встреч с читателями…
Значит, еще почти за тридцать лет до создания писательской организации существовала литературная предтеча, у которой тоже, наверное, были свои корни…
Если заглянуть в историю глубже, то можно узнать, что писательская организация берет свое начало с еще более ранних лет.
В 1918 году в Тамбове был создан Пролеткульт, начавший свою деятельность с издания журнала «Грядущая культура» и организации нескольких студий, в первую очередь — литературной. Важную роль в этом сыграли поэты Александр Поморский и Владимир Кириллов. Здесь начинали свою творческую деятельность поэты М. Слободской, П. Слетов (Кудрявцев). В литературном приложении к газете «Тамбовская правда» печатались произведения И. Катаева, Б. Дальнего, В. Докукина, С. Евгенова, Г. Якубовского.
В 1920-е годы была создана Тамбовская ассоциация пролетарских писателей, которая периодически отчитывалась о своей деятельности. В одном из документов, опубликованных в книге «Культурное строительство в Тамбовской губернии в 1918-1928 гг.» (Воронеж, 1983), говорится: «Тамбовская ассоциация пролетарских писателей к данному времени (ноябрь 1927 года) объединяет 12 человек. Занятия проводятся еженедельно…»
Других сведений о литературной деятельности в Тамбове и области за те годы в архивах нет…
Обратимся к более позднему времени. В 1947 году при редакции газеты «Тамбовская правда» было создано областное литературное объединение, просуществовавшее 13 лет, то есть до 1960 года, когда вышло постановление о создании в Тамбове отделения Союза писателей РСФСР. За это время были изданы книги рассказов и повестей Александра Стрыгина, Федора Белохвостова, Бориса Черемисина, Николая Кузьминова; сборники стихотворений Сергея Голованова, Ивана Кучина, Герасима Приземлина, Павла Дорошина. Пьесы драматургов Дмитрия Девятова и Николая Архангельского ставились на сцене драматического театра имени А.В. Луначарского.
Бюро литературного объединения дважды направляло ходатайства в Правление Союза писателей РСФСР об открытии в Тамбове отделения писательского Союза. И, как мы теперь уже знаем, 11 ноября 1960 года прошение было удовлетворено…
В формировании Тамбовской областной писательской организации принял активное участие писатель Эммануил Казакевич. Еще в 1955 году он, по поручению Союза писателей СССР, побывал в Тамбове, общался с молодыми литераторами. Скорее всего, это была реакция на первое ходатайство бюро литературного объединения. В разговоре с тамбовскими авторами Казакевич узнал об их тяжелых жилищных условиях и обратился в обком партии к тогдашнему первому секретарю Алексею Михайловичу Школьникову (1914—2003) с просьбой о помощи.
Вернувшись в Москву, известный советский писатель не забыл о проблемах тамбовских собратьев по перу. В письме к Школьникову он напоминает о необходимости выделения жилья Ивану Кучину, Герасиму Приземлину, Сергею Голованову и благодарит первого секретаря обкома КПСС: «Спасибо Вам за то, что Вы, как и обещали, дали указание предоставить стандартный домик молодому способному литератору Стрыгину. Домик этот он из лесхоза получил и, естественно, счастлив…»
Вот эти, тогда еще молодые литераторы, о которых так беспокоился Казакевич, и стояли у истоков Тамбовской областной писательской организации. Первыми членами Союза писателей РСФСР были: критик и переводчик Эмиль Беккер, поэты Сергей Голованов, Иван Кучин, прозаики Владимир Комов и Александр Стрыгин, избранный на собрании писателей первым ответственным секретарем. Он проработал на этом посту до 1968 года.
Александр Васильевич Стрыгин (1920—1999) родился в деревне Беломестная Криуша Тамбовского района. Только-только заблагоухала юность — с первыми признаниями, мечтами, — как началась Великая Отечественная война. Двадцатилетний лейтенант, окончивший Тамбовское артиллерийское училище, попал на фронт. Бои, ранения, партизанские отряды…
Тяготы военной поры позже найдут отражение в произведениях Александра Стрыгина. Природный дар и крестьянская закалка не раз помогали ему выживать. А легкой жизни он не искал никогда.
Вернувшись после войны на родную Тамбовщину, он устроился на работу в Тамбовский художественный фонд, одновременно занимался литературой, тягу к которой чувствовал с детских лет. Все настойчивее было желание поделиться переполнявшими душу чувствами с другими людьми, особенно с детьми, передать им красоту и богатство слова, русской литературной речи. Несколько лет были отданы работе с подрастающим поколением: Александр Васильевич был сельским учителем, воспитателем в детском доме. Интересные события, происходившие в стране, наблюдения за всем, что творилось вокруг него, не могли оставить равнодушным этого человека. Его «Записки воспитателя», рассказы и очерки о земляках стали появляться в местных и центральных газетах и журналах.
Александр Стрыгин — автор многочисленных книг очерков, рассказов, пьес, повестей, романов, стихов: «Простые люди» (1954), «Расплата» (1965), «Красный камень» (1966), «Терны» (1979), «У порога» (1985), «Голос из далека» (1994). В 1998 году вышел его однотомник «Романы», куда помимо прозаических произведений вошла автобиографическая поэма «Материнский зов». В последние годы жизни писатель занимался также живописью. И это творческое разнообразие помогало ему плодотворно работать до конца дней. Его книги и живописные полотна содержат в себе богатую историю страны и малой родины, творческие портреты выдающихся людей и простых тружеников, к которым писатель относился с любовью и уважением.
Большую роль в развитии литературного процесса в Тамбовском крае сыграло Центрально-Черноземное книжное издательство. После закрытия в 1963 году местного издательства книги тамбовских авторов стали выходить в Воронеже. Прочной связи писателей и издателей способствовала Майя Александровна Румянцева (1928—1980), возглавлявшая областную писательскую организацию с 1968-го по 1980 год. В этот период численность организации значительно возросла: членами Союза писателей стали прозаики Борис Панов, Александр Акулинин, Василий Кравченко, продолжавшие плодотворно работать и в XXI веке.
Родилась Майя Румянцева в Москве. На ее долю выпало тяжелое детство. Она была еще подростком, когда началась Великая Отечественная война. Уже тогда будущая поэтесса понимала, что каждый человек должен внести свой вклад в дело победы над врагом. Труд, иногда и непосильный, сопровождал ее всю жизнь. «Не верят мне, что работала грузчицей», — написала Майя Александровна в одном из стихотворений. Да, в это трудно поверить тем, кто мало ее знал. Грузчицей она действительно работала, и вообще ей не чужд был любой труд. Она обладала удивительным даром опоэтизировать все и всех.
Сколько стихов подарила читателям Майя Румянцева! Сколько профессий воспела в своих произведениях! Один из ее сборников «Характеры» — это книга посвящений: сосновцам, мичуринцам, липчанам, целым коллективам и организациям. Она писала о доярках, шоферах, учителях — о людях труда, с которыми вела доверительный разговор и делилась самыми сокровенными мыслями. Этот сборник вышел в свет, когда Майя Румянцева жила уже в Тамбове. А до этого работала в Москве лаборанткой в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, училась в Литературном институте имени А.М. Горького. Позже переехала в Липецкую область, а в конце 1960 годов — на Тамбовщину. Здесь, в черноземном крае, давшем Отечеству великое множество выдающихся людей, поэтесса обрела друзей, написала немало стихотворений и поэм, имела огромную аудиторию слушателей.
Тамбовский край стал для Румянцевой второй малой родиной, щедро дарившей ей темы и героев произведений:
Здесь удивляюсь каждой жизни,
Здесь судьбы к сердцу пролегли,
Для коих ширь большой Отчизны
С Тамбовской началась земли.
Первая книга стихов Майи Румянцевой вышла в 1962 году, а через год в Москве проходило Всесоюзное совещание молодых писателей. Майя Александровна попала в семинар известного поэта Николая Тихонова, который сразу обратил внимание на необыкновенную лирическую силу ее стихов, на их тонкий психологизм и светлое ощущение мира у автора. Через несколько лет еще один известный писатель — Илья Сельвинский — назвал Майю Румянцеву в числе талантливых русских поэтов.
Она много ездила по стране, а уж Тамбовскую область исколесила, как говорится, вдоль и поперек. Собираясь в очередную командировку, улыбалась: «Еду за стихами». И привозила их из каждой поездки. Стихи рождались после встреч с людьми, после каждого значительного события в жизни страны в целом и Тамбовщины в частности. Этот край Майя Румянцева полюбила всем сердцем. Обращаясь к столице в день прощания, поэтесса писала:
Москва, ты мне все прости —
И этот прощальный стих,
И то, что в разлуке с тобой
Сдружилась с другой землей.
И то, что сегодня под вечер
С волненьем Тамбовщину встречу.
Творчество Румянцевой никогда и никого не оставляло равнодушным. До сих пор в библиотеках области пользуются спросом книги ее стихотворений и поэм: «Грузчица» (1962), «Чайка» (1965), «Твое имя» (1969), «Размах» (1971), «Как поэт опоздал на свиданье» (1974), «Характеры» (1977), «Дорога, встречи, любовь» (1978), «Избранное» (1980), а также сборники, изданные посмертно Тамбовским обществом любителей книги: «Встречи и разлуки» (1991), «Раскрепощенность» (2002). В 2006 году в Тамбове был выпущен том избранных произведений Майи Румянцевой «Неоткрытая глубина» в серии «Литературные родники Тамбовского края».
Сменивший Майю Румянцеву на посту ответственного секретаря писательской организации Иван Сергеевич Кучин (1924—2000) внес большой вклад в дальнейшее развитие литературной жизни края. Его имя хорошо известно тамбовским читателям разных поколений. И сегодня трудно найти жителя Тамбова, кто не знал бы знаменитые строки из стихотворения «Тамбов», написанные как своеобразный ответ автору «Тамбовской казначейши»: «Тамбов на карте генеральной // Кружком означен навсегда!»
Родился Иван Сергеевич в деревне Березовка Шехманского (ныне Петровского) района Тамбовской области в бедной крестьянской семье, учился в сельской школе, трудился на колхозных полях, работал учетчиком. В 1938 году вступил в комсомол, по комсомольской путевке из 9-го класса ушел на строительство оборонительных сооружений, а в 1942-м — в действующую армию. Рядовым пулеметчиком сражался на Юго-Западном фронте, под Сталинградом. Был ранен и контужен. После войны окончил факультет русского языка и литературы Тамбовского педагогического института, ряд лет был на газетной работе. Его стихотворные сборники «Наследство» (1959), «Январские розы» (1963), «Цветы и порох» (1968), «Линия жизни» (1984), «Чтобы жить» (2000) и многие другие всегда пользовались, пользуются и сейчас, спросом читателей.
Когда в издательстве «Советская Россия» вышел сборник Ивана Кучина «На том стою» (это был первый его сборник, изданный в Москве; до этого вышло девять поэтических книг в Тамбове и Воронеже), на нее откликнулись не только тамбовские почитатели таланта Ивана Сергеевича, но и известные московские поэты. Так, Владимир Котов, высоко оценив творчество нашего земляка, процитировал строки из стихотворения, открывающего сборник:
Если стоять — то скалой,
Если упасть — то в бою,
Если лететь — то звездой,
Веря в орбиту свою.
И особенно подчеркнул: «Сказать хлестко и многозначительно сегодня умеют многие. А вот сказать скупо и богато, чтобы буквально за каждым словом была энергия и точность мысли, как в этом стихотворении, на это нужно право — право гражданской личности».
Кучин это право имел, он его заслужил, доказал и оправдал всей своей жизнью. Он много внимания уделял работе с молодыми литераторами, из которых большинство стали потом профессиональными поэтами и прозаиками. Почти все они посещали занятия литературной группы при молодежной газете «Комсомольское знамя».
Эту газету несколько лет редактировал журналист и писатель Георгий Дмитриевич Ремизов (1930—1991). Не одному начинающему автору помог он выйти к читателю. Он сидел над их рукописями, все чаще откладывая работу над своими повестями и рассказами. Ремизовым написано немало, в его письменном столе остались незавершенные и уже подготовленные к печати рукописи. При жизни были изданы две книги: «Снежный рейс» (1973) и «В двадцати шагах от дома» (1987).
Этот человек всегда жив в сердцах тех, кто с ним общался. В память о нем «Книжная лавка писателя» Александра Акулинина в 1994 году учредила литературную премию, которая ежегодно вручается поэтам и прозаикам за активную и результативную творческую работу.
При писательской организации много лет работал Литературный фонд, заботившийся о материальном положении профессиональных литераторов. Его возглавлял участник Великой Отечественной войны драматург Николай Васильевич Архангельский (1917—2005). Первые его пьесы «Печать доверия» и «Упорные сердца» были поставлены в 1950-е годы в Тамбовском драматическом театре имени А.В. Луначарского. В 1974 году театр включил в свой репертуар еще одну пьесу драматурга — «Тропинки».
Николай Васильевич был известен в Тамбове и как хирург, около полувека проработавший в железнодорожной больнице. Медикам посвящены многие рассказы Архангельского, вошедшие в книги «Возвращение» (2000), «Право на жизнь» (2001).
Трудные людские судьбы нашли широкое и яркое отражение в творчестве тамбовского писателя и журналиста Бориса Константиновича Панова (1924—2008). Читая его произведения, реально представляешь героев, кем бы они ни были, — директорами колхозов или совхозов, полеводами, трактористами, сельскими врачами, ветеранами войны и труда: писатель жил и работал бок о бок с ними, воевал, о тяжелом крестьянском труде знал не понаслышке; не чужды ему и проблемы горожан.
Родился Борис Константинович Панов в селе Елань-Колено Воронежской области. Окончив здесь семилетку, поступил в Бутурлиновский технологический техникум, но завершить учебу помешала война. Уходя добровольцем на фронт, будущий писатель и не предполагал, что все испытанное им на войне, ее трагические и счастливые моменты лягут, много лет спустя, горячими страницами в его рассказы, повести и романы.
Вернувшись после Победы домой, Борис Панов постоянным местом жительства выбрал Тамбовский край. Здесь он работал в районных и городских газетах, активно печатался на страницах областной прессы. Его очерки о тружениках сел и деревень Тамбовщины никого не оставляли равнодушным, обсуждались на райкомовских планерках и часто способствовали тому, что долго не решаемые вопросы сельской жизни наконец-то сдвигались с места. Не случайно Борис Константинович за серию проблемных публикаций в 1969 году стал лауреатом премии имени первого редактора газеты «Тамбовская правда» И.А. Гаврилова.
В разные годы в Центрально-Черноземном книжном издательстве выходили книги писателя и журналиста Бориса Панова: «Мартовским днем», «Хозяин», роман-трилогия «Посреди степей». В 2009 году, к 85-летию писателя, в Тамбове посмертно вышел однотомник его повестей и рассказов «На окраине».
Хорошо, когда слова любви, признательности, восхищения стихами говорятся поэту при жизни. Семен Семенович Милосердов (1921—1988) не был обделен вниманием читателей и критики. У него и почитателей было (и есть) немало. Его стихи не только не забыты, они постоянно звучат на вечерах в школах, в библиотеках, просто в кругу любителей поэзии.
Семен Семенович Милосердов родился в поселке Семеновка Тамбовской губернии. Потом семья переехала в Тамбов. Здесь будущий поэт окончил среднюю школу № 5, поступил в Саратовский университет имени Н.Г. Чернышевского, но завершить учебу не удалось: началась Великая Отечественная война. Много фронтовых дорог прошел молодой боец. В бою под городом Севском, на Брянщине, он был тяжело ранен, находился на оккупированной территории. Не долечившись, уходит в партизанский отряд, который позже влился в действующую армию. На белорусской земле, под Гомелем, Семен Милосердов получил серьезное ранение и в 23 года стал инвалидом. На фронтовых дорогах, в госпиталях, в минуты озарения он писал стихи, мечтал о литературной деятельности. Дерзнул после демобилизации поступить в Литературный институт имени А.М. Горького. Радости не было конца: осуществилась давняя мечта! Но в 1949 году его незаконно репрессировали, и пришлось ему изведать еще и горечь сталинских лагерей. Все это потом нашло отражение в стихотворениях и поэмах Милосердова.
В 1956 году он вернулся в Тамбов, был реабилитирован. Работал в районной газете. В 1982 году создал литературное объединение «Радуга», которым руководил до конца дней.
Несколько сборников вышли у Семена Милосердова при жизни, а после кончины, благодаря усилиям вдовы поэта Любови Михайловны Гориной, были изданы: «Белые колокола», «Люби меня, люби…», «России чистая душа», «Нюансы», «Халцедон»…
Отрадно сознавать, что читатели, приходя в библиотеки, спрашивают книги о Великой Отечественной войне. Роман Алексея Емельяновича Шилина (1924—2007) «Четвертый патрон» зачитан, как говорится, «до дыр».
Уроженец Тамбовского края, будущий писатель, окончив семилетку, работал почтальоном, заведовал сельской избой-читальней… Вернувшись с фронта, связал жизнь с железной дорогой, работал машинистом. Первый рассказ был напечатан в газете «Комсомольское знамя» в 1953 году. Потом появились книги рассказов и повестей. И вот в 1970 году увидел свет роман «Четвертый патрон».
Автор, бывший моряк, прошедший войну, написал книгу как собственную биографию: здесь все — правда, суровая, беспощадная правда. Оттого и читается она с неослабевающим интересом.
Своеобразным продолжением «Четвертого патрона» является очерк Алексея Шилина «Чайки над фьордом», опубликованный в газете «Правда» 25 августа 1983 года. Автор переносит нас в далекие военные годы, но как современно звучат антивоенные мотивы, как остро поставлена проблема счастья детей всей земли, независимо от национальной принадлежности.
Вот один эпизод из воспоминаний писателя. Военный катер задержался в Киркенесе, чтобы очистить от вражеских мин фьорды, но неожиданно налетел на мину и получил пробоину. Кое-как добравшись до причала, моряки занялись ремонтом. «Я подошел к шлюпке, — пишет Алексей Емельянович, — но что-то заставило меня обернуться. Женщина и мальчик стояли на берегу, за хлопьями падающего снега. Женщина держала руку на плече мальчика, и я заметил под снегом кончики ее тонких, словно из белого мрамора, пальцев. Другую руку она прижала к груди. И эта ее рука снежно белела на черном легком пальтишке. «Кушать», — произнесла женщина на ломаном русском языке. Я метнулся на камбуз. И вот уже, словно выстрелы, захлопали дверцы шкафа: мои товарищи брали с полок пачки сахара, хлеб, банки с мясной тушенкой… Толкаясь, мы поднялись по трапу на причал. Женщина, как в моей деревне… молитвенно сложила на груди руки…»
И через многие годы видел писатель глаза норвежской женщины и ее сына, и теплом наполнялось его сердце от воспоминаний о том, как в едином порыве поспешили помочь ей советские моряки. Они вовсе не думали о том, что женщина и ее сын — «чужие». С гордостью говорит Алексей Шилин о незаурядном характере русского человека. Это он и о себе сказал…
Процесс становления личности, раннее взросление юношей и девушек в годы войны показаны в произведениях Валентина Петровича Баранова (1924—2004). Он родился в селе Верхнеспасское Рассказовского района и всю жизнь посвятил родному Тамбовскому краю. Только война на несколько лет разлучала его с малой родиной.
После войны будущий писатель и общественный деятель работал директором школы, секретарем райкома партии, занимался краеведением и научно-исследовательской работой, связанной с проблемами культурной жизни Тамбовской области. Много лет был ректором Тамбовского института культуры. Начиная с 1985 года, выпустил несколько книг, большинство из них — о Великой Отечественной войне.
Точность географических названий, описание конкретных фронтовых событий отличают повесть «В дни грозовые».
Не оставляет равнодушными читателей и еще одна книга Валентина Баранова — «Эхо войны». Автор рассказывает в ней о поездках по местам сражений, о неожиданных встречах с людьми, испытавшими на себе тяготы военных лет, о друзьях-однополчанах. Он не скрывает горечи от сознания того, что на дорогах войны потеряны миллионы людей, среди которых были, возможно, будущие ученые, писатели, художники, музыканты. Но страницы книги полны и радостью от сознания величия победы, от того, что вернувшиеся с фронта встали в строй мирной жизни — созидания и творчества. Валентин Баранов тепло пишет о бывших воинах, ставших впоследствии университетскими профессорами, отдавшими много лет воспитанию студенчества; об известном писателе Юрии Бондареве, воевавшем в составе 2-й Гвардейской армии, формировавшейся на Тамбовской земле.
Есть в книге В.Баранова «Эхо войны» и горькие раздумья о настоящем дне России, о том, как живут сегодня победители и побежденные. Несколько очерков посвящены послевоенному поколению — тамбовским поэтам, чьи отцы не вернулись с войны, но светлая память о погибших живет в сердцах и творчестве детей.
И память о Валентине Петровиче Баранове, скончавшемся 6 декабря 2004 года, жива в сердцах его воспитанников, читателей его книг, которые наряду с книгами других писателей дополняют историю нашего края и страны в целом.
Много лет была связана с Тамбовской писательской организацией Галина Ивановна Татарикова (1923—1987), по рождению москвичка, дочь писателя И.М. Новокшонова, соратника М.Горького. В 1962-1985 годах Галина Ивановна жила и работала в Тамбове. В газетах и коллективных сборниках публиковались ее очерки о тружениках Тамбовского края. На тамбовском материале созданы повести «Мои родные» (1974), «Вечный двигатель» (1980). В центре их — люди разных профессий: работники торговли, заводские труженики, представители интеллигенции. Писательница, изображая своих современников, наделяет их сильными характерами, благородными помыслами — всем, что было присуще ей самой.
Чувство ответственности перед читателем никогда не покидало Татарикову, она всегда помнила, что написанная книга должна быть прочитана, а не отодвинута в сторону. С интересом воспринимаются ее повести «Температура души» (1984), «Соло для арфы с барабаном» (1985), роман «Малая Бронная» (1986).
В середине 1970-х годов в Тамбов из Сибири приехали два прозаика с солидным литературным багажом — Любовь Асеева и Иван Елегечев. О творчестве Любови Прокопьевны Асеевой (1934—2010) писали в центральной прессе известные столичные авторы — Вячеслав Шугаев, Виктор Кочетков. А Георгий Коновалов свою рецензию на одну из книг Любови Асеевой назвал так: «Талант, чуткий на правду». Книги писательницы выходили в Томске, Москве, Воронеже, Тамбове: «Глафира» (1969, 2004), «Настасьино счастье» (1970), «Суровая летопись» (1979), «Птица вещая Гамаюн» (1989). Рецензенты асеевских книг отмечали прежде всего колоритные характеры героев, с любовью написанные портреты женщин. Радостью и гордостью за героиню, самоотверженную труженицу, проникнуты строки повести «Глафира», тревогой дышат страницы повести «Настасьино счастье», рассказывающей о покорной и забитой крестьянке, которая в конце концов прозревает и совершает по сути дела подвиг: отдает накопленное и тщательно скрываемое золото на нужды фронта. Для другого человека — это всего лишь гражданский долг, а для Настасьи — подвиг, потому что произошло ее нравственное перерождение.
Человек-созидатель получил достойное отражение в прозе Ивана Захаровича Елегечева (1927—2011). В предисловии к одной из книг автор подчеркнул: «…Я писал искренне о виденном в жизни, о пережитом, о тех, с кем провел немало дней: то на борту судна-буксировщика, то на плоту, то у таежного костра за тихой беседой о смысле жизни и людском счастье…»
Приехав в 1976 году на постоянное жительство в Тамбов, Елегечев написал и издал несколько книг, в том числе и романы «Губернатор» (1987), «Оккупация» (1991). По мотивам романа «Губернатор» автор создал пьесу «Что есть истина?», премьера которой состоялась 29 октября 1983 года в областном драматическом театре имени А.В. Луначарского. В 2002 году в Тамбове издано собрание сочинений И. Елегечева в двух томах, в 2007-м — роман-трагедия «Голгофа» в четырех частях, двух книгах.
Событием в литературной жизни стал выход в 2008 году однотомника «Что есть истина», в который автор включил драматическое произведение в двух актах, давшее название всей книге, роман «Губернатор» и драму «Эшафот». Это — трилогия о высоком нравственном подвиге человека во имя истины…
В жанре поэзии конца ХХ века активно работал Герасим Павлович Приземлин (1917—1995). Потеряв в юные годы зрение, он нашел свое призвание в литературе. Деятельное участие в судьбе Приземлина принял известный писатель Николай Рыленков, помогавший автору из Тамбова публиковать стихи. Первый сборник Герасима Павловича увидел свет в 1955 году. Позже в Воронеже и Тамбове были изданы книги: «На сторонке нашей» (1959), «Мой костер» (1970), «В кругу друзей» (1977), «До последнего вздоха» (1987). На стихи Герасима Приземлина написано несколько песен о Тамбове.
Одним из ответственных секретарей Тамбовской писательской организации был прозаик и издатель Александр Михайлович Акулинин (1938—2010). Родился он в селе Большая Лозовка Токаревского района Тамбовской области. После окончания школы работал в колхозе, на стройках Тамбовщины и Сибири. Еще в детстве он решил стать писателем: упорно рифмовал слова и предложения. Потом попробовал себя в прозе. Начал с небольших заметок в газету «Комсомолец Кузбасса», в которой был внештатным корреспондентом, когда работал в Новокузнецке. В этой газете и появился первый рассказ начинающего литератора.
В 1967 году Александр Акулинин вернулся в Тамбов и полностью посвятил себя творчеству. Первое объемное произведение писателя — автобиографическая повесть «Шурка-поводырь». Он посылал рукопись во многие журналы, издательства, но ее не печатали. Живя и работая по законам народной мудрости «Терпенье и труд все перетрут», Акулинин писал, переписывал, бросал и начинал снова. И вот — терпенье и труд вознаграждены: в 1975 году повесть была опубликована в журнале «Волга». Это случилось после того, как Акулинина послали на Всесоюзное совещание молодых писателей, и он попал в семинар к редактору «Волги» Николаю Шундику. Ему повесть понравилась, он напечатал ее в своем журнале. А через год она вышла отдельной книгой в Центрально-Черноземном книжном издательстве в Воронеже. И в том же году Александра Акулинина приняли в Союз писателей — по одной книге: редкий случай!
В последующие годы произведения тамбовского прозаика периодически появлялись в журнале «Подъём», издавались отдельными книгами в Воронеже и в Москве.
Заметным явлением в истории литературы Тамбовского края стал роман Александра Акулинина «Крепость на Цне», выдержавший три переиздания. В нем показана многосторонняя, разнообразная жизнь: люди с их добрыми и злыми поступками; крупные и мелкие события, связанные со строительством крепости Тамбов.
Поиски нравственных идеалов отличают произведения тамбовского прозаика Василия Васильевича Кравченко (1937—2013). Из города Брагино Гомельской области, где родился, он 1950-е годы приехал в Тамбовскую область, поступил в Мичуринский педагогический институт. После его окончания работал учителем в Белоруссии. Но все настойчивее тянули к себе понравившаяся тамбовская природа, люди, с которыми успел подружиться в студенческие годы. И Василий Кравченко окончательно переезжает в Тамбов.
Путь в литературу у этого писателя, как и у многих других, начинался с журналистики. Василий Кравченко работал в областной молодежной газете «Комсомольское знамя». Именно эта газета с его литературным объединением была творческим прибежищем для многих начинающих поэтов и прозаиков. Среди них уже достаточно серьезным жизненным и литературным опытом выделялся Василий Кравченко. Его творчество высоко оценивали не только местные критики. В 1972 году в журнале «Молодая гвардия» была напечатана повесть «Братья Карандеевы», которой дал «добро» известный писатель Владимир Дудинцев.
Несколько книг Василия Кравченко выходили в Центрально-Черноземном книжном издательстве: «Время долгих ночей», «Беспокойный человек», «Грустная история», «Личное дело следователя Дудникова». В начале 2000-х годов в Тамбове были изданы романы «Графский наследник» и «Сага о заблудших». Сборник рассказов «Дым отечества» вышел в 2012 году, к 75-летию писателя. Много осталось у него не напечатанного. Несколько лет пролежал в письменном столе подготовленный к изданию роман «Не довелось нам жить в Париже», увидевший свет уже после кончины автора.
Среди молодых поэтов 1960-х годов особым даром выделялся Евгений Иванович Харланов (1942—1993). Его стихи печатались в газетах «Тамбовская правда», «Комсомольское знамя», «Народный учитель»; около тридцати стихотворений вошли в коллективный сборник «Голоса пяти городов» (1969). Эти публикации и самостоятельные сборники — прижизненный «Зеленая Вселенная» (1983) и посмертный «У придорожного камня» (1993) — не отражают всей полноты творческого потенциала Евгения Харланова, но и по ним можно судить о незаурядной личности талантливого поэта. Его стихи всегда отличали необыкновенная образность, неожиданность сравнений, богатство содержания и отточенность формы.
Даже заголовки разделов сборника «У придорожного камня» говорят об оригинальном мышлении автора: «Грамматика луга», «Разбилось, потому и стало зримо», «Миров мучительная близость», «Иголка в иволге».
Евгений Харланов преподавал философию в Тамбовском институте культуры (ныне — ТГУ имени Г.Р. Державина), насыщая ее поэзией, а поэзию он обогащал философией. Его стихи не просто удивляют, они иногда поражают тем, как поэт мог в нескольких строчках уместить мир, соединив простоту с непостижимостью.
Как свернутую скатерть,
Куст сирени
Мы развернем
От комнат до комет!
«Жить на земле, душой стремиться в небо — вот человека редкостный удел…» Эти строки Владимира Солоухина использовал в качестве эпиграфа к своей поэме «Высота» тамбовский поэт Геннадий Константинович Якушенко (1939—1976). Поэма была напечатана в 1972 году в газете «Комсомольское знамя». Больше сорока лет прошло, а впечатление такое, будто бы только что написаны строки, полные тревожных раздумий о будущем: «Не слава нас волнует, а вопрос: // После себя оставишь что грядущему?..»
Теперь можно с уверенностью сказать, что сам автор оставил после себя не только могильный холм, но и стихи — как продолжение жизни.
Первый сборник Геннадия Якушенко «Синие ливни» вышел в 1967 году в Воронеже. Свежесть поэтического восприятия мира, по-новому увиденные картины природы Тамбовского края, проникновение в глубины человеческой души — вот что характеризует стихи этого поэта.
В 1983 году был издан второй сборник Геннадия Якушенко «Строка». Он начинал готовить рукопись сам, но завершить работу не успел. Это сделал старший товарищ по перу Иван Кучин. «Разбирая архив моего погибшего товарища, — писал он во вступительном слове, — я старался сохранить намеченный автором замысел книги, отбирая для нее все, что, на мой взгляд, могло бы представить поэта в его наиболее характерных творческих проявлениях».
Много лет работал в жанре детектива, приключения и фантастики тамбовский писатель Анатолий Яковлевич Косневич (1935—2010). Начинал он с рассказов для детей. Вначале они печатались в местных газетах, а в 1981 году вышла в свет книга «У весны голубые крылья». Автора волнуют проблемы становления характера подростка, формирование его мировоззрения и чувство ответственности за свои поступки. Несколько рассказов в книге посвящены теме Великой Отечественной войны — времени, когда дети рано взрослели и вместе со всеми мужественно переносили тяготы военных лет.
Одновременно с детской тематикой Анатолий Косневич продолжал глубоко разрабатывать детективный жанр, в котором значительно преуспел. Начиная с 1990-х годов, в Тамбове вышли его книги «Портрет неизвестного со шпагой» (1990), «Похищенная корона» (1996), «Злые чары» (1998). Десять раз Анатолий Яковлевич был победителем конкурсов Тамбовского управления внутренних дел на лучшее произведение о работниках милиции.
В 2004 году Анатолий Косневич выпустил два сборника детективных рассказов для подростков — «Опасное сходство» и «Следы Фантомаса». Писал он и лирические повести и рассказы, которые вошли в книги «Стрельба вишневыми косточками» и «Пик льва» (обе — 2005). О плодотворной работе писателя говорит тот факт, что с 2006 по 2009 год изданы девять его книг.
С детских лет начал писать стихи и рассказы Геннадий Александрович Попов (1940—1997), но первая публикация появилась только в 1988 году. Это были сатирические стихотворения на злобу дня. Многие из них задолго до публикации были известны близкому окружению автора, но даже во время перестройки (напомним, что она началась в 1985 году) не всегда удавалось их напечатать. Его сатира была острой, порой беспощадной. Это не могло нравиться чиновникам и бюрократам, которые в коротких, но емких стихах узнавали себя:
Коль он — начальник, ты — дурак.
И к этому привык народ…
Лезь в руководство — только так
Все сделаешь наоборот!
В 1990-е годы у Геннадия Попова в «Книжной лавке писателя» Александра Акулинина вышли сборники: «Размышления» (1990), «Улыбнитесь, пожалуйста!» (1991), «Осенняя грусть» (1993), несколько книг стихов и рассказов для детей. Он писал также пьесы и сказки, которые инсценировались в детских коллективах художественной самодеятельности.
В 2000 — 2001 годах в Тамбове вышло двухтомное собрание сочинений Геннадия Попова, включившее практически все, что он успел написать.
Поэт и прозаик Игорь Вячеславович Лавленцев (1963—2005) за свою короткую жизнь создал немало произведений, которые занимают значительное место в литературе конца XX — начала XXI веков. В 16 лет он стал инвалидом, и с этого времени занятия литературным творчеством наполнили его жизнь. Первый стихотворный сборник «Черный турман» вышел в 1992 году. Он не прошел незамеченным, как это часто бывает с первыми книгами молодых авторов. Игоря Лавленцева поддержали товарищи по перу из областной писательской организации; его стихи, повести и рассказы стали появляться в журналах «Москва», «Юность», «Сельская молодежь», «Подъём». Хорошие отклики в прессе получили стихотворные сборники «Элегия скола» (1997), «Смиренная декада» (2001). В них — произведения гражданского звучания, философская лирика, духовные стихи; в них — проблемы века.
«Песня певцу не всегда благодарна», — подобных выводов-афоризмов в стихах Игоря Лавленцева немало. Нередко в них звучит боль. Но не отчаянье. У этого писателя всегда в душе присутствовали вера, надежда и любовь. И это помогало ему жить, творить и быть уверенным в том, что «Зависит речи глубина // От звука сказанного слова».
Примером самоотверженной преданности литературному труду был писатель Евгений Анатольевич Яковлев (1938—2008). Около тридцати лет работал он над романом «Ярмарка». Это многотомное произведение рассказывает об известных фабрикантах Асеевых. С 1990-го по 1998 год вышло шесть книг «Ярмарки».
Начиналось творчество Евгения Яковлева с небольших рассказов, которые иногда появлялись в местных газетах. Как и многие его собратья по перу, он посещал занятия в литературной группе при газете «Комсомольское знамя», а затем — в литературном объединении «Радуга», прошел серьезную школу прозаика Георгия Ремизова и поэта Семена Милосердова.
Став членом Союза писателей России, Евгений Яковлев продолжал осваивать крупные литературные жанры: в 2005 году в Тамбове был издан его новый роман — «Царица Тамар» (в двух частях), рассказывающий о женщине, стоявшей в XIII веке во главе грузинского царства.
С «Радугой» связано творчество еще одного тамбовского поэта — Николая Михайловича Замятина (1928—2008). Он пришел в литературное объединение в 1980 году — уже в достаточно солидном возрасте, почувствовав, что ему не дают покоя стихи, которые стали все чаще появляться в блокноте. Желание серьезно заняться творческой работой привело его в «Радугу», где начинающие поэты и прозаики от 17 до 70 лет, общаясь друг с другом, прислушиваясь к советам своего руководителя, медленно, но верно выходили на литературную дорогу, не надеясь на снисхождение профессионалов, понимая, как нелегок путь писателя.
Прошло немало времени, пока стихи Николая Замятина стали публиковаться в коллективных сборниках, а потом появились и собственные книги: «Черное, красное, белое» (2001), «Семь дорог в будущее» (2003). Автор пишет о Великой Отечественной войне, в которой он по возрасту не участвовал, но тема эта ему близка; о жизненных перипетиях, в которые попадает человек, о собственных переживаниях, о прошлом и сегодняшнем времени; его волнует все, что происходит в стране: «Нельзя спокойно жить на свете, // Не те сегодня времена…»
Николай Замятин пробовал себя и в прозе. В книгу «Семь дорог в будущее» помимо стихотворений вошли четыре рассказа.
Неожиданно быстро ушла из жизни Людмила Ивановна Котова (1959—2014). Окончив Тимирязевскую академию, она работала главным агрономом в тамбовском хозяйстве «Тепличное», одновременно занималась литературным творчеством. Печататься начала с 1980 года. Подборки ее стихов появлялись в областных, городских и районных газетах, а в конце 1990-х годов в Тамбове были изданы книги «Дарите радость людям» (1997), «Я отпускаю душу на свиданье» (1999). В них доверительный разговор о любви, о красоте русской природы — вдохновительницы всех творческих людей, обо всем, что нас окружает. «Поговори со мною о любви», — просит своего избранника лирическая героиня, но предупреждает: «Не торопись назвать любовью // Внезапно вспыхнувшее чувство…»
Любовь, к сожалению, не всегда бывает взаимной, и много стихотворений Людмила Котова посвятила не только встречам, но и разлукам. Но настоящее чувство, убеждает нас поэт, пусть даже и безответное, возвышает человека, делает его богаче:
В сборнике «Рожденная под знаком Близнецов», изданном в Москве в 2004 году, Людмила Котова продолжила доверительный разговор с читателем обо всем, что было дорого и близко ей самой. В год кончины Людмилы Ивановны писательская организация выпустила посмертный сборник ее произведений…
Выход к читателю поэта, прозаика, журналиста Владимира Алексеевича Чернышова (1947—2005) начался в 1960-е годы с газетных публикаций. Позже подборки его стихотворений стали печататься в коллективных сборниках, выходивших в Тамбове, Воронеже, Москве. Он много писал о природе, видел ее зорким глазом охотника и трепетным сердцем поэта, об армейской службе, переносить тяготы которой помогала все та же природа:
«Где красиво — там Россия», — написал Владимир Чернышов в одном из стихотворений. И воспринимал эту красоту как дар, осознавая, что без нее не было бы поэзии.
С охотничьим ружьем исходил поэт всю Тамбовскую область, и часто случалось, что, прицелившись в птицу или зверька, не делал выстрела: залюбовавшись обезоруживающей красотой, опускал ружье и доставал блокнот, который всегда носил с собой.
Владимир Чернышов успел издать два стихотворных сборника — «Это было со мной» (1997), «От прозвищ — к отчествам» (2003). В 2004 году вышла книга прозы «Для зоркости глаз!» Познакомившись с ней, читатель откроет для себя много ранее неизвестных мест родного края, насладится картинами восходов и закатов, отметит колоритную речь тамбовских жителей.
В полемических заметках критиков и литературоведов нет-нет, да и мелькнет мысль о том, что рассказ развивается менее активно, чем другие жанры. Возможно, для подобных высказываний и есть основания, но они не могут в полной мере относиться к тамбовским прозаикам, в чьем творчестве рассказ занимает видное место. Об этом свидетельствуют книги писателя Валерия Анатольевича Кудрина (1940—2010), состоящие в большинстве своем из рассказов.
Валерий Анатольевич родился в Тамбове. Здесь он окончил школу, начал заниматься творчеством. Тяга к литературе привела молодого человека на филологический факультет педагогического института, который он окончил в Ярославле. Работал учителем в Знаменском районе Тамбовской области. Глубокое проникновение в суть этой благородной профессии дало возможность писателю создать впоследствии прекрасные образы учителей, не представлявших своей жизни без работы с детьми.
Первые рассказы Валерия Кудрина были опубликованы в областной молодежной газете «Комсомольское знамя». Позже он и сам связал свою судьбу с журналистикой — был редактором районной газеты в Знаменке. Встречи с людьми, прежде всего с жителями своего района, обогащали жизненный опыт и давали темы не только для газетных материалов, но и для художественных произведений. Герои рассказов и повестей Валерия Кудрина — не выдуманные, а реальные люди, живущие и работающие рядом с ним. Поэтому и читаются произведения с большим интересом.
Доброта, душевная щедрость, способность и готовность прийти на помощь другим — вот качества, присущие героям книг Валерия Кудрина.
Уход из жизни каждого человека — невосполнимая утрата. Тем более когда уходит тот, с кем сдружился, в кого поверил, кто мог бы сделать гораздо больше, чем довелось. Таким был Александр Александрович Зотов (1953—2014). Он родился в Тамбове. Здесь окончил школу и культпросветучилище. После окончания Ленинградского военного училища 26 лет отдал службе в армии. Майор запаса. Армейская жизнь и стала главной темой его произведений.
Печататься Александр Зотов начал с 1992 года. Его рассказы появлялись на страницах городских и областных газет. А в 1993 году вышла в свет первая книга «Белое танго». В последующие годы были изданы книги повестей и рассказов: «Мы увидим рассвет», «Батальон-2. Офицеры», «О людях в погонах». Последнюю книгу, дополненную новыми произведениями, выпустила вторым изданием Тамбовская писательская организация в 2014 году, когда автор был уже тяжело болен. Он ждал выхода этой книги и успел подержать ее в руках…
…Горько и обидно говорить в прошедшем времени о товарищах по писательской организации. Только за последние 10 лет (с 2005 года) ушли из жизни 15 поэтов и прозаиков. А если считать со дня появления в 1960 году писательской организации, то эта цифра значительно возрастет…
Мы помним одного из первых тамбовских членов Союза писателей РСФСР Эмиля Марковича Беккера (1889—1963), писателей-фронтовиков: Николая Васильевича Кузьминова (1919—1979), Павла Алексеевича Дорошина (1913—1977), Сергея Ивановича Голованова (1917—1976); помним поэтов, оставивших немало стихотворений о России, о Тамбовском крае, о любви: Анатолия Андреевича Куприна (1937—1967), Виктора Александровича Острижного (1936—1998), Лидию Георгиевну Кобзеву (1952—2006), Андрея Михайловича Белкина (1934—2008), Альфреда Евгеньевича Мильрата (1932—2014), Нину Николаевну Измайлову (1946—2015).
Память об ушедших писателях — вечна. И мы не просто помним их, а бережем богатое литературное наследие для будущих поколений.