Единственная дорога
- 04.12.2025
В 2025 году в Воронеже была издана книга стихотворений Елены Ереминой «Душа ещё летит…»1. Событие никак не озвучивалось на презентациях и в СМИ, однако это издание обладает удивительным творческим весом и серьезной художественной значимостью.
На страницах сборника, в который вошли стихи разных лет, поэтесса предстает перед читателем автором чрезвычайно зрелым. Форму произведения она чувствует почти на уровне «звериной интуиции» и при этом умеет безошибочно найти единственные слова, что передают измучившее ее сердце содержание.
Поэтический образ у Ереминой рождается как будто сам собой, извлекаемый из небытия точной речью, которая, кажется, знает, куда она течет. В прозрачных строках отчетливо, но совсем не декларативно проявляется чувство рода, и это обстоятельство придает ереминским стихам духовную твердость. В них растворено и кристаллизовано авторское понимание всего происходящего во внешнем мире вкупе с чувством личного долга перед прошлым и будущим.
Засыпаю… Комната качается.
Над кроваткой — теплая стена,
Вышивка, натянутая пяльцами:
Домик, снег, и звезды, и луна…
Тени между окнами встречаются.
Свет неяркий — лампа у окна….
Мы пройдем, а Родина останется —
Вечная, любимая, одна.
Многое досталось и достанется.
Но была мне истина дана —
Вышитые мамиными пальцами
Домик, снег, и звезды, и луна.
Все происходящее непременно имеет у Елены Ереминой какое-то тайное, неизъяснимое значение и похоже на знаки, метафизическим пунктиром обозначающие судьбу героини. Это свойство художественного восприятия мира можно назвать живой созерцательностью. Но при таком движении по поэтической тропе автору необходима особая наблюдательность и высочайшая точность слова. Приблизительность почти обязательно соскользнет в банальность, ложную многозначительность, фальшь — в книге «Душа еще летит…» этих пагубных для поэта свойств не найти.
Давая непосредственную картину всего внешнего, автор не подминает огромный внешний мир под свое эго и не сужает метафизику бытия до метафизики собственного бытия.
И это навсегда в меня впечаталось,
Как верный знак причастности моей
К родной земле, где общее и частное
Неразделимы в сущности своей.
Здесь прекрасно выписаны пейзажи и состояния природы, но они не самодостаточны, как порой бывает у современных стихотворцев, увлеченных изобразительностью в лирике. Поэтесса чутко отображает душевный непокой через жизнь природной среды, земли и неба.
День и ночь
1
Там, где рассвет, осторожный и росный,
Влажно и холодно гладил травинки,
Солнце сверкает сквозь рослые сосны,
Теплые тени легли на тропинки.
И отвечает на яркие блики
Встречных полянок веселье живое
Красными капельками земляники,
Желто-зеленой волной зверобоя.
Три пополудни. Такая истома,
Будто уже ничего не случится,
Будто из древнего-древнего тома,
Благоуханна, раскрыта страница.
2
А в ночь — гроза. И ветер отпоет,
И небосвод раздвинется могуче:
Над черным лесом молния рванет
Слепые фиолетовые тучи.
И тьма срастется — будто навсегда,
И хлынет дождь в отравленные реки…
Беспомощно затихнут города,
Сливая в лужи скорбь о человеке.
В сюжетах Елены Ереминой рассказчик — волевая фигура, его слова всегда неслучайны, взвешены. При лаконизме изобразительных средств общая картина лирического повествования никогда не выглядит упрощенной, но словно выходит на какой-то новый, образно говоря, «молекулярный уровень», где за привычным и внешним встает пока еще незнакомое устройство мира и личной судьбы. Там человек постоянно должен принимать важные решения и притом не лукавить, говоря «да» или «нет» («И таинственны наши пути. / И единственна наша дорога»). Так автор открывает в рутинном — драгоценное, потаенное, самое важное, единственное.
Поэтический образ у Ереминой почти всегда неожиданный:
— «…и нас разбило о разлуку»;
— «…две березы бьют поклоны / вагонам медленным вослед»;
— «…незримый пули росчерк / с глубокой точкою во лбу»;
— «…к вечеру хлеб остается / и целый стакан молока».
Внятность и смысловая определенность ее слов для нынешнего дня качество редкое. Даже когда поэтесса говорит о вещах дальних по времени и расстоянию или отвлеченных, мифологичных, сразу же видна твердая рука художника, его, по выражению Мандельштама, умение «взять предмет».
Елена Еремина — автор отчетливо русский, и такое личностное свойство никогда не затуманивается. Стихи о русской смуте, любовная лирика, думы о дружбе, ответственности за все сказанное, бесстрашное умение проронить резкие, но справедливые слова по отношению к эпохе, современнику, духовному гражданину, к глубоко затаенным чувствам и переживаниям, память о великой народной войне… В книге эти темы и особенности творческого почерка неуклонно сохраняют на себе русский отпечаток.
Прошлое в ней живет рядом с настоящим — здесь существенная примета авторских изображений и признаний. При том что поэтесса умеет властно высветить ускользающее мгновение («И поезд справа заслонил перрон, / И поезд слева трогается плавно…»).
Прошлое проезжая,
Слышу я голоса…
Речка моя родная,
Домики и леса.
Вот промелькнут посадки,
Станция и завод.
Словно из детства сладко
Запахи донесет.
Были мы или не были?
А на душе светло —
Все там еще живые,
Всем там еще тепло…
Стоит специально отметить, что Елена Еремина — по-настоящему бесстрашный автор, собеседник, художник и «повелитель слов». В строке она иной раз жестоко уточнит происходящее — деталью, определением («Казалось: эпоха невнятна. / А это невнятна — судьба»; «И сосед мой убит <…> А под ним, почернев, / Захлебнулся в крови муравейник. / А над ним задрожала / От запаха крови сосна»).
Вместе с тем ее фигура отличается подлинной скромностью рядом с иными суетливыми героями и литературными обстоятельствами нынешнего времени. Творческое взросление и художественное развитие Ереминой проходило без частых публикаций на протяжении многих лет, и вот сегодня перед читателем книги ее избранных стихотворений «Душа еще летит…» неожиданно явилась поэтесса с сильным голосом, строгим умом и отзывчивым сердцем.
Все мимолетно и случайно.
Всему исчезнуть суждено.
Знак откровения иль тайны
Над мигом этим — все одно.
Но мне хотелось бы запомнить,
Как вечерело неба дно
И привкус стали в горечь комнат
Входил сквозь пыльное окно.
Как разбирала предвечерне
Я обожженные слегка,
Уже подернутые чернью
Серебряные облака.
Как я заплакала от счастья,
Что жизнь прекрасна и близка,
Что после боли и ненастья
Доступна радость — в полглотка.
Вячеслав Дмитриевич Лютый родился в 1954 году в городе Легница (Польша) в семье советского офицера. Окончил Воронежский политехнический институт, Литературный институт им. А.М. Горького. Публиковался в ведущих литературных федеральных и региональных журналах и газетах. Автор книг «Русский песнопевец», «Терпение земли и воды», «Сны о любви и верности». Лауреат Всероссийского конкурса литературной критики «Русское эхо» и ряда региональных литературных премий. Член Союза писателей России. Живет в Воронеже.






