Воронежский край славен многими литературными именами, среди которых достойное место принадлежит Е.П. Ростопчиной. Эта удивительная поэтесса черпала вдохновение и неповторимую образность своей поэзии там, где ее светлая женская душа находила счастливую возможность единения с природой, простой и разумной народной жизнью, русскими сказками и песнями.

Е.П. Ростопчина — поэт, прозаик, драматург, переводчик и просветительница — вошла в историю как ярчайшая представительница золотого века русской поэзии. В письмах о себе она писала: «Я жила в кротости Пушкина, Крылова, Жуковского… Баратынского, Карамзина… Эти чистые славы наши любили, хвалили, благословляли меня на путь по следам их» [4: 350]. Язык, идейные установки, взгляды на поэзию у Ростопчиной развивались в русле пушкинских поэтических принципов: «…его предвещанье / я в памяти сердца храню как завет» [5: «Две встречи», 1838]. Высоко ценили ее поэтическое творчество П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, Н.М. Языков, А.В. Дружинин, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, М.И. Глинка, которые были частыми гостями ее литературного салона. Более ста отечественных и зарубежных композиторов написали романсы и песни на стихотворения Ростопчиной. Она вела переписку с выдающимися писателями и поэтами того времени. Разнообразные по содержанию произведения, сочиненные поэтессой, печатались в известных столичных журналах: «Современник», «Московский наблюдатель», «Библиотека для творчества», «Современные записки».

Е.П. Ростопчину можно по праву причислить к воронежским поэтам. «Милая воронежская ласточка», как называли ее друзья, долгое время прожила в селе Анна Бобровского уезда Воронежской губернии, в имении своего мужа графа А.Ф. Ростопчина.

Слобода Аннинская существовала с конца ХVII в. В 1699 г. по приказу Петра I она была сожжена и возродилась лишь спустя два года как село дворцовых крестьян, переведенных на Битюг из северных уездов России. В ХVIII в. земли в Воронежской губернии получил от Павла I канцлер Федор Васильевич Ростопчин (1763–1826) — личность очень своеобразная, противоречивая, оставившая заметный след в истории России: «1796 года 4 декабря по высочайшему повелению Федор Ростопчин получил в вечное и потомственное владение 2000 душ, а в 1797 г. 9 января ему назначены к отдаче дворцовые селения Санкт-Петербургской губернии Шлиссельбургского уезда деревню Шалодиху и Воронежской губернии Бобровского округа селы Масловку и Верхотойды, в коих по последней ревизии 1603, да в селе Анна той же губернии и округа 397, а вообще 2000 душ с принадлежащими по дачам к оным селеньям землями и угодья» [1]. Масловку и Верхотойды Ростопчин отдавал в аренду. В Анне был построен дом, разбит прекрасный парк. Барский дом стоял на высоком берегу, из его окон открывался прекрасный вид на долину Битюга. К реке от дома спускался лиственный лес. Ф.В. Ростопчин стремился вести образцовое хозяйство, используя все новое и полезное из опыта других стран. В Анне он занимался конезаводством и добился больших успехов. Лошади английской и арапской породы с его завода приносили огромный доход. Унаследовал земли и имение младший сын графа, А.Ф. Ростопчин. В 1845 г. из-за материальных проблем он продал казне конный завод, а в 1850 г. — и само имение в Анне графине Авдотье Васильевне Левашовой.

Е.П. Ростопчина впервые приехала с мужем А.Ф. Ростопчиным в имение после свадьбы, летом 1833 г. С этого года по 1842-й Ростопчина жила в Анне каждое лето и осень, а в 1838–1840-х гг. находилась там безвыездно. В Анне родились две дочери и сын: Ольга (1837), Лидия (1838) и Виктор (1839). Зимой 1839 г. одним из первых их посетил А.В. Кольцов. Под впечатлением встречи Кольцов писал В.Ф. Одоевскому 15 февраля 1839 г.: «Ваше сиятельство, любезный князь Владимир Федорович! Недавно я был с вашим письмом у графа и графини Евдокии Петровны Ростопчиной и целый вечер пробыл у них чудесным образом. Что за женщина эта графиня? … такая встреча невольно погружает душу в сладкое упоительное забвение; забота, горе, нужды как-то принимают другой образ, волнуют душу, — но не рвут, не мучат ее» (Из письма Кн. В. Ф. Одоевскому 15 февраля 1839 г. [2]).

За период жизни в Анне был создан целый сборник стихотворений — «Аннинский цикл», который насчитывал более шестидесяти, как Ростопчина их называла, «мелких» стихотворений, пронизанных трепетными впечатлениями от созерцания природы Воронежского края. «Зачем же сладкою тревогой сердце бьется / При имени твоем, пустынное село, / И ясной думою внезапно расцвело?» — писала поэт в своем стихотворении «Село Анна» [5].

Е.П. Ростопчина изображает пространство в стихотворениях на основе его визуального, слухового, тактильного, а также эмоционального и умозрительного восприятия субъектом речи. Для поэта природа Воронежского края — это «мир дольний», обжитый человеком, в котором он существует как физическая особь, материальный мир с бытовой жизнью. Он представлен, прежде всего, природным пространством (лес, долина, степь, горы), которое существует отдельно от человека, но неразрывно связано с ним, так как является важным жизнеобразующим началом мира и источником вдохновения. Для поэта важна природа, там он находит самого себя:

В уединении он сам собой бывает

И без свидетелей, для самого себя,

Волшебной песнию приветствует природу.

             («И он поэт»; село Анна, 1840)

Природа всегда вдохновляет поэта, и только он способен в своих стихотворениях особым образом воспевать ее богатство, красоту и очарование. Дело поэзии — утверждать прекрасное как истину. Такое понимание вытекает из православного миросозерцания Е.П. Ростопичной, исповедующего победу гармонии и всеединства над хаосом земного мира:

Не беден мир, где вечная природа

Неисчерпаемый мыслителю предмет,

Где чудно высится твердь голубого свода,

Блеск солнца ясного сменяет лунный свет…

Где океан бушует горделиво,

Цветет душистая весна,

И лето сходит знойное на нивы,

И прелесть осени дана!..

                          («Болезни века», 1848)

Отдавая дань романтическим традициям, Ростопчина наделяет природу психологизмом, возможностью передавать ощущения человека. Основное «проявление» этого художественного взгляда заключается в антропоморфизации явлений природы: природе в целом — космосу, отдельной стихии, пейзажу, единичной детали — приписываются чувства, характерные для человеческой души. Но творчество поэта, прежде всего, имеет божественную сущность: поэт призван не для того, чтобы, «как наемный запевала, // петь и мечтать природе в дань» [5: «Эльбрус и я», 1836], но для того, чтобы понять природное и постичь ту гармонию, которой ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Как отмечает русский мыслитель В.С. Соловьев, «…механизм всей природы есть только слаженная совокупность для проявления и развития всемирной жизни. Точное изучение механизма в высшей степени важно: оно дает человеку возможность в известной мере управлять естественными явлениями, пользоваться ими для своих целей» [6: 466]. Обретая способность видеть прекрасную сущность природы, понимать ее, лирическая героиня получает неиссякаемый источник вдохновения и гармонии:

Природа, лето, ночь, уединенье, —

Источники прямого наслажденья, —

Их струи не иссякли для меня,

Всегда от них упиться жажду я!

   («Письмо в летнюю ночь», 1852)

В стихотворениях Е.П. Ростопчиной природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая выступает как участница событий человеческой жизни и проявление Божественной мудрости.

Территория Воронежского края находится преимущественно в лесостепной и степной зонах, поэтому природа в стихотворениях Е.П. Ростопчиной чаще всего репрезентирована двумя топосами: лесом и степью.

Лес в стихотворениях приобретает вполне конкретные характеристики: густой («Изменнице», 1834), дремлющий («Слова на серенаду Шуберта», 1846); он состоит из «тополей красивых» и «лип роскошных, горделивых» («Осенние листы»,1834), дубов («Сонет», 1835); внутри его границ есть обособленная от человеческого взгляда жизнь:

Когда непогода в лесу1 забушует

И ветер ломает вершины дубов,

Зачем голубица так жалко воркует,

Зачем притаилась под лиственный кров?..

                         («Сонет»; село Анна, 1835)

Е.П. Ростопчина не только изображает лес как целостность, но и рисует его отдельные части, воспроизводит пространственные детали. В стихотворении «Осенние листы», например, листья деревьев становятся хранителями информации о прошлом. Лес выступает как символ преемственности поколений и зримого, полного жизни послания из прошлого к настоящему:

Вы, принесенные оброком

С родимых ветвей и вершин, —

Как много дум и откровений,

Как много горестных явлений

И занимательных судьбин

Я вижу в низкой вашей доле!..

            («Осенние листы»; село Анна, 1834)

На примере лесного пространства видна, с одной стороны, скоротечность индивидуальной жизни — деревья погибают и рождаются вновь, — а с другой — вечность смены поколений: столетние деревья изобличают собой связь времен. И все это в поэтике Ростопчиной происходит «на лоне матери-земли» и контролируется величественной природой. Таким образом поэт подчеркивает, что жизнь русского леса своим размахом, всеобщим ритмом и силой развития схожа с человеческим бытием.

Другим, не менее важным пространством в поэзии Е.П. Ростопчиной становится степь. Она характеризуется эпитетами печальная («Осенние листы», 1834), безбрежная («Месть», 1836), безжизненная («Безнадежность», 1836), далекая («В степи», 1838). Нахождение в селе Анна вдали от большого света ассоциируется у лирической героини с пребыванием в степи и воспринимается как испытание судьбы:

И я, как вы, осуждена

Не покидать степи печальной,

В ней изнывать, тоски полна,

Вотще душой стремясь в путь дальний?..

Не вместе ль рок велел страдать,

И век отжить, и умирать

В своем углу непросвещенном,

Под небом, вечно омраченным,

И стран желанных не видать?..

             («Осенние листы»; село Анна, 1834)

Меня враждебный рок здесь к степи приковал,

И жизнь моя лишь горькая ошибка!..

            («Безнадежность»; село Анна, 1836)

Образу степи присуща оценочность, его основная функция — выразить авторское отношение к событиям, передать чувства лирического героя читателю. Чаще всего лексема «степь» обладает отрицательной коннотацией, она воспринимается враждебно, но опасности для человека не несет:

Не заглушит воспоминаний

Затишьем мертвым эта степь!..

                     («В степи»; село Анна, 1838)

Лирическая героиня способна наполнить времяпровождение в степи своими переживаниями и впечатлениями:

Безжизненная степь

Моею жизнию духовной наполнялась,

Воспоминаньями моими населялась.

                                  («Село Анна», 1840)

С неизведанным пространством степи тесно связано обжитое людьми пространство — деревня. Отношение Е.П. Ростопчиной к деревенской среде амбивалентно. С одной стороны, это ссылка, где замкнутость и безысходность удручают, а с другой — это смиренный уголок, располагающий к творчеству. Изначально деревня имеет те же характеристики, что и степь, с ней связано негативное мировосприятие:

В степи далекой

Течет безмолвно жизнь моя…

В деревне, скуке одинокой

Обречена надолго я…

                     («В степи»; село Анна, 1838)

В безжизненной степи, в безмолвной тишине

Считать года потерянными днями,

Не видеть пред собой ни цели, ни пути,

Отвыкнув ждать, забыть надежды сладость

И молодость губить в деревне, взаперти, —

Вот жребий мой, вот жизнь моя и радость!

           («Безнадежность»; село Анна, 1836)

Отрицательная оценка этого пространства доходит до высшей точки в сравнении с «душной могилой»:

Живую в душную могилу

Пусть схоронили в двадцать лет, —

В ней не убьют ни страсть, ни силу!..

Ей мил и люб, ей нужен свет!..

                     («В степи»; село Анна, 1838)

Но истина заставляет мыслящего автора увидеть оборотную сторону этого топоса. Обращаясь к традиции, которая была намечена еще А.С. Пушкиным в стихотворении «Деревня», Ростопчина понимает, что это действительно «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» и что нахождение в этом пространстве позволяет «в истине блаженство находить». Ростопчина заключает в своем стихотворении важную мысль:

Вдали от городского шума

Здесь ропот сердца мне слышней,

Свободней пламенная дума,

Мечта отважней и сильней…

                     («В степи»; село Анна, 1838)

Деревня позволяет душе поэта почувствовать размеренность уединенного бытия в согласии с собой, помогает сосредоточить мысль на главном: умении видеть, понимать, созерцать и свои впечатления облекать в поэтические строки:

И сердцем освежась и отдохнув душою,

Мыслитель и поэт вернется в шум столичный

К начатому труду, к своей борьбе обычной

Сильней, могучее, бойцом, готовым к бою!

                                  («В деревне», 1854)

Такое двойственное восприятие пространства деревни в стихотворениях Е.П. Ростопчиной определенно не только традициями русской поэзии ХIХ века, но и персональным мироощущением поэта, менявшимся на протяжении всей ее жизни.

Прожив долгое время в уезде Воронежской губернии, Ростопчина была близко знакома с народным творчеством. Оно стало для нее значимым источником вдохновения наряду с классической литературой. В стихотворениях Е.П. Ростопчиной отражены традиционные фольклорные мотивы, которые знакомы и близки обычному русскому человеку. Они описывают необъятные просторы родной земли, лазурное небо, неукротимые стихии, а также тонкие детали быта. В этих произведениях воплощены представления о материальном и духовном мире, где люди мечтают о свободе, как у сокола, и находят радость и утешение в простой песенке сверчка, как, например, в стихотворении «Домашний друг».

Е.П. Ростопчина активно занималась благотворительностью, изготавливая одежду для нуждающихся и направляя свои гонорары в младенческие приюты. Она также была попечительницей детского приюта в Петербурге. По инициативе поэтессы ее муж, граф Андрей Федорович Ростопчин, возвел в Анне двухэтажную больницу для крестьян. Е.П. Ростопчина стремилась объединить видимое сочувствие с невидимым умом, поскольку она считала, что сострадание к людям является неотъемлемым атрибутом совести и высшей чертой человеческого характера.

В поэтических текстах Е.П. Ростопчиной не встречаются топонимы Воронежского края: есть одно-единственное стихотворение с названием «Село Анна», написанное в 1840 году. В своих произведениях Ростопчина не делала акцент на географической конкретизации описываемого места. Мы можем понять, где и когда написаны стихотворения, из авторских пометок под каждым из них. Это объясняется дневниковостью, свойственной творчеству Ростопчиной. Для нее авторские пометки являются определенным ключом к пониманию стихотворения и состояния, в котором поэт его создавал.

Евдокия Петровна Ростопчиной оставила нам в наследие самобытный взгляд на Воронежский край, чутко запечатленный в строках стихотворений «Аннинского цикла». В них узнаются конкретные приметы аннинского «пейзажа». Например, в стихотворении «Осенние листы» есть строки: «Я в храме древнем, обветшалом молюсь теплей…» [5]. Тогда в Анне действительно стоял старый деревянный храм, на месте которого в конце ХIХ века была построена церковь Рождества Христова (1899).

В Воронеже и Воронежской области помнят о талантливом поэте и поддерживают интерес к ее творчеству. В декабре 2012 года Аннинской центральной библиотеке было присвоено имя Евдокии Петровны Ростопчиной. Тогда же в Воронеже прошли первые Ростопчинские чтения, по результатам которых был напечатан сборник материалов «Евдокия Ростопчина в отечественной культуре XIX–XXI вв.» (2013). Организаторами чтений стали региональное отделение Союза писателей России при содействии Воронежского государственного педагогического университета и городская специализированная библиотека искусств им. А.С. Пушкина. И поистине знаменательным стал сборник стихотворений, вышедший к 200-ле­тию со дня рождения Е.П. Ростопчиной, под названием «Вы вспомните меня…».

 


1 Здесь и далее курсив мой. — И.К.

 

Литература

 

  1. Бобровский уезд Воронежской губернии [Электронный ресурс]. URL: https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/voronezhskaya-guberniya/naselennye-mesta-voronezhskoj-gubernii-po-uezdam-i-volostyam/bobrovskij-uezd-voronezhskoj-gubernii.html (дата обращения: 10.07.2024).
  2. Кольцов А.В. Письма. Кн. В. Ф. Одоевскому 15 февраля 1839 г. Воронеж [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=283738&p=13 (дата обращения: 10.07.2024).
  3. Кольцова Л.М., Чигирева Е.М. «Да, женская душа должна светиться…». Ключевые слова поэзии Е.П. Ростопчиной // Евдокия Ростопчина в отечественной культуре XIХ–ХХ вв. Первые Ростопчинские чтения, 15 декабря 2012 г.: сборник материалов. — Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография», 2013. — С. 21–34.
  4. Ростопчина Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. — М.: Советская Россия, 1986. — 447 с.
  5. Ростопчина Е.П. Стихотворения. 1856 [Электронный ресурс]. URL: az.lib.ru/r/rostopchina_e_p/text_0200.shtml (дата обращения: 01.05.2020).
  6. Соловьев В.С. Собрание сочинений. Поэзия Ф. И. Тютчева 1895. Литературная критика. — М.: Современник, 1990. — Т. 6. — С. 466–467.