У множества артефактов музея истории Воронежского государственного педагогического университета есть одна общая особенность — они стали музейными экспонатами благодаря Сергею Самуиловичу Беркнеру. Многие годы замечательный ученый активно занимался собиранием материалов по истории кафедры английского языка, затем факультета, а далее — и всего университета. Именно он стоял у истоков создания музея истории ВГПУ в 1987 году. Да ведь и имя С.С. Беркнера, чуть более года не дожившего до своего векового юбилея в нынешнем году, само по себе легендарно. В начале Великой Отечественной войны в Белостоке фашисты в гетто на его глазах расстреляли отца и старшего брата, потом погибла мать. И он ушел в партизаны, сражался с оккупантами вплоть до освобождения Белоруссии Красной Армией. А затем отважный партизан всю жизнь посвятил педагогическому труду. В Воронеже он появился в начале 1960-х и, немного поработав в ВГУ и ВИСИ, затем беспрерывно трудился в ВГПИ-ВГПУ. Здесь С.С. Беркнер состоялся как лингвист и педагог, стал доктором филологических наук, профессором, за свой многолетний труд получил звание почетного работника высшего профессионального образования РФ, был руководителем группы «Поиск» в ВГПИ и научным куратором музея истории ВГПУ. И в нашей стране, и за рубежом его ценили как историка холокоста, стойкого антифашиста. Как участник подпольной антифашистской организации, он был награжден орденом Отечественной войны II степени, многими медалями, в том числе — «Партизану Отечественной войны», «За победу над Германией». Он сумел увлечь наукой своих студентов, и у него есть последователи в научной сфере: многие аспиранты и соискатели пополнили не только английскую кафедру ВГПУ, но и кафедры других вузов Воронежа и нашей страны. Поэтому так тепло и с волнующими воспоминаниями вузовская общественность отметила 100-летие со дня рождения ветерана.

Впрочем, в нашей музейной жизни подобные события, кстати, не такие уж редкие. Несколько лет назад мы радушно поздравили с вековым юбилеем Зою Тимофеевну Кубланову, которая проработала в пединституте более 30 лет. Ее профессиональная и человеческая история тоже уникальна. Как вспоминала Зоя Тимофеевна, диплом преподавателя физкультуры получила в ноябре 1941 года, но службу по специальности начала в июне 41-го, добровольно работая инструктором штыкового и рукопашного боя при Центральном пункте всеобуча г. Ленинграда. В 1943 году она одна из первых в стране получила медаль «За оборону Ленинграда», прошла блокадные испытания, до конца войны служила в действующей армии.

В июне 1941 года юная Таня Дементьева, второкурсница МГПИ имени Ленина, как староста группы обратилась в московскую поликлинику с просьбой организовать для студенток курсы медсестер. Эти четырехнедельные курсы стали первыми в Москве. Госпитали, в которых всю войну работала Татьяна медсестрой, тринадцать раз меняли дислокацию, тысячи жизней раненых бойцов были спасены ею и ее боевыми подругами. Потом Татьяна Александровна, окончив Воронежский пединститут, многие годы работала педагогом в Россоши. Ее муж, Александр Иванович Гребенников, тоже фронтовик, учился у нее в школе рабочей молодежи и по ее примеру стал учителем. Кстати, он также является выпускником ВГПИ. А берет свое начало педагогическая династия от мамы Татьяны — Марии Кондратьевны Дементьевой, которая окончила в 1918 году Воронежскую женскую гимназию Степанцовой, одновременно обучаясь на трехгодичных педагогических курсах.

Особая вековая история у Лидии Александровны Мешковой. Она окончила Воронежской пединститут в 1935 го­ду. Общий ее трудовой стаж в воронежских школах составил 38 лет. Среди ее воспитанников — Филипп Лохматиков — Герой Советского Союза; Александр Стрельцов — доктор наук, работал в МИФИ, занимался проблемами лазерной физики; Евгений Семенов — доктор наук Воронежского госуниверситета, множество ученых-математиков, преподавателей, работающих в вузах и школах Воронежа и других городов.

Ее муж, Абрам Романович Мешков, тоже выпускник ВГПИ, только его естественно-географического факультета, был профессором и легендарным деканом ЕГФ, проректором пединститута, а зять, Валентин Иванович Логунов, — ректором ВГПИ.

На слете педагогических династий, прошедшем недавно в ВГПУ, династию своей мамы, имеющую общий педагогический стаж более века, представляла Вера Абрамовна Мешкова, выпускница ЕГФ. Сестра Лидии Александровны, дочка, внучки Татьяна и Ирина, их мужья — все преподаватели воронежских вузов. Словом, подобную династию еще поискать надо!

Когда настало время отмечать столетие, Лидия Александровна предложила своим домочадцам: «Надо написать на телевидение, в передачу “Жди меня”. Может, они найдут моих учеников».

Вначале эта идея показалась ее родным невероятной. Долго судили, рядили, обсуждали, но когда написали письмо в Москву, там идею поддержали, пригласили юбиляршу в Москву на запись программы. Однако в таком возрасте это было, к сожалению, невозможно. Решили организовать встречу с учениками в доме у Лидии Александровны.

 

— 7 февраля, в день рождения бабушки, мы привели ее в гостиную и усадили в кресло, — рассказывали родные. — На наш телефон позвонил один из ведущих программы «Жди меня». Мы дали бабушке трубку. Она его узнала, поздоровалась и поблагодарила за поздравление. А он говорит: «Посмотрите в окно — мы приготовили вам подарок».

В это время на улице под окнами Лидии Александровны стояла толпа людей — бывшие ее ученики. Они махали букетами цветов и кричали: «По-здра-вля-ем! По-здра-вля-ем!» И их старенькая учительница была счастливой, как человек, у которого вдруг сбывается мечта.

 

Конечно же, такие истории становятся нашими музейными раритетами. Так же, когда пройдет время, станут историческими свидетельствами и строки студенческих сочинений на конкурсе «Педагогическая династия», который проводился в ВГПУ несколько лет назад.

Удивительно эмоционально, в то же время обстоятельно рассказала о своих близких, посвятивших себя профессии учителя, Анастасия Лазукина, студентка гуманитарного факультета: «Мой дедушка Овчинников Виталий Васильевич и бабушка Овчинникова (Гончарова) Тамара Яковлевна работали в Таловской школе-интернате для детей-сирот… Я часто бывала в интернате, видела, как бабушка с дедушкой общаются с детьми, ведут занятия, как уважительно и с любовью они говорят с детьми, а те отвечают им взаимностью… Я очень хочу продолжить династию учителей в нашем роду. Стать достойным учителем, добиться уважения детей, их родителей, коллег, чтобы мною гордились мои близкие так же, как я горжусь ими!» — пишет Анастасия, и верится, что именно так и будет.

Не менее интересно поведала историю своей семьи, вклад своих родственников в дело просвещения страны Айша Гокбаева, студентка естественно-географического факультета: «Первым педагогом в нашей учительской династии был мой прадедушка Эсенов Юсуп. Он был директором школы — уверенный, крепкий, надежный. Учителем была моя бабушка Юсупова Амантач. С детства мечтала стать учительницей моя мама — Сапармедова Айджемал. Она получила высшее образование и 30 лет преподавала в средней школе… Я буду в семье четвертым педагогом. Я очень люблю наш университет, преподавателей, которые меня учат, помогают мне в достижении моих целей».

Студентки А. Лазукина и А. Гокбаева заняли в конкурсе сочинений 1-е место.

Настя Семилетова в своей работе рассказала о представителях трех поколений своей семьи, избравших нелегкую, но благородную профессию. Изюминкой этого сочинения стали размышления автора о личностных качествах учителя. А повествование Кати Титовой подкупает особой эмоциональностью, проникновенностью и чувством ответственности перед будущими учениками. На конкурсе были отмечены также сочинения студенток Кристины Барган, Екатерины Тереховой, Юлии Фисенко. Да и другие работы конкурсантов отличает интересное содержание, авторы показали хорошее знание истории своей семьи, зрелость в рассуждениях, готовность посвятить себя учительскому труду.

Профессия учителя особенная. Ее выбирают сердцем. Часто абитуриенты идут в педагогический вуз по примеру своих близких родственников, родителей. Они принадлежат к педагогическим династиям, по праву гордятся своими предшественниками, готовясь продолжать семейную традицию. Став студентами, ребята настойчиво осваивают программы, осознавая, что учительство — их призвание. А ведь это так важно — не ошибиться в выборе такой профессии.

 

Татьяна ЧЕРНОБОЕВА,

заведующая музеем истории

Воронежского государственного

педагогического университета