Воронежская детская школа искусств на Беговой — типичная городская глубинка. Небольшое двухэтажное здание в окружении так называемого «частного сектора». Весной здесь все утопает в облаках цветущих садов и сирени. Летом вокруг море зелени, осенью — «багрец и золото» увядающей природы, а зима приходит сюда не только с пушистым снегопадом, но и со всеми коммунальными причудами не всегда убранных улиц. Поодаль высотки гигантского Северного жилого микрорайона. На другом горизонте — остовы бывших промышленных гигантов. Словом, не ближний край. И это первый, вполне реальный барьер, который нужно преодолеть будущим художникам на тернистой стезе искусства. Действительно, не всякий рискнет добираться сюда несколько раз в неделю на занятия. Выдерживают, как правило, самые настойчивые и упорные. И мне кажется, так в наших воспитанниках выявляется не только тяга к творчеству, но и характер.

Вот таких юных пытливых смельчаков мне и довелось набирать четыре года назад в свою группу на художественное отделение. Ребята, конечно же, пришли разные. Кто-то успел даже позаниматься на подготовительном отделении, другие смогли развить свои навыки на индивидуальных занятиях в мастерских художников. Но были и те, кто, что называется, карандаш в руках не держал, а просто горел желанием рисовать.

Сколько раз я входила в аудиторию, и самое поразительное, что меня всегда встречало, удивляло и влекло — это детские глаза. Распахнутые и внимательные, любопытствующие и ироничные, оценивающие и таящиеся… Я счастлива, что никогда не видела их равнодушными. Ведь человек равнодушный не может стать художником. Этому они учились, и, мне кажется, постигли этот урок. Убеждена, что наша школа искусств во главе с Алексеем Анатольевичем Шарковским этому способствовала всемерно.

За время учебы я очень хорошо узнала своих детей. Они открылись мне всесторонне: оригинальными привычками и прихотями, желаниями и стремлениями. Большого откровения здесь нет. Ведь мир каждого человека неповторим. Особенно человека творческого, растущего рядом с тобой, которому ты стараешься передать все, что знаешь и умеешь сам. Наверное, поэтому они такие разные, но близкие и дорогие мне каждой своей неповторимой черточкой.

Вот Лиза Азаренкова — светлые глаза, всегда искренняя улыбка… Ее отличает спокойное, осознанное желание, неторопливое достижение намеченной цели. Она идет маленькими шажками, но очень верно…

Саша Пестрецова, напротив, — взрыв эмоций и энергии, которую, кажется, она пока не знает, куда и как применить, поэтому употребляет ее везде, ломая границы привычного. В работе это нередко способствует успеху, но не исключает и неудачи…

Полина Рыжкова знает, куда и зачем прилагать усилия, с каждой работой она все свободнее владеет карандашом и кистью и точнее находит тональные и цветовые отношения. У нее все получается так, что даже смотреть на ее работу — одно удовольствие…

Ульяна Санталова — необыкновенно одаренная девочка, но пока не умеющая ценить это. Она удовлетворяется своими маленькими успехами, и это мешает ей дотянуться до настоящих побед. Очень хочется, чтобы в жизни она нашла полезных соратников и по-настоящему реализовала свой дар…

Настя Сметанина, Юлиана Трухачева, Настя Сенцова, Даша Спесивцева не похожи характерами и творческими темпераментами, но, несомненно, способные начинающие художники. Хочется, чтобы они всегда верили в свои силы, умели определять настоящие цели и достигать их. То же самое можно посоветовать и Эмилю Рахимову, и пополнившим нашу группу в этом году Глебу Филимонову, Ане Лазаревой, Лизе Захаровой, Рите Черниковой. Своими талантами нужно дорожить, способности трезво ценить и неустанно работать… много-много работать — только в этом залог того, что в тебе родится художник.

Конечно же, не все мои воспитанники изберут в жизни художническую стезю. Лиза Борановская, казалось мне, имела серьезные потенциальные возможности со временем вырасти в настоящего мастера, но она честно призналась, что выбрала другую сферу приложения своих сил. Нашу школу она не оставила, заканчивает ее с самыми хорошими оценками, но мне как профессионалу-художнику и педагогу очень жаль, что Лиза не станет моей коллегой по самому высокому счету. Хотя в жизни все бывает…

Я считаю, что всем, кто учился и будет учиться в школе искусств, здорово повезло. Они вошли в удивительную атмосферу творчества, учились видеть в окружающем нас мире то, что не всегда заметит обычный человек, и старались это донести другим людям. Тем она и прекрасна, пора учения!

Нынешний год для моих ребят выпускной. Они уверенно держат в руках карандаши, почти мастерски владеют кистью и, покидая родную альма-матер, готовы к своему вольному полету. Момент этот насколько торжественный, настолько и светло-печальный. И чтобы он стал по-особому памятным для выпускников, мы с редакцией журнала «Подъём» решились на эксперимент и представляем их работы на страницах этого всероссийски известного издания. Посмотрите, каким прекрасным предстает мир, увиденный глазами юных художников.

Марианна КОСОВЦЕВА,

преподаватель МБОУ ДШИ № 7

Коминтерновского района г. Воронежа