Война и мир протоиерея Михаила Васильева
- 05.11.2024
Идет война. И речь не только об окопах, линиях обороны и фортификациях. Идет война духовная, незримая, в душе каждого из нас. Направлена она на сохранение самоидентичности и наших ценностей. Самая тяжелая битва — с самим собой, со своими страстями, грехами и страхами. И в таких боях у нас должны быть лидеры, те, кто своим примером показывают, как надо жить и сражаться. Одним из таких примеров, безусловно, является протоиерей Михаил Васильев.
Писатель Николай Алексеевич Головкин — поэт, прозаик, публицист, занимающийся литературой с 1968 года, — взялся за большой труд рассказать об одном из достойнейших сынов России и Русской православной церкви. Его книга получила название «Десантный батюшка», именно так военные называли протоиерея Михаила Васильева. Он стал единственным священнослужителем, который за свой подвиг был удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).
Н.А. Головкин собрал много материала для написания книги, тщательно изучил жизнь своего героя, записал воспоминания людей, близких к протоирею: матушки Марии Васильевой, мамы Татьяны Константиновны нему, тети Людмилы Константиновны Ивановой. Также удалось систематизировать и опубликовать огромный архив фотографий из разных периодов жизни Михаила Васильева. Издание примерно на четверть состоит из иллюстративного материала, читатель может не только узнать об удивительной судьбе героя, но и увидеть, каким он был сам и его сослуживцы, зачастую заснятые в горячих точках.
Открывает издание слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое он сказал при отпевании батюшки-воина Михаила в храме Христа Спасителя.
Мать Михаила, Татьяна Константиновна Васильева, рассказала, почему ее сын стал ездить в горячие точки. По ее словам, он побывал везде, где сражались наши десантники. «Его миссия была в том, чтобы помочь им понять: все от Бога. Именно Михаил возрождал военное капелланство в Чечне, где крестил солдат, шел по горящим Косово, Боснии, Абхазии, Киргизии, Сирии».
Из воспоминаний Т.К. Васильевой:
«Мы говорили: “Миш, у тебя столько детей”. Отвечал: “Кто, если не мы…” Помню, он с Шевчуком поехал в Югославию снимать порушенные алтари. Попали в переделку, их спасали миротворцы. Рассказывал, как под БТРом лежали. В этот момент на свет появился его первый ребенок. Назвали Димой, в честь того, кто их спас.
В Чечне, во Введенском ущелье, пришлось идти по заминированному полю. Миша взял икону и пошел вперед, а за ним остальные».
Протоирей не раз проявлял мужество в сложных ситуациях, ему была дарована духовная сила, хотя, конечно, и он испытывал страх при взрывах, но знал, что есть вещи более важные — поддержка наших военных, с которыми он был рядом. И именно отец Михаил своим присутствием придавал им силы. Поэтому и заслужил уважение и стал своим среди них.
Пройти по минному полю, да еще и провести за собой людей — это огромное испытание. Могу сказать со всей ответственностью, так как сталкивался с подобным. Идешь по заросшей посадке недалеко от донбасского городка и думаешь: «Лишь бы не было заминировано, лишь бы не осталось растяжки». И каждый шаг ступаешь осторожно, с готовностью, что он может стать последним. Но тогда у отца Михаила была уверенность — тут точно есть мины. И опасность возрастала во сто крат. И без вмешательства высших сил через такие вещи пройти невозможно.
Как мы узнаем из книги, особая страница в жизни Михаила Васильева — это годы вооруженного конфликта на территории Чечни. В первую военную командировку туда его отправили в 1999 году. Это был самый разгар контртеррористической операции. За все время пребывания в Чечне он окрестил более трех тысяч солдат и офицеров, постоянно исповедовал и причащал их.
Война — это ад на земле, та малая часть преисподней, которую можно увидеть при жизни земной. И не будет преувеличением, если сказать, что отец Михаил нес Слово Господне в этом аду. И лечил тех, к кому этот ад забрался в душу. И продолжал битву на всех уровнях бытия.
Он был не только духовным отцом, но и ангелом-хранителем для военных. Рискуя жизнью, вытащил с поля боя под обстрелами многих солдат и офицеров, стойко делил с ними все тяготы службы, потому что понимал, насколько тяжело им без веры, и считал своим долгом быть рядом. В окопах облегчал участь тяжело раненных и умирающих бойцов, исповедовал их.
Ему самому многое пришлось вынести. И в таких испытаниях помогает четкое понимание, ради чего ты все это делаешь. Что есть нечто большее, чем ты сам, и ты нужен другим.
В 1999 году с бойцами ВДВ на броне БТРа отец Михаил участвовал в знаменитом марш-броске русских миротворцев на аэродром в Приштине в Косово. Это один из тех моментов, обозначивших очередной виток противостояния Русского мира и Запада. Бомбежки Югославии силами НАТО — это, конечно, удар, направленный в том числе на Россию.
Протоиерей Михаил Васильев был везде, где наша Родина защищала своих людей и интересы. На его счету более 30 командировок в горячие точки. Из книги мы узнаем, что сам он их называл «прохладными»: пули переставали свистеть, когда он приезжал на место. В полевых условиях разворачивал храм-палатку, совершал богослужения, исповедовал и причащал бойцов. Священник вселял мужество в сердца солдат, не позволял им стать жестокосердными, помогал побороть страх.
Вот что говорил Михаил Васильев о своей работе:
«Моя специализация в последней четверти века — гуманизация отношений между людьми на войне. То есть я не занимаюсь стрельбой по целям, а тем, чтобы душа человека во всяких военных конфликтах не оскотинилась; моя задача — помочь человеку остаться человеком, когда у него в руках оружие, а рядом много в разной степени беззащитных людей и всяких бесовских искушений».
В этих словах отца Михаила заключена жизненная позиция человека, прошедшего непростой путь:
«Я боюсь смерти, но с годами все меньше. Чувства притупляются, и просто устаешь бояться. Когда попадаешь под обстрел первый раз, кажется, что все пули летят в тебя. А потом понимаешь, что человек — живучее существо, и чтобы тебя убили, должно много чего совпасть. Ну, а если и убьют за правое дело — слава Богу!
У меня нет никакого желания совершать подвиги. Я пацифист, не хочу войны — достаточно ее повидал. Это всегда больно, грязно, неприятно. Мне просто нужно быть со своей паствой, чтобы ее поддержать. Вот и все».
И в его словах нет возвышенного пафоса о предназначении, избранности и миссии. Его никто ни к чему не принуждал, он мог отказаться от командировок. Но Васильев не прятался за спинами, а сам шел грудью вперед. Ведь кто такой пастырь? Это защитник, присматривающий за своим стадом и оберегающий его от хищников.
Не остался батюшка в стороне и от событий на Донбассе. С началом Специальной военной операции он не раз туда ездил к нашим бойцам. Восьмая поездка протоиерея Михаила Васильева в зону СВО оказалась последней. Его мать Татьяна Константиновна рассказывала, что в последний раз он чувствовал, что не вернется. Наверное, человеку, особенно приближенному к Богу, открывается в такие моменты предчувствие.
Отец Михаил Васильев посмертно стал Героем Российской Федерации. И здесь стоит задуматься о таких понятиях, как герой и подвиг. Даже в мирной жизни есть место подвигу, например, спасти ребенка из-под машины, вытащить тонущего из реки. Это достойные поступки. Но кто такой герой? Это человек, который совершает такие подвиги на протяжении всей своей жизни. А жизнь Михаила Васильева была героической. Он многое сделал, и не только в горячих точках.
К личности протоиерея М. Васильева еще будут возвращаться и обращаться как к примеру самоотверженного служения Господу и Родине. Думаю, следующим разумным шагом была бы художественная биография этого неординарного и знакового для РПЦ батюшки, увлекательно и эмоционально написанная, привлекающая не только всех православных, но и людей других вероисповеданий и атеистов. Судьба Михаила Васильева достойна того, чтобы стать в один ряд с судьбами великих героев прошлого, давая образец поведения и характера для последующих поколений.
Андрей Михайлович Авраменков родился в 1990 году в Луганске. Окончил Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля по специальности «Издательское дело и редактирование». Работал корреспондентом в различных местных изданиях. Публиковался в луганских газетах, альманахах, молодежном литературном журнале «Индиго», в журнале «Подъём». Автор книг прозы «Город сломанных судеб», «Русская весна в Луганске. Как начиналась война», «Под прицелом». Лауреат Исаевской премии для молодых литераторов Воронежской области (2022). Член Союза писателей России. Живет в Воронеже.