Видеть невидимое
- 25.12.2018
В воронежской литературе уже более тридцати лет поэзия Зои Колесниковой занимает видное место. Ее произведения имеют свой знаковый голос, собственную ауру.
Отчий край поэтессы — плодородная бутурлиновская земля, село Елизаветино, в котором, кажется, и поныне живо ее детство, прошедшее под сенью кротких молитв бабушки Ефросиньи Захаровны. Отец, директор школы, — Константин Яковлевич, мама — Елена Артемовна… Сурмины. Здесь ее увлеченность поэзией стала судьбой. Творчество молодого автора из глубинки в Воронеже заметили достаточно быстро. Руководивший в 1980-х в тогдашней знаменитой областной газете «Молодой коммунар» поэтическим клубом «Гренада» строгий мэтр Станислав Никулин встретил ее стихи с добрым и радостным пониманием. Его поддержал Олег Шевченко, многие годы руководивший литературным семинаром при местном отделении Союза писателей, а также Виктор Попов, тогдашний главный редактор журнала «Подъём», и ответственный секретарь этого издания Евгений Новичихин.
В лирике Зои Колесниковой присутствует некое духовное дуновение, струящееся над «бренной» землей как отблеск светлого мира, хотя чувства поэтессы имеют ощутимую земную привязку. Она как бы созидает в своих строках мир заповедный, куда приглашает читателя, чтобы он смог там обрести смирение, благословенность и восторг.
Я говорю о чайке, у которой
так много Неба. Неба и воды.
Река случайно здесь впадает в море
и ловит свет луны. Ее следы
в зеркальном отражении напрасном
пророчат возвращение туда,
где выраженье страстности —
бесстрастно
и поглощаемо. Мудрее, чем вода,
есть слово Бог. Там истина — в печали.
И в лабиринтах жизненных
кружа
там, — воплотившись в крики
диких чаек, —
так человечья кается Душа.
В самых, казалось бы, «любовных» стихах Колесникова выходит на более высокие горизонты миропонимания, где исчезает возможность рационального осознания бытия.
Любовь, как полусон, оборвалась…
Ее, как свет, я удержать пыталась,
Но с темнотой налаживая связь,
Она за полумрак еще цеплялась.
Узнала я тогда лишь об одном —
Она уйдет, и я навеки — с нею…
Как медленно темнеет за окном!..
А может быть, теперь уже светлеет?..
………………………………………
…Наверное, прошло немало лет:
Я по тебе по-прежнему скучаю…
Все так же мил мне тот и этот свет…
— Какой милей?
— Я их не различаю.
Известный русский поэт Эдуард Балашов, профессор Литературного института имени А.М. Горького, в предисловии к книге Зои Колесниковой отметил: «…способность среди реалий обыденного мира видеть невидимое: не только связанное с чувствами, но и сокрытые от взора мыслеобразы, — говорит о ее утонченности и устремлении в сферы, еще не освоенные поэзией»…
По жизни она настоящий труженик. В течение шести лет руководит поэтической студией «Современник» при писательской организации, постоянно ведет семинары на областных совещаниях молодых литераторов. Кроме того — выпускающий редактор журналов «Бюллетень межконфессионального совета при Воронежской областной Думе» и «Бюллетень Национальной палаты при губернаторе Воронежской области». В глубине души — человек верующий. И этим многое сказано…
Дом в деревне обветшалой,
весь скрипит и стонет он…
День над крышей старой, ржавой
долго кружит. Шелест крон
у деревьев — обреченный…
Только корни силы ищут!
Здесь укор, любимый, нам…
Стыдным стало слово — нищий.
Святым стало слово — Храм.
С 1981 года стихотворения Зои Колесниковой стали регулярно публиковаться в местной и центральной прессе — в воронежских газетах, журналах «Подъём» и «Наш современник», «Берега», региональных и столичных ежегодных поэтических альманахах: «День поэзии ВГУ», «День поэзии — XXI век», «Академия поэзии». У нее восемь поэтических сборников, самый недавний — «Выбирала цветы по цвету…» (2013). Среди ее издателей — администрация и департамент культуры Воронежской области, а также Воронежский архитектурно-строительный университет, где любят и ценят настоящее искусство. А иллюстрировали книги Зои Колесниковой такие известные воронежские живописцы, как Елена Кокорина и Александр Аникеев.
«Улыбнуться своей надмирности, усмехнуться своей нерациональности, в то же время понимая другого человека и сострадая ему — вот ее осязаемая неповторимая творческая черта», — написал председатель правления Воронежской писательской организации Виктор Попов в предисловии к книге поэтессы «Придет рассвет…» (2005).
Приютился домик на окраине
меж рекой и брошенным погостом.
Русская душа так любит тайное
бурное течение, где звезды
постигают видимую истину
единенья. Или — одиночества?
Русская душа здесь очень искренна
если не в Отечестве, то — в отчестве.
…………………………………………..
Наверное, весна, коль вишня зацвела,
наверное, судьба, коль по ночам не спится…
А в ранние часы звонят колокола,
наверное, пора нам о душе молиться.
Надмирность — что в этом слове? Диакон Андрей Климов в «Метафизике русскости» так трактует его: «Русская душа — душа вселенская, космическая по своей масштабности, способная объять такие высоты Духа, на которые редко поднимаются представители других этносов. Надмирность русской души определяет ее главные качества, и первое из них — святость».
Душе не жаль
покинутого тела
и суеты
возникшей
вкруг него…
Она, освобожденная,
взлетела,
и возлюбила
небо и Его.
Она светилась,
радовалась, пела,
надеялась, любила
и …ждала,
что станет
совершеннее
то тело,
которое
однажды
предала.
От стихотворения к стихотворению Зоя Колесникова подводит читателя к ощущению жизнестойкой святости русской жизни. Неспроста наш народ как никакой другой одарен святыми угодниками.
— Так чего же душа просила?
— Не просила, а ввысь звала.
И была в ней такая сила,
что сама себе не мила.
Обвиняла себя, казнила,
утешала, держа ответ…
Тихо Боженьку я молила:
«Дай хотя бы нам десять лет…»
Глубокое знание мировой поэтической культуры закономерно повлияло и на собственное творчество Зои Колесниковой. В ее строках можно найти следы увлеченности автора поэзией Марины Цветаевой, Гийома Аполлинера, Юрия Кузнецова, Эдуарда Балашова, Вероники Тушновой, известный воронежский филолог Лев Кройчик писал о присутствии в ее поэзии импрессионистских волн…
«Стихи Зои Колесниковой… помогают каждому читателю почувствовать: мир все еще человечен…», — отметил в предисловии к подборке стихотворений Зои Колесниковой «Вечерняя свеча» известный российский критик и публицист Вячеслав Лютый.