«ОДИНОЧЕСТВО» ПОЭТА И ХУДОЖНИКА

Личная и творческая судьба любого поэта неотделимы друг от друга. Всякий автор в своих произведениях отражает свою психику, душу, внутренний мир. Мастерство — умение писать стихи — еще не гарантирует поэтического таланта. Вдохнуть в рифмованные строчки ощутимые только тобой движения души может лишь по-настоящему талантливый поэт. Стихи могут быть различного содержания, но если автор сказал о том, что видят и чувствуют люди, так, как они чувствуют — и вместе с тем иначе, чем они это воспринимали до этого, то вне зависимости от того, о чем идет речь, такие строки тронут всех. Умение донести до читателей простые и вместе с тем незыблемые истины, мельчайшие нюансы душевных переживаний было свойственно воронежскому поэту Ивану Никитину.

Литературный самородок испытал влияние многих русских поэтов. Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова обусловило характер, дало направление сдержанному таланту. В раннем творчестве Иван Саввич тянулся к прекрасному и светлому, несмотря на суровые условия жизни. Когда же поэт смог выбиться на прямую творческую дорогу, когда получил возможность общения с образованными, культурными, талантливыми людьми, в нем проявилась скорбь за тех, кому не суждено было в силу многих причин получить свободу от удушающего воздуха тяжелой, однообразной жизни, от несправедливости и горькой судьбы.

Сам Иван Никитин часто предстает перед читателем человеком-страдальцем. Отец поэта, Савва Евтихиевич, был успешным купцом, но человеком деспотического характера, подавляющим волю ближних. После разорения отца и смерти матери необходимость зарабатывать на «кусок хлеба» лишила молодого человека надежд на самореализацию, творческих и карьерных перспектив, а бедность выбила из-под ног уверенность в собственных силах. Жизнь воронежского поэта была омрачена болезнью. Его короткое пребывание в этом мире стало борьбой за поэтическое призвание. И тем не менее, сам поэт не считал себя страдальцем, а помогала ему в этом искренняя вера в Бога. Это было временами религиозное чувство, а временами понимание, что иначе и быть не может.

Если признанный лидер русской поэзии середины XIX века Н.А. Некрасов считал, что «бесполезно плакать и молиться», то провинциальный поэт И.С. Никитин, несмотря на физические и душевные страдания, оставался верен Богу. Осмысляя свою судьбу, глядя на жизнь окружающих людей, он в стихах пытался передать духовное достоинство простого человека. Многие литературоведы отмечали, но не акцентировали свое внимание на приверженности талантливого самородка к религиозно-философской проблематике, а именно к духовной лирике. Что касается духовных стихотворений, то мы можем говорить не только о религиозной составляющей таких произведений.

Само слово духовность часто трактуется довольно неоднозначно. Духовность человека является чем-то большим, чем только верой в Бога. Так, многие невоцерковленные люди представляют собой личности высокодуховные, а религиозность посещающих церковь людей не является залогом высоких духовных качеств. Хотя необходимо признать, что у человека верующего, в силу следования религиозным идеалам, наставничеству «духовных отцов», больше оснований и стимулов для совершенствования души. Вместе с тем верующий человек — это не обязательно человек высокодуховный: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию…»

Сегодня говорят не только о традиционной религиозности, но и о «духовности» как об устойчивой тенденции развития человека. Для целостного понимания личности необходимо принимать во внимание не столько религиозность, сколько духовность — проявление высших идеалов гуманизма. В том числе и в творчестве — важной сфере деятельности человека, направленной на человеческую душу. Духовность Ивана Никитина зиждилась на страдании как очищающем чувстве, но развивалась она, подпитываемая чувством сопричастности русской культуре.

Среди стихотворений поэта духовного содержания можно назвать размышления о Боге — «Молитва», «Моление о чаше», «Новый завет», «Молитва дитяти», «Сладость молитвы», «С.В. Чистяковой», «Могила дитяти». Эти произведения отличает искреннее чувство веры автора в Творца, божественную благодать:

 

И страшно мне станет от этих видений,

И с ложа невольно тогда я сойду,

Склоню пред иконой святою колени

И с жаркой молитвою ниц упаду.

 

Их можно отнести к покаянным, т.к. здесь звучит мотив покаяния, воззвания к Богу, обращение к грешной душе. Среди покаянных стихов можно назвать произведения, тематически посвященные расставанию души с телом. А вот стихотворение «Моление о чаше» носит скорее мировоззренческий характер, а описываемые в этом произведении события легко узнаваемы — это строки Евангелия:

 

Темнеет… всюду тишина…

Вот ночи вспыхнули светила,

— И ярко полная луна

Сад Гефсиманский озарила.

В траве, под ветвями олив,

Сыны божественного слова,

Ерусалима шум забыв,

Спят три апостола Христовы.

 

Как достоверно точно визуализированы в стихотворении события, описанные в священной книге христиан! Как психологически верно излагает факты трагической истории поэт-самоучка! Откуда у него эта способность? Человек, выросший рядом с монастырской оградой, хорошо понимал духовность в ее самом точном значении.

Раннее детство поэта прошло в окружении странников и богомольцев, собиравшихся со всех концов Руси у ворот Митрофаниевского монастыря Воронежа. Это были искренне верующие люди, болящие и немощные странники, юродивые и страдальцы. Они покупали свечи в лавке Саввы Евтихиевича, отца поэта, и могли исполнять в присутствии мальчика произведения духовно-религиозного характера. Иван Никитин рос в атмосфере народного говора, русского фольклора, молитв, его впечатлительная душа жадно впитывала народные рассказы, жития святых, духовные стихи. Позже он придал им форму размышлений, литературное оформление.

К новеллистическим духовным стихам относятся произведения, в которых отражены события из жизни и взгляды самого поэта. Такие стихи ближе всего к народным духовным стихам, которые носили названия «нищенских», «жабрацкіх». Среди них можно назвать такие стихотворения, как «Мне видно нет другой дороги», «Кладбище», «Суровый холод жизни строгой», «Незаменимая, бесценная утрата!», «Вечер», «В синем небе плывут над полями», «Когда закат прощальными лучами», «Я рад молчать о горе старом». В стихотворении «Кладбище» лирический герой задается вопросом:

 

Чем занят он в миру ином?

Что он, бесстрастный, созерцает?

И помнит ли он о земном

Иль все за гробом забывает?

 

Необходимо сказать несколько слов о духовных стихах в целом. Одним из принципов классификации духовных стихов является идейно-тематический. Исследователь Л. Баранкевич в статье «Принципы классификации духовных стихов» дает следующую классификацию: мировоззренческие, социально направленные, агиографические, новеллистические, покаянные, эсхатологические, апокалиптические духовные стихи. Мировоззренческие стихи носят познавательный характер, это произведения о Голубиной книге, сюжеты из Ветхого Завета и другие. В них поднимаются философские вопросы, касающиеся познания мира, его устроения. К социально направленным стихотворениям можно отнести известное произведение — «Лазарь». В нем обличается социальное неравенство и показан ответ за грехи на Страшном суде. К агиографическим относят стихи, в которых идет повествование об одном (или нескольких) подлинных исторических персонажах, канонизированных греко-византийской, а позже православной церковью, представленных в Библии. Это жития святых, сказания о мучениках, великомучениках (священномучениках) Св. Петре, Св. Варваре, стихи о Христе и Богородице. Эсхатологические духовные стихотворения раскрывают тему смерти и страшного суда. Апокалиптические стихи по своей тематике близки к эсхатологическим — это изображение картин Апокалипсиса.

В своих стихотворениях Иван Саввич предстает как незаурядная личность и талантливый стихотворец, всегда искренний в своей вере. В его поэтических думах религиозно-патриотические настроения поддерживаются сознанием величия православной Родины и своего единения с нею. Среди таких стихотворений можно назвать произведения «Война за веру!», «На взятие Карса»:

 

Во храмы, братьи! На колени!

Восстал наш бог, и грянул гром!

На память поздних поколений

Суд начат кровью и огнем…

Таков удел твой, Русь святая, —

Величье кровью покупать;

На грудах пепла, вырастая,

Не в первый раз тебе стоять.

 

Социальные мотивы в его поэзии связаны с религиозными, с верою в Бога и молитву. Это стихотворения «Тишина ночи», «Похороны», «Перемена», «Дедушка». Строки стихотворения «Тишина ночи» показывают несправедливость мира и царящих в нем социальных отношений:

 

И никто не знает,

Что в немой тоске

Сирота рыдает

В тесном уголке;

Что в нужде до срока,

Может быть, она

Жертвою порока

Умереть должна.

Мир заснул… и только

С неба видит бог

Тайны жизни горькой

И людских тревог.

 

Как всякий истинно верующий человек Иван Саввич размышляет о внутренней борьбе в человеке и его сомнениях в вере:

 

Бывают дни: измученный борьбою

В тиши ночной, с горячею мольбою

Склоняюсь я к подножию креста;

Слова молитв твердят мои уста,

Но сердце тем словам не отвечает,

И мысль моя бог знает где блуждает,

И сладких слез давно минувших лет

Ни на лице, ни на глазах уж нет.

Так, холодом темницы окруженный,

Скорбит порой преступник осужденный

И к прежним дням уносится мечтой

От горечи существенности злой,

Но бедняку лишь новое страданье

Приносит лет былых воспоминанье.

 

Отношение к Богу и силу веры демонстрируют строки стихотворения «Молитва дитяти», где лирический герой дает совет ребенку:

 

Но если жизнь роптать научит,

Любовь и веру погасит —

Приникни с жаркими слезами,

Креста подножье обойми:

Ты примиришься с небесами,

С самим собою и с людьми.

 

Вера в Бога – интимное чувство каждого человека. В ком-то это чувство имеет духовную основу, понимание и осязаемость, в других лишь некоторое представление, не укорененное в душе. Иван Никитин размышляет о вере как форме познания мира. Философско-религиозные рассуждения читатель может встретить в стихах «Успокоение», «Вечность», «Небо», «Ночь на берегу моря», «Вечер ясен и тих», «Монастырь», «Присутствие непостижимой силы». Простыми словами, понятными любому человеку, поэт с уверенностью говорит о вечной вселенной, существующей помимо нашей воли, наших желаний и нашего сомнения:

 

Отрадно мне думать,

Что дух мой бессмертный

Есть вечный наследник

Бесплотного царства;

Что будет он видеть

Веков миллионы,

Миров разрушенье

И, может быть, новых

Прекрасных творений

Конец и начало;

И будет, как прежде,

Идти к совершенству,

Всегда оставаясь

Разумно-свободным.

 

С точки зрения литературоведа Н.А. Федоровской, духовные стихи — это комплекс народно-песенных и церковно-певческих произведений, объединенных общностью христианского религиозного содержания. Они занимают важное место в русском культурном наследии. Подобные произведения рассматриваются фольклористами, филологами, искусствоведами, культурологами как часть фольклора.

Как отмечает Н.А. Федоровская, термин «духовный стих» сформировался во второй половине XIX века. В 1848 году были опубликованы стихи из коллекции П.В. Киреевского. Эти произведения автор назвал «русские народные стихи», рассматривая их как часть народного песенного творчества. В рецензии на сборник П.В. Киреевского, опубликованной в обзоре «Русская литература в 1848 году» в журнале «Отечественные записки», анонимный автор кроме слова «стихи» применил термин «духовные песни». Сегодня в научной среде такие произведения принято называть «духовными стихами».

В XIX веке собиратели и коллекционеры застали пение духовных стихов профессиональными исполнителями — каликами перехожими, которые представляли собой странствующих нищих, калек и увечных людей, просивших подаяние. Исполнение ими духовных стихов должно было вызывать сострадание в сердцах верующих, способствовать подаче милостыни. Эти певцы в силу своего социального статуса имели определенные предпочтения в сюжетах, образной системе стихотворений и т. д. В результате стихи становились достоянием не только тесной социальной группы, но и более широких слоев населения. Иван Никитин имел возможность слышать такие произведения с самых малых лет.

В духовных стихотворениях личность великого русского поэта Ивана Саввича Никитина предстает в своем величии. Нужно заметить, что духовность понималась им в традиционном ключе, хотя он сформировал в себе и светскую духовную личность. Как никакие другие произведения, духовные стихи раскрывают подлинный внутренний мир Ивана Никитина, они позволяют рассмотреть в воронежском литераторе не робкого молодого человека, не запуганного отцом-деспотом сына, не измученного постылыми хозяйственными заботами управляющего-дворника, не страдающего от чахотки больного, а свободного, сильного, уверенного в себе человека и мудрого, талантливого, оригинального поэта. Его духовный идеал — вера в бессмертие души!

 


Олег Фенчук, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Воронежского областного Литературного музея