Геннадий Викторович Иванов относится к тому кругу поэтов, о творчестве которых надо судить не по отдельным стихам, не по газетным или журнальным подборкам, а желательно сразу по целой книге — например, по такой, как сборник его избранных стихотворений «Горит костер», выпущенный в конце 2020 года в столичном Редакционно-издательском доме «Российский писатель». Эта книга не только позволяет составить впечатление о подлинном размахе поэтических способностей автора, но еще и открывает перед читателями истинную глубину его души и восприятие им окружающего мира. Поэтическими образами и метафорами владеют сегодня многие из тех, кто называет себя русскими поэтами, а вот способность раскрыть простор и своей души, и Родины дается далеко не каждому.

Первое, что бросается в глаза при погружении в книгу Геннадия Иванова, — это его искренняя любовь к малой родине, к тем русским деревням и городкам, где прошли его детство и юность, а также к той церкви Спаса в Бежецке, где ему на грудь когда-то повесили маленький блестящий крестик:

В этой церкви меня крестили.

Здесь мои земляки уповали.

Рядом с церковью мама в могиле.

В этом храме ее отпевали.

В этой церкви уютно и просто.

С ней отрадно могилам погоста…

Стихи о родной русской земле и русских людях — основа поэтического творчества Геннадия Иванова, который в последнее время с особенной пронзительностью начал вдруг осознавать, что самыми важными для него являются такие простые вещи, как поле, небо, река, сад, деревенские люди, дети, церкви и — что самое важное — Бог. И он вдохновенно пишет об этих простых человеческих чувствах: «Я люблю деревенские улицы — / Где гуляют заботливо курицы, / Где окошки глядят друг на друга / И все близко — до речки, до луга…» А в стихотворении о есенинской родине, селе Константиново, он говорит: «Обыкновенное селение, / Поглуше многих на Руси. / Гусей и уток поколения / Гуляют шумно по грязи. // Здесь песни в воздухе не носятся / И ничего такого нет, / А все же здесь когда-то осенью / Родился истинный поэт…»

Ну а в стихотворении «Тимониха» (родовая деревня Василия Ивановича Белова) читаем: «На свете на белом, на небе ли — / Отрада в душе и покой! / Тимониха. Белые лебеди / Летят над беловской избой…»

Или же вот стихотворение «Родина», которое просто невозможно миновать, не проникнувшись его теплотой и любовью, его поистине целебным, материнским дыханием: «Родина… Свет за окошком. / Родина… Вьюга впотьмах. / И на болоте морошка, / И на просторе — размах. // Родина… Лист придорожный. / Родина… В беге времен — / Родина… Замысел Божий, / Что ото всех утаен».

А вот еще — прекрасное, простое, легкое и вместе с тем глубокое стихотворение, посвященное жителям вымирающих русских деревень! Геннадий Иванов пишет о них не мимоходом, а как о своих самых родных и любимых: «Деревенских старух поздравляет Господь с Новым годом. / Ах, какие открытки прислал — погляди на окно: / неземным серебром нарисованы виды природы, / виды местности той, что увидеть потом суждено…»

Невозможно пройти, не вздохнув с тоской, мимо чудесного стихотворения о крестьянках, прядущих в своих избах лен. Читая его, понимаешь, какие сказочные нити связывают поэта с судьбой нашего великого народа-труженика:

Где крестьянки лен прядут?

Только в памяти придут

Из какого-нибудь года,

Где в избе полно народа.

Там крестьянки лен прядут.

Там и пляшут, и поют.

Пашни там благоухают.

В сени ласточки влетают.

Там их гнезда, там их детки.

Там и я сидел на ветке.

Там все рядом, там все близко.

Там луна сияла низко.

Там и гуси, там и галки…

Где же, где же эти прялки?

Так уж было суждено —

Прялки на небе давно…

Геннадий Викторович не ищет в поэзии каких-то фантастических вывертов и необыкновенных метафор. Главное для него — увидеть и услышать красоту и тишину русской земли, осознать свою необходимость в этом мире и направленную к нему доброту окружающего мира. Не гонясь за модными поэтами минувших десятилетий, он пишет о том, что было в его личной жизни, что происходило с его друзьями и близкими, что сделалось частью его собственной судьбы.

А что было с его долгой судьбой? Что стало с его жизнью?

Все это отчетливо выражается в его простых, но прекрасных стихотворениях: «Иду пешком из Ханино в Слепнево, / Иду тележной узкой колеей, / Я знаю жизнь и горькой, и суровой, / Но нынче это в недрах, под землей. // Все где-то там до времени таится / И жутко машет острою косой. / А здесь — ромашки, ветер на пшенице, / И я иду в рубашке и босой!..»

Или же: «Вот проехали Кашин, до милого Бежецка / Остается немного. А там уж, а там — / Хоть недолго в лучах буду радостных нежиться, / Признаваться в любви буду многим цветам». И еще: «Ковш Большой Медведицы над баней. / Отдышаться вышел я на снег… / Где-то должен после всех скитаний, / После всех исканий и метаний / Отдышаться в мире человек».

Но отдышаться от клокочущей жизни нелегкого двадцать первого века невозможно даже в принципе. А если бы и хотелось скрыться от всех передряг в какой-нибудь ветхой деревушке, то жизнь все равно вытащит на свет через все бездорожья и колдобины и протащит по всем побережьям и рекам, перелескам и горам, городам и республикам.

Книга Геннадия Иванова — это неистощимый перечень населенных и географических пунктов нашего обширного Отечества, часть из которых на сегодняшний день уже перестала принадлежать Российской Федерации: «Привыкаем жить без Украины. / И теперь, быть может, навсегда / нам чужие степи и долины / и Днепра широкая вода», — с горечью пишет поэт об отходе от нас нашей родной республики. Да и только ли это произошло с Украиной? «Ушла от нас Прибалтика», — отмечает в одном из стихотворений Геннадий, а в другом добавляет: «За храмы на душе тоска, / за Днепр обидно. / И этой дикости пока / конца не видно».

Но есть еще, к счастью, огромные просторы нашей необъятной Родины, черты которой не могут хотя бы мимоходом не отразиться в русской поэзии. Да и только ли об одной нашей России идет речь? Здесь Волга и Кавказ, Хибины и Сибирь, Донбасс и Башкортостан, Север и Охотское море, Хунзах и Гуниб, Нил и Молога, Уфа и Кандалакша, Байкал и Беслан, Владивосток и Петербург, Белое море и бухта Провидения, Красная площадь и ледяная Арктика… Все это оказалось запечатленным в поэтической книге Геннадия Иванова, чтобы мы помнили, что является нашей Родиной и из чего она собирается. Что нам следует делать в этой жизни далее — ему подсказывает сама Арктика, а он затем говорит об этом в своих стихах и нам:

Душа познала, что это такое,

Когда тоску восторгом утоля,

Глядишь вперед, на поле ледяное,

На белый мир с надстройкой корабля!..

…Еще часы не пущены как будто,

Еще творенье мира предстоит.

Еще душа не знает о минутах —

От бренности гнетущей не болит.

Еще тут все свежо и незнакомо,

Еще не искупались мы в крови —

Еще как будто можно по-другому

Устроить мир — по правде и любви.

Вот о том, как этот мир нужно устроить, чтобы все было по правде и любви, поэт, опираясь на мудрость нашего народа и заветы Бога, и пытается рассказать читателю. Ведь мы и сами должны понимать, что если Господь устроил нашу жизнь именно так, а не иначе, то в этом кроется некий великий смысл. Потому-то одного из нас Он сделал художником, другого — слесарем, третьего — солдатом, четвертого — крестьянином, пятого — летчиком… «Стою перед огромным стогом, / И навевает строки он. / Зачем Канары, если Богом / Я послан в Бежецкий район? // И неуместен скучный ропот, / Где все — мое, где все мне впрок. / Здесь я — пророк, на этих тропах, / А в тропиках — я не пророк».

Поэзия Геннадия Иванова удивительным образом соединяет в себе тоску по исчезающим русским деревеням и счастье от встречи с землей, на которой прошло его детство; печаль от вида зарастающих травами опустевших дворов и обветшавших коровников и веру в то, что жизнь однажды возвратится в эти места и зазвенит здесь звонко смех веселых ребятишек. «Тоску былую песней не измерить. / Печально и теперь гляжу окрест. / Но все же, все же продолжаю верить, / Что Бог не выдаст и свинья не съест».

Стихи Геннадия Иванова необычайно легки и свободны, не обременены тем, чем перегружают свои рифмованные произведения многие из современных поэтов, стремящиеся пленить воображение читателей лихо закрученными метафорами. Строки просты и без труда проникают в душу любителей поэзии, они напрямую соединяют человека с окружающим его миром и витающим над всеми Богом. Эти стихи надо бы разучивать в школах, чтобы люди входили в жизнь, понимая, зачем они явились на этот свет и чем они всем и всему в нем обязаны: «Мы всем должны — и бабочкам, и пчелам. / Мы всем должны — и травам, и цветам. / Всему земному — городам и селам. / И вечности, сопутствующей нам. // Мы должники — и как же расплатиться? / Кто красками, кто словом, кто числом. / Но главное, но главное — смириться, / что Божье все, а не твое кругом».

Книга Геннадия Иванова обладает таким необыкновенным свойством, что ее хочется постоянно перечитывать и цитировать для тех, кто с этими стихами еще не знаком. В каждом его стихотворении есть такие строчки — а то и целые строфы, — которые сами просятся для их принародного озвучивания:

«Наша память — это теплый ветер, / По цветам бежит и по пшенице»;

«Была такая легкость и беспечность, / И к сердцу не примешивался страх. / Река текла. И жизнь текла. И вечность / Текла куда-то в Божьих берегах»;

«Теперь свобода — как потрава, / и все деревни — под откос»;

«Поэзия — последняя инстанция, / когда уже ничто не помогло»;

«Из жизни нашей стали исчезать / Слова: присяга, подвиг, верность. / Мы стали в межеумье зависать. / Какой-то низкой стала современность»;

«Ни тропаря, ни кондака не зная, / Стою стыдливо, слушаю, молюсь. / Я за тебя молюсь, родная Русь. / Не может стать бесовскою святая»;

«Ложимся, закрыв свои вежды. / Проснемся в хоромах Отца. / Земля — это берег надежды. / Надейся и верь до конца…»

А некоторые стихотворения Геннадия Иванова хочется декламировать полностью, потому что они настолько целостно отражают мировоззрение автора, что дробить их просто невозможно:

Со мною разговаривает рожь.

Колосья шепчут, что уходит лето,

Что скоро поле все пойдет под нож…

И вспомнилось из Нового Завета —

Что мы колосья тоже, и придет

Великий срок последней самой жатвы,

Снопы свезут на Божий Обмолот,

И будет все, о чем читали жадно.

И будет все, о чем читали впрок,

Что страшно и таинственно, и дивно.

Но так должно быть. Милосерден Бог.

Мука и мука — это неразрывно.

Со мною разговаривает рожь.

Колосья шепчут, что уходит лето.

По сердцу зябко пробегает дрожь —

То дрожь любви из Нового Завета.

Книга стихов Геннадия Иванова «Горит костер» является одной из лучших поэтических книг в России последнего времени, и широкое знакомство с ней было бы очень полезным для многих любителей русской поэзии.

 


Николай Владимирович Переяслов родился в 1954 году в Донбассе. Работал шахтером, геологом, журналистом. Автор пятнадцати книг стихотворений, прозы и критики. Секретарь Правления Союза писателей России, действительный член Петровской академии наук и искусств. Лауреат литературной премии им. Андрея Платонова, Большой литературной премии России. Живет в Москве.