У РЕКИ – ДВА БЕРЕГА, У МЕНЯ – ДВА ГОРОДА
- 02.12.2022
БЕЛЫЙ ШУМ
Меня нет.
Какое-то тело существует отдельно,
Я его поднимаю утром,
Кормлю, одеваю в платье,
Как любимую куклу.
Не наигралась в детстве.
Веду на работу
И там начинаю себя ощущать,
Становлюсь собой.
Иными словами — текстом.
Я становлюсь
Заброшенными дворами Воронежа,
Цветущими розами,
Ментами, учителями, медсёстрами,
Дежурными фразами губернатора,
Драгоценными экспонатами,
Привезёнными к нам из Янтарной комнаты.
Бессмысленными законами,
Пляжным песком…
Я становлюсь взрывом.
И всё это на раскрытых страницах,
Шуршащих в чужих квартирах
Тихо,
Тихо,
Без лишних звуков…
Говорят, что газеты кричат, трубят,
А они даже не шёпотом — про себя.
О настоящих, тёплых, живых, других.
Реже и реже я превращаюсь в стихи,
И это похоже на примерку красивого платья на бумажную душу.
Я рассыпаюсь на тысячи букв.
Я слушаю.
Я пишу.
Я ослепительно белый шум.
Меня нет.
ДВА ГОРОДА
Скоро мы надолго расстанемся.
Автостанция с башенкой
В этот раз встречает меня
Обледенелая, блестящая светом фонарным,
Замкнутым в миллионах капель.
Мой родной приветственно каркает,
Чего, мол, гулящая,
Приехала, наконец?
Каждая встреча с ним —
Испытание верой.
Не прощупать сквозь куртку, на мне ли крестик.
Не понять по рукам, зажатым в перчатки,
На мне ли его кольцо –
Колючее, обручальное.
Он целует мне щёки холодные,
Греет.
Это ревность.
У нас что-то среднее между разводом
И крепким браком,
Которому не помеха
Ни расстояние в сто километров,
Ни время в две-три недели.
Пока догоняет секундную часовая стрелка,
Я танцую с другим —
Молодым-зелёным.
У него девиц, что листвы на клёнах
Ранним летом.
В люди можно с ним, не покрывши голову,
Этот отпускает, куда угодно!
А с моим тираном никак без боя мне.
Летний день придёт – я прощусь с обоими,
Чемодан спущу по скрипучей лестнице…
Может статься так, мы уже не встретимся.
У реки – два берега, у меня – два города.
Реки к морю мчат,
Помоги им, Господи.
БАБЫ
Между городом и тьмой – серый дым.
Только в дыме не спастись, не согреться.
А под шалями у баб животы,
У Георгия свеча, у Елецкой.
«Боже, смилуйся, победы нам дай!» –
В наши дни молиться – женское дело.
Крепким бабам и война – не беда,
Кабы знали, да рожали бы девок.
Им бы пасть перед иконами ниц,
А они себе стоят со свечами.
Разве кто-то бы услышал из них,
Как вчера одна в подвале кричала?
Выйдут в мир, зажмут ладонями рты,
Так и станут скоро ликами лица.
И растёт под полом сын-богатырь,
Над плечами уж скрипят половицы.
Налетят за ним вечерней грозой,
Через землю в небо вспышками молний
Унесут. И лишь наплечный узор
Под погонами весь город запомнит.
Я сама теперь весна-пустоцвет.
За водой идти – наплакала мало.
Счастье-счастье – никого рядом нет…
И кому я рукава вышивала?
ПРОЛЕСКИ
1
Расстреляли землю первые ливни,
И у кладбища трава догорела.
Ни лисиц, ни зайцев не видно –
Только палая листва меж деревьев.
За железкой мы разведали место
И с отцом для леса стали вора́ми.
Мы подснежниками звали пролески,
Мы их в две руки собирали.
Мокрые холодные стебли
Я сжимала – пальцы сводило.
Поезда от ветра к югу летели,
Рельсы были нам ориентиром.
И куда с отцом нас не заносило!
Наплевать, что мга, холодина…
Но, похоже, по цветам ярко-синим
Я семнадцать лет проходила.
2
Что же там трещит за кустами?
Заиньке лиса не подруга.
По железке битые танки
Тянутся составами с юга.
Мы с отцом молчим и не спорим –
Лесом не разделишь нас точно.
Серое ли? Рыжее поле?
Жёлтый? Голубой ли цветочек?
Разве важно это? Зелень да зелень…
С луковицей выдернуть рада.
Повтыкаешь в огородную землю
И глядишь, как в ней они умирают.
Ничего, уже черёмуха скоро
Расцветёт и за неделю поникнет,
Прозвонит по ней сорняк-колокольчик,
А к июлю соберём землянику.
САМОЛЁТИКИ
Я не умела пускать самолётики,
бумага была слишком лёгкой,
и они приземлялись на пол к ногам.
Я сразу о них забывала,
их кто-то топтал,
оставляя на клетчатых крыльях
пыльные следы протекторов заношенных кед.
Никто не слышал, о чём
кричит
каждый обречённый
экипаж.
Даже не помню, кто меня научил
им правильно крылья складывать.
Сколько было неудачных и мятых?
Сколько крошечных парашютов-пушинок
не раскрывалось?
Но помню, как первый мой неупавший
летел над самыми головами,
лётчик крепко держал штурвал,
передавал земле, что справился с управлением,
поднимался выше,
меж облаков парил,
а когда закончилось топливо,
ощущал себя почти что Экзюпери.
И в конце посадил самолётик ровно.
Потом началось.
Я складывала их сотнями,
отпускала в окно.
Они разлетались над лесами,
морями,
скалами.
Приземлялись в безопасности,
где никогда не ступала нога человека.
Скоро лётчики научились стрелять
друг в друга,
сбрасывать бомбы.
Ничего страшного —
они же игрушечные?
они же не вражеские?
Поднимаю лицо и вижу, что в небе красном
два белых крыла распахнуты.
Как же я рада,
что он не падает!
Он не падает!
ДУРАЧОК
Тишину нарушает размеренный стук копыт.
Под шагами коня высыхают пустые степи,
Дурачок выбирает дорогу «богатому быть»,
Направляется в лес, запевая про Дон и Стеньку.
Лет пятнадцать пройдёт. Под густой колокольный звон
Он вернётся в деревню верхом на горбатом волке,
И карманы его будут полны сухой листвой,
И глаза его солнцем и золотом будут полны.
Люди тыкают пальцами, шепчутся, хмурят лбы,
Распускаются сплетни, как в майских садах деревья.
Дурачок выбирает дорогу «женатому быть»
И спешит в города, чтоб попасть на глаза царевне.
Двадцать лет пролетит. Он вернётся под лай собак,
У церквушки присядет, заплачет. А ближе к ночи,
Напевая романсы, пойдёт прямиком в кабак
Теребени рассказывать быль про царёву дочку.
На отшибе — хибара. Забором вокруг — дубы.
Он сидит на пороге и мнет сапогом опята.
Дурачок выбирает дорогу «убитому быть».
Он вернётся наверно. Когда-нибудь… в сорок пятом.
КАВКАЗ
Бабушке Жене, рассказавшей мне эту историю
На Кавказе-то в поле весь день поработай.
Мать покрикивает:
– Оденься!
Все плечи ведь спалишь!
– Да ладно, – отмахиваешься,
Дёргая крепкий осот,
Спустившийся бесконечным корнем
В землю, где холодно.
А вечером, неугомонная,
Ты отправишься в храм
В самом центре села
С чернокосой подружкой.
Тут и взрослому страшно перед громадиной,
На плечах богатырских держащей тёмные купола.
А вам, двенадцатилетним и смело-маленьким,
Хочется посмотреть «Чапаева»,
И чтобы не покупать билеты.
Потому и придётся в храм пробираться мышками
Сквозь подвалы и паутину,
По узеньким лазам в стенах,
Где ты, руки-ноги вытянув, помещаешься в полный рост.
Над тобою стена
Высотой до неба,
А тебе почему-то не тяжело.
Потом спрячетесь где-нибудь в алтаре за экраном,
Занявшим место иконостаса.
А с фресок ветхозаветных поглядывают всякие страшные:
Грешники, запряжённые в телеги на полстены,
Черти над ними с кнутами
По оголённым спинам с оттягом стегающие,
И где-то под потолком
Настоящий Бог,
Который смотрит всегда на тебя, где бы ты ни стоял.
Свет погасят,
Вы с подружкой сядете где-нибудь в уголке,
Наблюдать, как бравый Чапаев с экрана расстреливает грешников и чертей.
Разве кто-то считал здесь по фрескам следы от пуль?
Бог под куполом улыбается.
А ночью тебя саму запрягут
В точно такую телегу,
Как грешника, за некупленные билеты.
По спине-то как больно с оттягом…
Стаскиваешь с плеч обгоревших колючее одеяло,
И трудишься, трудишься, даже во сне,
Во сне.
ЧЁРНАЯ СМОРОДИНА
Стоят кусты — мои ровесники —
Лет двадцать в скромном огородике.
Мать, говорит, растила вместе нас:
Меня и чёрную смородину.
Компоты закрывала к праздникам,
Варила джемы с апельсинами.
Вздыхала: «Ведь сажали ж красную…»
И вытирала пальцы синие.
А я, узбечкой многокосою,
С кустов срывала виноградины.
Тогда мы с матерью до осени
Звенели банками… И ладили.
Уехала, обрезав волосы,
И в тот же год кусты все высохли:
Стоят теперь пустые, кволые,
А я живу, свободу выстрадав.
Всю жизнь меня белили дочиста —
Дом позабудешь, не воротишься.
Вздыхает мать: «Растила доченьку,
А вышла чёрная смородина».
ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
…А принес из подвала стремянку,
Чтобы снять твою тень со стены…
Владимир Шемшученко
Ты, пожалуйста, верь мне, верь.
Трогал я не стену — плечо.
Чёрное пятно на канве
К небу устремилось грачом.
Сколько их за первым спешит?
Сколько задохнулось в руках?
Части нашей общей души,
Крестики, пробившие ткань.
Посмотри, я птиц не держу,
Потому что думать устал,
Каково им в холод и шум
С деревянных пялец взлетать,
Каждый взмах терпеть, каждый шаг
За иглу цепляться крылом.
Да куда там — ровно дышать?!
Даже тень нести тяжело.
ХМАРИТ
Хмарит.
Волчица-зима
крадется с опаской по улице,
Поскуливает от холода…
А Марье не страшно.
Марья кутает голову
в пуховый платок,
Надевает заштопанный полушубок,
валенки
И выходит.
Шустрый кот за нею выскакивает во двор.
Странно, вчера был рыжий —
Стал сер сегодня.
Марья идет околицей
к речке,
Оглядывается на колокольню,
Крестится.
Хмарит над куполами,
Над жестяными крышами,
Хмарит в глазах у Марьи.
Она закрывает лицо
и дышит
В мокрую варежку,
Смотрит нá реку,
Трогает пар на её воде,
И кричит в бело-серую хмарь:
— Ты где?!
И волчица ей вторит дрожащим: «Уууууу…»
И сливается вой с колокольным звоном.
Ветер вертит снежинки,
Закручивает в пургу,
Царапает воду.
Марья
стоит как вкопанная,
Слышит:
— Вот и я,
мама.
Анастасия КАРТАВЦЕВА, поэт, журналист, член Союза писателей России