В нынешнем году III международный молодежный фестиваль современной музыки «Созвучие» проводился в рамках культурно-просветительского проекта «Великие имена Земли воронежской в истории России» и представлял российских композиторов XX–XXI веков. Воронежская публика подготовлена к восприятию музыки, принадлежащей к разным эпохам, стилям и направлениям. Если слушатели способны оценить масштаб таких творческих личностей, как Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Альфред Шнитке, то им будут понятны и близки крупные музыкальные полотна менее известных, но удивительно талантливых современных композиторов.

Так, на I молодежном фестивале прозвучал концерт № 3 для фортепиано с оркестром «Ave Maria» Алемдара Караманова (солист Е. Клочкова, дирижер Юрий Андросов). Имя Караманова важно для просвещенных слушателей, ведь его называли «Симферопольским отшельником». Современники воспринимают его как духовного просветителя в музыке. Он — крупнейший симфонист ХХ века, им были написаны 24 симфонии. Фактически Караманов создал целостную музыкальную библию, отразив в ней главные сюжеты Ветхого и Нового заветов. В его музыке продолжаются лучшие традиции русского симфонизма: проникновенный мелодизм, сложное переплетение и развитие музыкальных партий, тембровое богатство оркестровки и узнаваемость мощной руки Мастера. Воронежцы также смогли познакомиться с грандиозным полотном Александра Локшина — симфонией № 6 на стихи А. Блока для большого симфонического оркестра, смешанного хора и баритона. Особо отметим, что в Воронеже состоялась мировая премьера исполнения этого произведения.

На II международном молодежном фестивале главной идеей стала музыка разных этнических регионов необъятной России. На этот раз в культурную столицу СНГ (именно этот высокий статус носил тогда Воронеж) съехались участники не только из Москвы, Петербурга, Казани, Липецка, Тамбова, Губкина, но и молодые композиторы из далекого Якутска, Армении, Казахстана, Молдовы. В приветственных словах к участникам фестиваля губернатора Воронежской области А. Гордеева прозвучали простые и в то же время важные мысли об интернациональной природе музыкального искусства и о том, что «именно музыка, которая одинаково близка и понятна всем людям, в полной мере передает дух времени и своеобразие этнических традиций».

Я. Судзиловский, председатель молодежного отделения Союза композиторов России «МолОт», отметил символичность самого факта, что Воронеж принимал у себя гостей из стран СНГ, «возлагая тем самым на себя важную миссию культурного объединения народов, которую Россия испокон веков несла и с гордостью и честью продолжает нести, являясь краеугольным камнем Евразийской культурной интеграции».

Проект «Великие имена Земли воронежской в истории России» — это новая культурная страница в летописи музыкальной жизни региона. В его рамках выступили представители профессионального музыкального сообщества нашего города и гости из Москвы, Белгорода, Ельца, Костромы, Курска, Липецка, Новосибирска, Рославля, Смоленска, Тамбова. Фестивальные концерты проходили в течение трех дней на разных сценических площадках. Фестиваль «Созвучие» сделал своей основной идеей творческое осмысление образцов поэзии великих авторов, которые жили на Воронежской земле.

Региональный союз композиторов в прошлом году объявил конкурс на лучшее сочинение, написанное на стихи великих российских поэтов и писателей, живших на Воронежской земле. В творческом соревновании приняли участие более 100 произведений, и в преддверии нового 2017 года участникам вручили дипломы лауреатов. Лучшие сочинения были напечатаны в нотном сборнике, презентация которого состоялась в первый день фестиваля. Прозвучали интересные, разнообразные, а порой и весьма неожиданные романсы, песни и целые вокальные циклы на стихи С. Маршака, О. Мандельштама, И. Бунина, Е. Ростопчиной, А. Жигулина.

Концерт открыли музыканты струнного квартета (У. Смирнова, П. Смирнова, Н. Не­­красов, А. Андреев) и солистка М. Хны­кина, исполнившие вокальный цикл М. Цайгера (Воронеж, США) на стихи О. Мандельштама, и вокальные произведения К. Уманского (Москва) на стихи О. Мандельштама в исполнении Т. Усольцевой. Здесь музыка не сопровождает пение, а ведет диалог с человеческим голосом, который произносит глубоко философские, трагические строки стихов поэта. Этот же прием использует и автор Е. Лебедева (Кострома).

Для молодого вокалиста, лауреата многих престижных международных конкурсов баритона Павла Быкова (Москва) Воронеж стал местом, где его любят и ждут почитатели хорошего пения. Исполнительскую манеру певца отличают проникновенный драматизм, тонкое чувство слова и сценический артистизм, которые он проявил при исполнении сложных вокальных циклов.

Воронежская солистка театра оперы и балета А. Добролюбова удивила публику творческим подходом к интерпретации вокального цикла Б. Лисицына (Новосибирск, США) на стихи И. Бунина. Полное перево­площение артистка продемонстрировала при исполнении песни «Кружево»: накрашенные губы, связка бубликов на шее, стук каблуков, разговор с аккомпаниатором (блистательная Лариса Вахтель) и главное — особенный открытый «народный» звук — все это помогло певице создать яркий сценический образ. Такое же театрализованное исполнение «Сказки» А. Мозалевского на стихи С. Маршака зрители оценили у артистов М. Хныкиной и М. Лобаса. Речитатив, яркость интонаций, живой диалог персонажей сказки — птички и охотника — все это позволяет говорить о том, что в современной музыке существует множество разных возможностей привлекать внимание слушателей и исполнителей, несмотря на сложность и необычность музыкального языка.

На мой взгляд, ценность творческих встреч авторов-композиторов с исполнителями и слушателями заключается в том, что становятся понятными побуждения и мотивы создания новых произведений. Так, секретарь Союза композиторов России К. Уман­ский рассказал, как в 20 лет он был в фольклорной экспедиции в Острогож­ском районе и однажды наблюдал мистический ландшафт: бескрайняя степь и прорезающий ее тепловоз. Эта картина стала толчком для создания произведения «Вечер в степи» по произведению А. Платонова. Творческий круглый стол дает возможность рассказать о музыкальной жизни регионов России. Председатель Смоленской организации Союза композиторов России Н. Писаренко говорил о многолетней традиции проведения фестивалей имени М. Глинки на Смоленщине — их было уже шестьдесят!

Е. Лебедева (Кострома) поделилась со слушателями радостью своего открытия творчества Евдокии Ростопчиной, которая приезжала на отдых в имение под Анной. Ее стихи удивительно современны и эмоционально выразительны.

Второй день фестиваля был посвящен вокальным и хоровым произведениям, которые исполнялись солистами, оркестрантами, детскими и юношескими хорами на сцене Большого зала Воронежского музыкального колледжа на Никитинской.

Концерт открывал сводный оркестр русских народных инструментов ДШИ № 5 и Воронежского государственного педагогического университета «Гармония» под руководством заслуженного артиста РФ А. Рыженкова. Солист Н. Писаренко исполнил три собственных произведения: «Отвлекающий десант» и «Калина красная» на стихи А. Жигулина и «Отцветает молодость, отболит любовь» на стихи Л. Петухова.

Яркое, свежее, трогательно-наивное исполнение хорового цикла «Зоологические песенки» А. Даниловой (Рославль) и А. Бурцева «Тех, кто в школу опоздал» на стихи С. Маршака показали участники хора младших и средних классов ВСМШ № 1 (руководитель — С. Мингалева). Композитор Е. Лебедева (Кострома) доверила свою кантату «Цирк» самым юным исполнителям из вокальной студии «Дети солнца» (руководитель Е. Малофеева) и не ошиблась: дети с огромным удовольствием пели забавные песенки про экзотических животных. Особенно глубокое впечатление на слушателей произвело исполнение двух произведений из хорового цикла воронежского композитора Е. Ткачевой «Страницы» на стихи С. Маршака. Проникновенные строчки стихов и удивительно гармоничная самобытная музыка создали неповторимые образы. Высокий профессионализм показал Камерный хор ВГПУ, исполнивший песню Б. Яркина «Спор на небе» на стихи Е. Ростопчиной.

Второй день фестиваля показал, как много в Воронеже достойных, интересных творческих коллективов — от музыкальных школ и студий до профессиональных артистов театров и филармонии. Радует число молодых авторов и исполнителей, и фестиваль по праву называется молодежным.

Далее фестиваль проходил на сцене Концертного зала филармонии и был посвящен симфоническим произведениям воронеж­ских и московских композиторов.

Концертную программу открыл вокальный цикл композитора А. Мозалевского «Из воронежских тетрадей» на стихи О. Мандельштама и «Мужик» на стихи А. Платонова. Солист Москонцерта П. Быков показал новые краски своего таланта: глубокий драматизм и психологическую достоверность образов.

В память об ушедшем из жизни Александре Украинском прозвучала его «Симфоническая песнь» для балалайки с оркестром (солист П. Землянский). Прекрасные традиции русского песнопения, тонкий мелодизм, милые сердцу образы родины — все это звучит в музыке нашего земляка.

Концерт для фортепиано с оркестром Д. Ушакова был написан в 1994 году, когда в России происходил мучительный слом старой политической системы, повлекший за собой материальную разруху, культурный хаос, психологический и творческий кризис многих художников, писателей, композиторов. Весь трагизм разлома в обществе и в душе человека слушатели ощутили в авангардной музыке концерта. Первая часть — жесткая и драматичная, вторая — диалог с арфой и кларнетом как разговор со своим «Я». В каденции — отрывистые интонации, словно попавшая в силки птица пытается вспорхнуть, но не может взлететь. В третьей части концерта звучат рваные, чуть ли не джазовые ритмы — это наступает новый, пугающий мир. Сам автор, пережив лихолетье, стал дьяконом и сегодня преподает в Духовной семинарии.

Во втором отделении прозвучали три больших симфонических произведения современных композиторов. К. Уманский (Москва) представил на суд воронежской публики симфоническую сюиту. Авангардными музыкальными средствами автор ведет диалог с иным поколением. Мы слышим бой часов, символизирующих уходящее время и вечное движение вперед. Несомненно, автор — мастер аранжировки, но не мелодизма. В интервью он подчеркнул, что «следовал традициям П.И. Чайковского, когда пытался развить музыкальные темы». Но если у нашего великого соотечественника напряженный драматизм облачен в гармонически прекрасное одеяние, то у современного композитора К. Уманского борьба происходит на поле, усеянном осколками стекол из разбитого бурей здания, где можно поранить собственную душу.

Р. Калимуллин (Москва), автор 7 симфоний, 13 концертов, написал сюиту «Симфонические фрески» на основе музыкального материала к созданной в 1989 году рок-опере «Крик кукушки». Здесь и стройная композиция произведения, и искусное владение оркестровыми изобразительными возможностями, и сложная ритмическая организация сюиты. В свою очередь, этнические краски татарских мелодий, изысканные ритмы воинственных танцев, звон оружия и звуки боя могли бы послужить прекрасным музыкальным фоном к качественно снятому историческому фильму. К сожалению, площадок, на которых бы звучала такая яркая, самобытная музыка, совсем немного! Музыкальное сопровождение к многочисленным сериалам и телефильмам пишут незаметные сочинители, хорошо освоившие законы коммерции, а не гармонии. Об этом шел разговор на творческой встрече в первый день фестиваля, где разгорелась дискуссия о музыке в кино, которая сегодня потеряла черты искусства и превратилась в ремесло. Электронные вариации на простенькие мотивы в сочетании со спецэффектами позволяют экономить расходы теле- и кинокомпаний, и зрителям предлагается суррогатный музыкальный продукт.

Вместе с тем, высокие профессионалы могли бы выступить с инициативами, способными изменить положение вещей. Ведь свежа память о кинематографических музыкальных шедеврах Д. Шостаковича, Г. Свиридова, И. Дунаевского и многих других российских композиторов.

Еще в 2013 году на встрече с губернатором Владислав Игоревич Казенин, возглавлявший тогда Союз композиторов России, предложил провести в Воронеже I молодежный фестиваль современной музыки. В качестве достойного представителя молодежи на встречу пригласили и нашу землячку пианистку Катю Мечетину, лауреата международных конкурсов. Нынешний фестиваль был посвящен светлой памяти В.И. Казенина, большого друга Воронежской организации, широко известного своей прекрасной музыкой к кинофильму «Здравствуйте, я ваша тетя!» Заключительным аккордом «Созвучия» стало исполнение его симфонической сюиты «Коты в сапогах». В этом произведении много юмора, гротеска, джазовых танцевальных ритмов и запоминающихся мелодий. Для публики концертного зала филармонии это стало приятной неожиданностью, поскольку жанры легкой музыки — не частые гости на сцене академического зала.

Особую благодарность авторы и организаторы фестиваля выразили дирижеру Воронежского академического симфонического оркестра И. Вербицкому, который смог подготовить сложную программу и показать высокий профессионализм музыкантов. По словам Р. Калимуллина, возглавляющего Союз композиторов России, в Воронеже — один из лучших региональных оркестров — и его просветительская и профессиональная деятельность заслуживает всяческих похвал и поощрения.

На сегодня Воронеж является одним из главных региональных центров культуры, и это ярко продемонстрировал состоявшийся фестиваль.

 


Людмила Леонидовна Сандлер родилась в городе Лиски Воронежской области. Кандидат филологиче­ских наук, доцент факультета журналистики Воронежского государственного университета. Автор четырех научных трудов о языке в современном обществе. В воронежской периодике публикуется также как музыкальный обозреватель. Живет в Воронеже.