ПРЯМАЯ СВЯЗЬ МЕЖ ПРОШЛЫМ И ГРЯДУЩИМ

 

Вячеслав Богданов (1937–1975) заявил о себе первой книгой «Звон колосьев», вышедшей в Челябинске в 1964 году. Затем издал при жизни в Челябинске и Москве ряд книг, среди которых «Голубой костер», «Перезвон», «Гость полей», «Светунец», «Избранная лирика». Уже первые сборники со всей очевидностью свидетельствовали о вливании в поэтический хор Урала интересного и темпераментного голоса. Стихи молодого поэта были замечены критикой, пришлись по душе читателям. Добрую оценку первым поэтическим шагам его дал известный русский поэт Василий Федоров, отметивший социальную чуткость молодого автора и его яркую поэтическую одаренность.

Шестнадцатилетним юношей приехал Вячеслав в Челябинск, где окончил школу ФЗО и около двух десятков лет проработал на Челябинском металлургическом заводе. В индустриальный город он приехал из деревни Васильевки Тамбовской области, где родился. Память о родном крае, о трудном детстве военных лет и первых послевоенных годах поэт хранил в своем сердце всю жизнь, свидетельством чему стали многие его стихи.

У Вячеслава Богданова острее и ярче, чем у кого-либо из других уральских поэтов, прозвучал мотив неделимого родства деревни и города — неделимости, опирающейся на трудовые истоки («Но однажды в июльскую ночь разглядел я до радостной дрожи: сталеварские руки точь-в-точь, как у пахаря в трещинах тоже…»).

Это и придает его стихам масштабность мировосприятия, исключает тематическую ограниченность.

Хоть живу я под уральским небом,

У огня людей мастеровых,

Но когда я прикасаюсь к хлебу,

Вспоминаю земляков своих.

«Родство»

И при всей кажущейся «гегемонии» в поэзии В. Богданова картин сельской жизни, его никак не назовешь певцом деревни, ибо ему одинаково дороги и близки как просторы дающих стране хлеб степных полей, тревоги яблоневых садов, неукротимо радостный говор рек и ручьев, так и упругая неподатливость железа, становящегося покорным в крепких рабочих руках человека.

Только утро разбрезжится синью,

Торопливо уйду со двора.

Я работаю в цехе — Россия,

В синем цехе красы и добра.

Эти звонкие и величавые слова можно произнести, когда ты действительно преисполнен гордостью за свою Родину, «любовью к ней — не показной», а искренне выстраданной, по-сыновнему преданной.

Надо сказать, что патриотические раздумья в поэзии В. Богданова совершенно лишены риторизма и дидактики — они органичны во всех стихах, как органичен и целостен его поэтический мир, вмещающий в себя и эмоциональную насыщенность чувств, и напряженную порывистость размышлений, и густую метафоричность ассоциативного видения. Художнический нерв в стихах Богданова не задавлен книжными реминисценциями, в его обнаженной пульсации отчетливо ощущается плоть жизни подлинной, жизни, в которую автор вошел уверенно хотя бы потому, что «по дорогам нетореным, тряским из-под рук моих песня и труд далеко уходили, как сказки…». И горделивые слова, что у него «завод — отец, деревня — мать. И черный труд — учитель!», — не декламационное заявление, а неотъемлемая часть биографии трудовой и биографии творческой.

Триединство, провозглашенное поэтом как магистральная основа становления его характера, проявляется в творческих исканиях В. Богданова по-крупному весомо и зримо. В стихотворении «Заводская дорога» поэт так говорит о значении в его судьбе рабочей дороги:

Не кончаешься ты у цехов,

Под огнем своих плавок искристых,

Ты — начало судьбы и стихов,

Всех дорог моих дальних и близких.

…Если что-то случится со мной,

Вдруг в пути заплутаю немного,

Оглянусь — у меня за спиной

Свет несет заводская дорога.

Благодарное чувство к заводу, высказанное уроженцем деревни, как нельзя лучше характеризует тот гигантский социальный сдвиг, который происходит в нашем обществе, трансформируя психологию труженика: и для выходца из села город может стать ничуть не менее дорогим и близким, чем отчий край, если ты не просто приноровился к новым условиям, а прошел в них настоящую школу жизни.

О земле родной Вячеслав Богданов написал немало прекрасных стихов большого лирического накала («Дорога», «Стог», «У летней воды», «День встает и высок и размашист», «Наедине с полями», «Голубой костер» и многие другие). Смею утверждать, что лучшие стихи этого цикла можно поставить в авангард отечественной лирики наших дней — рядом с поэзией Н. Рубцова, А. Жигулина, В. Соколова. В этих стихах — глубина мысли, яркая образность, одухотворенность, точное чувство многоцветности и многомерности русского слова проявились со своей незаурядностью.

Но Вячеслав Богданов — не певец-пейзажист. Деятельному и энергичному мирочувствованию его чужда эстетствующая созерцательность. Он видит землю не столько дарительницей красоты, сколько труженицей, кормилицей, и потому всегда в его стихах слышится рабочее дыхание земли и людей, берегущих это дыхание («Воды», «Вдова», «Яблоня», «Засуха», «Забытый брод», «Древняя степь» и др.). И всюду — неукротимое желание помочь своей матери-земле, даже чувство огорчения, и вины, и даже страха того, что он, возмужавший в заводских цехах, нечаянно оказался «ничем не причастным» к родной земле (поэма «Звено»). Но сомнения эти временные — и они рассеиваются, когда поэт обретает мудрое понимание третьей жизненной опоры, «черного труда» — учителя, объединяющего завод и землю в единый и непоколебимый организм бытия. И тогда рождаются зрелые и точные строки:

Не хлебороб я — заводчанин,

Но мне деревня дорога.

Пусть на колхозных этих далях

Не сеял хлеб я, не растил,

Но знаю, плуг из нашей стали

Вот эту землю бороздил.

И приходят те уверенно-прочные обобщения своей жизненной программы, своего предназначения, как в стихотворении «Наедине с полями»:

Судьбой мне вверено до гроба,

По праву сердца и сельчан,

Земную славу хлеборобов

Роднить со славой заводчан!

Здесь ключ к своеобразию поэта, сумевшего соединить в себе и певца индустрии, и певца полей и одинаково горячо, взволнованно и талантливо показать нерасторжимость деревенской и рабочей жизни, слить их в единую тему народа, Родины. В «Руси» Богданов говорит:

Я вглядываюсь в лица наших дней,

В лицо огня и пашни,

Неба,

Пущи…

Мне каждый раз становится видней

Прямая связь меж прошлым и грядущим.

Историзм мышления, четкость позиции, от года к году крепнущее мастерство, глубокое сознание важности и нужности поэтического слова народу («Добывая слово, словно — честь… чтоб его, как яблоко в ладони, в час усталый людям преподнесть») — все эти качества начинали разворачиваться в полную мощь в последние годы жизни Вячеслава Богданова и обещали поэта крупного масштаба.

Николай Кузин

 

ПАМЯТИ ПОЭТА

 

И пускай я на рыхлую выбель

Упаду и зароюсь в снегу…

Все же песню отмщенья за гибель

Пропоют мне на том берегу.

Сергей Есенин

Улеглась в гостинице гульба,

Желтый мрак качался в коридоре.

Как смогла ты,

Подлая труба,

Удержать такое наше горе?!

Не вино сдавило вдруг виски,

Не метель,

Что выла, словно сука, —

Это пальцы подлостей людских

Прямо к горлу подступили туго.

Спал подлец,

Напившись в кабаке,

Над поэтом зло набалагурясь…

Смертный миг…

Лед треснул на Оке…

Только мать на всей Руси проснулась…

Что же ей почудилось тогда?

Может быть,

Взаправду увидала,

Как с небес

Горючая звезда

На крыльцо морозное упала.

И зажгла зарю в селе звезда.

Мать у русской печки суетилась.

По снегам глубоким,

Как беда,

Весть на санках к дому подкатилась.

Рухнул месяц с голубых высот.

И березы

В дымной круговерти,

Словно петлю,

Рвали горизонт

И стонали голосом бессмертья.

1969

 

ГОЛОВА

 

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей.

М.Ю. Лермонтов

А во сне,

Как будто наяву,

Застонала на бугре трава.

Закружилась буря…

И в траву

С плеч моих

Скатилась голова.

И ее

Упругие ветра

Покатили яростно с бугра.

Черный смерч бунтует в вышине!

И бегу я в муках через рвы.

Закричали люди в стороне:

— Гляньте,

Гляньте,

Он без головы! —

Я не знаю сам, кого молю:

— Придержите голову мою?!

 

Высоко поднял июльский день

Меч пудовый

Вражеской молвы:

Кто огонь,

Кто облако,

Кто пень

Мне совали

Вместо головы…

Только я

Сквозь посвист ветряной

Слышал голос дальний

И родной:

— Упадешь! —

И будут все правы,

Если ты умрешь без головы…

 

Я бежать за головой устал.

И восход

Под всполохи берез,

Лебедем над омутом привстав,

Мне ее

Высоко преподнес.

От беды прозрев —

Да знать врагу, —

Голову для битвы берегу!

1970

 

ДЕРЕВУШКА

 

До войны в деревушке безвестной,

У степной безымянной реки,

На гулянках протяжные песни

Распевали мои земляки.

Выезжали, веселые, в поле.

И до осени с самой весны

И пахали они, и пололи,

Полевыми ветрами пьяны.

Возвращались в деревню под вечер

На телегах рабочего дня.

И бежала к ним стайкой навстречу

Босиком от реки ребятня.

Сколько жизни в мальчишеском беге!

От загара черны, как гольцы,

Окружали ребята телеги,

Отдавали им вожжи отцы.

Но однажды с неслыханной силой

Степь качнула взрывная волна.

На устах деревушки застыло

Распроклятое слово — война.

И в степном трудовом захолустье,

Над привольем земли и удач,

Не вмещался в широкие устья

Над рекою растерянный плач…

Пахли дали слезами и рожью.

На телеги садились мальцы.

Ведь не зря им упругие вожжи

Доверяли когда-то отцы…

Много лет с той поры миновало.

Каждый дом в деревушке притих.

И вернулся с войны запевала,

Но не слышу я песен былых…

 

ДРЕВНЯЯ СТЕПЬ

 

Лежит земля, обжитая веками.

И на закат, темнеющий вдали,

Идут в степи седыми стариками

Нагруженные синью ковыли.

Так шли они и двести лет, и триста…

И добрели до нынешнего дня.

В который раз волною серебристой

Они ложатся под ноги коня!

И степь хранит их твердо — целиною,

Хоть жмется к ней весною борозда…

Из века в век — в луга и к водопою

Ведет она — звенящая — стада!

Мне изначальный путь ее неведом,

Но знаю я одно наверняка —

Вот в эту степь пришел мой русый предок,

С косой в руке, с правами бедняка.

Он снял армяк и бросил, словно горе,

И выпустил на пастбище коров.

Еще тепла земля на косогоре

От ног босых и от ночных костров…

Пронизанный и солнцем, и ветрами,

Он шел по росам к речке выбрать сеть.

И голосом зари и разнотравья

В крови свободу пробуждала степь!

Дождем умыт и пятерней причесан,

Гася утрами на судьбину злость,

Так отбивал он говорливо косу,

Что барину ночами не спалось…

…Вновь ковыли меня уводят в древность,

Гулки шаги по вечной целине…

Целует степь вечерняя деревня

Коровьими губами в тишине…

1970

 

СЕНТЯБРЬ

 

Веселая,

сквозная,

продувная

Пришла она, осенняя пора.

На стол легла горячим караваем,

Листвою закружилась у двора.

Пришла с нарядной красною рябиной,

Ее ветвей упругих не щадя,

С пугливой суетою воробьиной

И с серостью настырного дождя.

Родной сентябрь!

До радости,

До пенья

Своим лучом прощальным обогрей!

О, добрый месяц моего рожденья,

Меня всегда ты делаешь добрей.

Я никакой обиды не припомню

И никому беды не причиню,

А лишь уйду к березам через пойму

И поклонюсь серебряному дню.

И станет память чище и милее

О поле, о заводе, о руде…

И закипят в душе,

Как муравейник,

Былые дни, прожитые в труде…