Любовь Горяйнова

 

* * *

Снегири — поцелуи зимы,

Ожерелья коралловых бус

на калину наброшены…

Льется пар от печалью наполненных уст,

И тропинки в сугробах совсем запорошены.

Вслед за песней пойду на свиданье с зимой,

С нежной грустью мне хочется

веток касаться…

Красным пламенем вспыхнут мои снегири,

Снег сожгут до крови,

станет он под рукой осыпаться.

Шелест крыльев и вьюг перезвон,

Зимних бабочек к сердцу касанье

И виденья из сладостных снов

Не хотят мне сейчас говорить:

«До свиданья!»

Наблюдаю: зима расплетает свои кружева,

На атласных полях, будто иглы,

Лучи под углом острым скошены,

Улетает закат большим снегирем,

И дневные сомненья, как локон,

отброшены.

Я прислушаюсь — всюду стоит тишина,

Я признаюсь в любви

и нисколько не струшу,

Снегири — поцелуи зимы —

Обжигают мне жаром ладони

и радуют душу.

 

* * *

Опять вернулось одиночество,

Зашторив плотно занавески,

Оно читало мне пророчества,

Ссыпая цвет с вишневой ветки.

Чуть свет за стол со мной садилось

И чай пило с зеленой мятой,

А ночью с плеч моих катилось,

Припав к постели неизмятой.

А мне хотелось выйти в поле,

Со свежим ветром повстречаться,

И там, гуляя на просторе,

Росой алмазной умываться.

Смотреть на синеву густую,

На солнце — золотое око,

Постигнув истину простую,

Что быть одной не одиноко.

 

* * *

Сад, посаженный отцом, так поредел,

Поседел, готовится к покою,

Много лет с весною цветом млел,

Много снов увидел он зимою.

Под рукой — шершавая кора,

Спрятал старый сад биенье сердца.

Никогда не знал он топора,

До сих пор зовет душой согреться.

Помню этот беспокойный стук,

Яблоки шалили, словно детки,

Как летели, падая в траву,

Сочные плоды с пригнутой ветки!

Всем казалось: светлый Дионис

Погулял на радостях с тобою —

И налив, и пепин, и анис

Сыпались к земле, прикрыв собою!

Ароматом наполнялся сад,

Детским смехом, запахами счастья,

И бежали братья наугад

Испытать на прочность старых груш запястья…

Незаметно пролетали дни,

И хозяин попрощался с садом,

Поиссякли сочные ручьи,

И в тени не сесть, как прежде, рядом.

Чаще Бунин, Чехов на слуху…

Мысль одна — о младшем поколенье,

И сегодня здесь, в родительском саду,

Попрощавшись с ним, я преклоню колени!

Грибановский район

 

Николай Коротких

 

В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ

«РУССКАЯ ИЗБА»

 

Полотенце мамино,

Вышитое крестиком.

«Утирайся сухонько,

Умывайся беленько».

 

Образа накрытые

Исключают пошлое.

Вещи позабытые

Воскрешают прошлое.

 

Сундучок от бабушки —

Тряпками заваленный.

С русской печкой рядышком,

Для любви поставленный.

 

В уголке, за прялкою,

Вижу маму с пряжею,

Будто бы за арфою

У любви на страже.

 

Звуки прялки древние

Сотворят мелодию.

И виденья прежние

Оживают вроде бы.

 

Вижу с изумлением

Я за далью даль.

Подвиг поколения —

Папина медаль.

 

Под стеклом, средь книжек,

Моя книга тоже…

Ничего нет ближе,

Ничего дороже.

 

МОЕ ЛЕТО

 

Снова лето свое узнаю

По приметам простым и знакомым —

День пастушества в милом краю,

На лугу меж Девицей и Доном.

 

Это ты, это ты, это ты.

Я во всем здесь тебя нахожу.

Это ты, это ты, это ты,

Я по летнему храму брожу.

 

В сад Башкирцева вновь захожу —

Он заброшен и ждет воскрешенья,

Но как прежде я здесь нахожу

От жары и от скуки спасенье.

 

И покоса, как праздника, жду,

Чтоб услышать косы моей пенье.

Опущу свои ноги в росу,

Получу от нее исцеленье.

 

Вот спускаюсь к своим родникам

По тропинке в густом разнотравье

И прозрачную воду рукам

Доверяю, как знак мирозданья.

 

Вновь хожу по знакомым буграм,

Что от ягод с цветами пестреют,

Посетив этот Божеский храм,

Я на год свое сердце согрею.

Это ты, это ты, это ты.

Я во всем здесь тебя нахожу.

Это ты, это ты, это ты,

Я по Божьему храму брожу.

Семилукский район

 

Татьяна Логачева

 

* * *

У войны недетское лицо.

В сорок первом, проводив на фронт отцов,

Слишком быстро мы мужали и росли,

Свою ношу непосильную несли.

И нет вовсе нашей в том вины,

Что зовемся до сих пор детьми войны.

Не пришлось нам радость детства испытать,

Школу жизни надо было познавать.

Мы со взрослыми трудились наравне,

Жизнь в тылу была — как будто на войне.

Обжигало нас в окопах артогнем.

Очень больно вспоминать сейчас о том.

Но случался и тогда счастливый миг,

Когда старенький учитель-фронтовик,

Чуть прихрамывая, заходил в наш класс.

И смотрели на него десятки глаз

Переростков любопытных, озорных,

Не писавших, не читавших прежде книг.

На любой вопрос учитель знал ответ.

Был для нас тогда он словно интернет.

О далеких он поведал нам краях,

О равнинах, плоскогорьях и морях.

Мы Есенина читали с ним в тиши:

Доходил до каждой он души.

Мудрый и седой учитель наш

Щедро знаний разделил багаж.

Рады были мы в тяжелый час

В нашей сельской школе видеть вас.

Это детство, опаленное войной,

Очень часто предстает передо мной.

Образ светлый я учителя храню

И за все его благодарю.

 

* * *

Посажу под окном березу —

Символ Родины милой моей.

Пусть весной в ее зелени пышной

Свои трели прольет соловей!

Ветерок пробежит несмело

По березке, листом играя.

Яркий шмель на сережки сядет,

Как обычно, в начале мая.

Сколько песен, стихов березе,

Красоте ее вислых ветвей

Посвящали в России нашей —

Белоствольной подруге моей.

В ней величие русской силы

И широкую удаль полей,

Хороводов веселье, пляску

Вижу в памяти я своей.

Словно девушка в нежной дымке,

Опуская свой робкий взгляд,

Распустила зеленые косы.

Лепестки на ветру шумят.

Если станет когда-то грустно,

Обниму я ее рукой —

Символ стойкости и поддержки

Будет в жизни всегда со мной.

И прошепчет — подруга — тихо

Мне березка своей листвой:

«Не печалься и будь счастливой,

Оставайся сама собой!»

 

Отдел по образованию

и молодежной политике

администрации

Поворинского района