По итогам XII Всероссийского литературного фестиваля «Хрустальный родник» в Орловском Доме литераторов состоялось заседание «круглого стола». На обсуждение был вынесен ряд вопросов:

— С чем современные молодые писатели выходят к читателю? Каковы тенденции в молодой литературе ХХI века?

— Каковы запросы общества в сфере литературы? У взрослого читателя, читателя-подростка? Чего хотят родители для чтения своих детей?

— Каковы потребности времени? Какой герой нам нужен, каких героев общество предлагает писателю?

— Есть ли у общества обязательства перед писателем?

В большом заинтересованном разговоре (речь шла о взаимоотношениях писателей с читателями и издателями, сферой культуры, другими общественными и государственными институтами) приняли участие члены жюри фестиваля: сопредседатель Союза писателей России, вице-президент Международной академии русской словесности, председатель Калужского областного отделения Союза писателей России Вадим Терехин, директор Орловского Дома литераторов, член Союза писателей России Андрей Фролов, член Союза писателей России, член редколлегии журнала «Подъём» Александр Нестругин (Воронежская область), председатель правления Орловской областной организации Союза писателей России Алексей Кондратенко, члены Союза писателей России орловчанки Светлана Голубева (она вела заседание) и Елена Ковалева, Кира Марченкова (Брянск).

В обсуждении участвовали и другие члены Орловской писательской организации, а также директор Орловской областной библиотеки имени И.А. Бунина Людмила Бородина, орловский издатель и председатель Союза военных литераторов Сергей Ветчинников, ученый секретарь областной детской библиотеки имени М.М. Пришвина Елена Аничкина, финалисты литературного конкурса фестиваля.

Своеобразным зачином разговора стало выступление Вадима Терехина. Он отметил такие тенденции в массовом сознании, как рост клипового восприятия мира, упрощение языка, неспособность многих молодых людей читать большие тексты. Маргинальная литература, которая по определению должна оставаться на обочине основного движения, ныне вытеснила классическую и стала мейнстримом. Огромное воздействие на общество оказывает «разлагающая» литература с ее безнравственностью и ненормативной лексикой.

Однако при всех негативных процессах у талантливой молодежи ныне есть масса возможностей заявить о себе (литературные фестивали, конкурсы, сайты). Похоже, государство, распределяя премии и гранты, пытается заигрывать именно с творческой молодежью. А вот литературных авторитетов ныне в массовом сознании нет. Прежде их поддерживала власть, и это было вполне разумно — ведь литература всегда была и остается частью идеологии. И потому, как бы ни замалчивались ныне писатели и их творчество, они в любом случае остаются в духовном пространстве и влияют на общество.

Рассказал Терехин и о перспективах международного литературного сотрудничества (в первую очередь, имеется в виду переводческая деятельность) с Китаем, Индией, Африкой, Латинской Америкой. Сейчас именно на эти страны идет переориентация с прежде «всесильных» США и Западной Европы.

Елена Машукова (Орел) дала высокую оценку молодым авторам: «Они молодцы: самовыражаются, стремятся к независимости в творчестве, экспериментируют. Однако самые талантливые и умные со временем понимают, что без ступени классической нет дороги в творчестве». Продолжила эту мысль Елена Ковалева: «Молодежь нередко видит только один авторитет — самих себя. В части техники письма это, возможно, и продуктивно. Но в остальном? В Орле молодежная литература ушла в маленький мирок, который сам собой доволен. Авторы не замечают, как в юношеской среде в последние годы резко растет интерес к чтению, более того, чтение входит в моду».

Кира Марченкова отметила, что современная «легкость публикации» создает у иных начинающих авторов иллюзию успеха высокого уровня. У них нет авторитетной критики, нет наставников, нет и некоего внутреннего редактора. В то же время прошедший литературный конкурс показал, что среди молодых авторов много людей талантливых. Дипломант фестиваля Дмитрий Нестеренко (Новомосковск Тульской области) посетовал на то, что немного стимулов расти творчески и личностно. По его мнению, надо «прививать» (не заставляя, а именно побуждая) классику начинающим писателям — каждый должен пройти этот этап становления.

О необходимости поддерживать не только молодых, но и зрелых писателей говорил Александр Нестругин: «Меня беспокоит, бесконечно печалит новое деление писателей на лагеря — на тех, кто входил в совет молодых литераторов, и тех, кто не входит. Главное — профессионализм, а не игры в некую самоорганизацию начинающих авторов. С чем приходит в литературу молодой писатель? Еще недавно — только «с самим собой» (рефлексия, поток незрелого сознания). Но теперь все больше примеров, когда писатели приходят не со своей болью, а с болью народной». Таким Нестругин назвал творчество Андрея Авраменкова, уроженца Луганска, а ныне жителя Воронежа, автора повести «Ополченец». Она вышла в журнале «Подъём» и получила высокую оценку воронежских писателей.

Нестругина поддержала и Елена Машукова: «Сегодня мало книг о героях. Стремление замкнуться в себе, уйти в фантазию характерно для буржуазного общества». Согласен с ней Анатолий Загородний: «Современное общество растит потребителя, об этом он и будет писать». Еще более четко грань обозначил Сергей Ветчинников: «Надо говорить в книгах правду. Главные герои сейчас — те ребята, которые пошли воевать».

Но есть ли интерес у разноликой читательской аудитории именно к таким героям? Людмила Бородина поделилась наблюдением работников областной библиотеки: в обществе ныне велик запрос на легкое чтение, причем у довольно возрастных групп как реакция на усталость от сложностей и невзгод жизни. Елена Аничкина говорила о том, что молодых авторов волнует, прежде всего, монетизация творчества, они пытаются делать это посредством поэтических концертов, театральных вечеров. Читательская аудитория ныне имеет самые разные вкусы. Родители при выборе книг для детского чтения ориентируются в основном на переводные издания, рекомендации интернета, при этом мало знают о местных авторах, если только не знакомились с их произведениями в школе на уроках литературы родного края. Обидно сталкиваться и с игнорированием родителями поэзии, почему-то они готовы предложить своим чадам только прозу.

По мнению Аничкиной, качественные книги надо не насаждать в читательской среде, а рекомендовать и продвигать. Для этого в областной детской библиотеке по воскресеньям собирается семейный клуб. Важную перемену в детском чтении отметила и Елена Машукова: «Родители теперь выбирают для детей не столько развлекательную, сколько познавательную литературу — но новых качественных книг такого рода сейчас очень мало».

Андрей Фролов обратил внимание на тенденцию в формировании фондов модельных библиотек — по линии федерального Минкульта они активно пополняются книгами Дм. Быкова, Акунина, Петрушевской, Улицкой. В то же время столичными «кланами» экспертов и членов комиссий по поддержке книгоиздания начисто игнорируется творчество писателей-патриотов. Необходимо объединить усилия библиотек, писателей, издателей в сохранении лучших традиций отечественной литературы.

Довольно остро на «круглом столе» были поставлены вопросы о многолетней пробуксовке принятия федерального закона о творческих союзах, законодательных актов о государственной поддержке профессиональных писателей, о защите авторских прав как основе материального обеспечения пишущего человека. Высказывалась мысль о том, что на предстоящем съезде Союза писателей России (намечен на февраль 2023 года) эти задачи должны быть определены как первостепенные для руководства творческого союза.

Свое выступление на «круглом столе» Владимир Ермаков начал с вопросов: «Есть ли в нашем обществе запрос на писательство? Есть ли у писателя возможность выходить в общество?» Когда в январе 2014 года при губернаторе Орловской области был создан Совет по культуре, Ермаков вошел в его состав как представитель писательского сообщества. Однако совет так ни разу и не собрался (в ноябре 2020 года указ о его создании был признан утратившим силу). Общественная палата области вместо того, чтобы быть посредником между обществом и властью, по мнению Ермакова, стала частью аппарата.

Нет книжных ярмарок, книжного рынка, в СМИ нет рецензий на новые книги, сообщений о презентации новых изданий. По словам Ермакова, альманах «Орел литературный» остался единственной литературной платформой в Орле. Но выходит он только раз в году, этого явно мало.

Утрачены площадки, где писатель обращался к народу, ряд региональных газет закрылся, другие уменьшили объем и тиражи, периодичность. Нет теперь Всероссийского Фетовского праздника поэзии, отменены всероссийские литературные премии имени А.А. Фета, И.А. Бунина, Н.М. Карамзина. Необходимо не только возродить их, но и учредить в Орле премию имени И.С. Тургенева.

Сергей Ветчинников также с тревогой говорил об отсутствии в Орловской области региональной политики в книжной сфере. Так, практически во всех краях, республиках и областях проводятся книжные фестивали, а в Орле их нет. В других регионах бюджеты стабильно и весомо финансируют издание социально значимой литературы (размер субсидий достигают нескольких десятков миллионов рублей), в Орле поддержка по этой строке минимальна.

Среди предложений Ветчинникова:

— обеспечить государственную поддержку проведению в Орле книжных фестивалей-ярмарок (ближайшая яркая дата, которой можно посвятить этот форум) — 80-летие победы в Курской битве и освобождения Орловщины от немецко-фашистских захватчиков);

— на областном ежегодном конкурсе «Орловская книга» учредить номинации «Лучшая книга начинающего автора», «Лучшая книга в жанрах прозы и поэзии»;

— выделить средства из бюджета на издание сборников произведений лауреатов литературных конкурсов, проводимых в Орле;

— повысить размер премии губернатора за лучшую книгу года (сумма не индексировалась более двух десятков лет).

Поддержал коллег Анатолий Загородний: «Упрощение литературы и слом языка — в истории России такое происходило неоднократно. И на этот раз переживем. Но для защиты интересов писательского сообщества, читательской аудитории нужны активные люди, бойцы, фанаты». Вадим Терехин поставил вопрос о стратегии действий: «Жаловаться будем или что-то делать?» На эти тревожные интонации откликнулась и директор библиотеки имени И.А. Бунина Людмила Бородина: «Хотите быть услышанными властью — действуйте через общество. Мы, библиотечное сообщество, предлагаем вам площадку. Давайте учредим и совместно проведем «Год Орловской литературы». Сделайте в итоге так, чтобы общество в защиту писательских интересов само стучалось во власть».

Активнее использовать возможности библиотек для общения писателей с широкой читательской аудиторией — в этом видит важное направление работы и председатель Совета по защите родной природы Союза писателей России Татьяна Грибанова.

В целом дискуссия в Доме литераторов показала не только болевые точки, но и возможности развития, совместных действий. В спорах рождается истина, четче вырисовываются контуры проблем и их возможных решений. Литература, по словам Виссариона Белинского, должна быть выражением внутренней жизни народа. При всех новациях и веяниях постмодерна, эту мысль подтвердили и два первых десятилетия XXI века.

 

Публикация Алексея КОНДРАТЕНКО