
Прогулка по поэтическому кварталу
- 05.06.2025
Что за чудо эти светлые нежные дни?! Одним дыханием они преображают народившуюся листву в невесомые акварельки, пьянят душу и даже простую городскую прогулку могут превратить в занимательное путешествие. Тем более что решила я отправиться в не совсем обычный поход. Немногие знают, что у нашего города есть одна достопримечательность, которая не по плечу даже нашим столицам. В центре Воронежа, примерно на одном квадратном километре, уместились не меньше десятка памятников выдающимся русским поэтам. Настоящий поэтический квартал!
Примечательно, что начинался он в такие давние времена, когда монументы в России ставили только царям да военачальникам. Так и в Воронеже первый памятник поставили императору Петру I в 1860 году. Через 8 лет такой чести удостоился поэт Алексей Кольцов. То ли в городе тогда наблюдался дефицит на героев-генералов, то ли победила народная любовь к «песням» земляка. Люди душевно откликнулись на просьбу родной сестры поэта пожертвовать средства на памятник. Так и был возведен один из первых поэтических монументов в России. Немногим раньше были открыты памятники М.В. Ломоносову в Архангельске, Н.М. Карамзину в г. Симбирске (Ульяновске), Г.Р. Державину — в Казани, И.А. Крылову — в Петербурге. А вот Москва такой чести удостоилась только в 1880 году, когда на Страстной площади открыли памятник А.С. Пушкину.
Надо сказать, что к увековечиванию Александр Сергеевич относился философски: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Кольцов, обожавший Пушкина, тоже писал:
Все творенья в божьем мире
Так прекрасны, хороши!
Но прекрасней человека
Ничего нет на земли…
Размышляя об этом величии, мы постоим в Кольцовском сквере у памятника А.В. Кольцову. Ему посчастливилось уцелеть в горниле войн и революций. Сегодня он так же восхищает нас итальянской утонченностью и мраморным изыском. Так ведь и рожден был памятник петербургским скульптором и хозяином мраморной мастерской Августино Трискорни.
А чуть наискосок, в скверике у театра оперы и балета, — памятник А.С. Пушкину. Его авторы — воронежские скульпторы И. Дикунов и Э. Пак. Открыт в честь 200-летия великого поэта. Он будто бы стоит со свитком стихов в руках и, кажется, восклицает, обращаясь к воронежскому самородку, как при их первой встрече: «Здравствуй, любезный друг, я давно желал тебя видеть…» Александр Сергеевич говорил о Кольцове как о «человеке с большим талантом, с широким кругозором, но бедном образованием, отчего эта ширь рассыпается более во фразы…» Словом, где достоинства, там и недостатки. Кольцовские стихи многие называли… песнями. А ведь очень похоже. Наверное, сочиняя вирши, он их как бы напевал. По крайней мере, рассказывают, что впервые взяв в руки книгу со стихами, Алеша убежал с нею в сад и стал петь стихи. Так и у древних эллинских поэтов строфы рождались вместе с мелодией. А столько стихов, как у Кольцова, не положили на музыку ни у одного поэта.
Впрочем, впереди нас ждут и другие открытия. К примеру, всероссийски известного поэта Ивана Саввича Никитина считают непревзойденным стихотворцем-пейзажистом. И трибуном. И духовным лириком. Вряд ли и подумаешь, что на его стихи писали романсы Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и другие выдающиеся композиторы. Более 60 никитинских романсов исполняли лучшие российские певцы. Император Николай II слушал «Ехал на ярмарку ухарь-купец» и плакал. А Володя Ульянов, сокрушивший в 1917 году Российскую империю, в юности обожал «Песню бобыля»:
Богатею-дураку
И с казной не спится,
Бедный гол как сокол,
Пьет и веселится…
Памятник И.С. Никитину работы скульптора И. Шуклина в 1911 году тоже поставили на народные пожертвования на Никитинской площади. Ранее называлась она площадью Солнечных часов и была излюбленным местом романтических свиданий. Солнечные часы в 1926 году убрали, запуская первый в Воронеже трамвай. А в 1933 году из-за автомобильного движения пришлось менять место и памятнику, который переехал в Кольцовский сквер, где стоял напротив фонтана ровно 40 лет. Затем вернулся на прежнее место у кинотеатра «Пролетарий». Свидания влюбленных от путешествия постамента в этом романтическом уголке не прекращались. А сам памятник долгое время был единственным в России. В 1964 году во дворе музея И.С. Никитина, на месте постоялого двора, который содержал поэт, чтобы как-то прожить, установили его бюст работы воронежских мастеров А. Мещерякова и Б. Шамардина. Другой бюст Ивану Саввичу открыли в 2009 году на улице Плехановской, 3, возле Литературного музея.
Кажется, больше известного никитинского памятника «путешествовал» только еще один памятник А.В. Кольцову работы скульптора П. Бондаренко. В 1976 году он был установлен посредине Советской площади. Говорят, что смотрелось это «не очень». Поэтому переселился гранитный колосс в сторону под сень каштанов, и вроде бы так стало лучше. Но очередная реконструкция площади отправила этот памятник аж на пересечение улиц Кольцовской и Плехановской. Мне кажется, ему здесь не совсем уютно и одиноко среди пустынного бульвара. Может, было бы лучше поставить его в скверике возле банка ВТБ?..
А мы пока вернемся на Плехановскую — еще к одному великому воронежцу, лауреату Нобелевской премии по литературе Ивану Алексеевичу Бунину. В сквере возле областной библиотеки к 125-летию писателя открыли памятник работы московского мастера А. Бурганова. Родился Иван Алексеевич на диаметрально противоположной стороне — у истоков Большой Дворянской улицы (нынешнего проспекта Революции), где сейчас располагается музей его имени. Прожил он здесь три года, но всегда с теплотой вспоминал о Воронеже. У поэта можно найти удивительно ностальгические строки:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому…
А мы пройдем мимо Кольцовского сквера к утопающей в зелени улице Кардашова. С 2007 года здесь есть Аллея Сергея Есенина и памятник поэту. Некоторые удивляются его появлению, дескать, Есенин не посещал Воронеж. Другие возражают: эта связь более глубинного свойства. В стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» читаем:
По голубой долине
Меж телок и коров
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов…
И чуть далее:
А там, за взгорьем смолым,
Иду тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.
Это стихотворение Есенин читал в ноябре 1918 года на открытии в Москве памятника А.В. Кольцову, которого он почитал особо. На заре творчества пытался ему подражать, называл своим «старшим литературным братом». Словом, Воронежу есенинский памятник совсем не лишний. Бронзовая скульптура любимого воронежцами поэта, выполненная народным художником России А. Бичуковым, появилась в нашем городе благодаря стараниям народного артиста России Сергея Безрукова.
Неподалеку отсюда, на улице Карла Маркса, с 2009 года стоит памятник, исполненный скульптором М. Дикуновым, еще одному поэту, который в Воронеже не бывал, — Владимиру Высоцкому. Впрочем, связь Владимира Семеновича с нашим городом тоже отрицать нельзя. Мы знаем, что первая книга стихов известного барда «Нерв» вышла в 1981 году. А ведь за полтора года до этого, в августе 1980-го (почти сразу после его смерти), в Воронеже вышел самиздатовский сборник «Менестрель», где были опубликованы несколько десятков стихотворений Высоцкого. Кстати, в Воронеже в 1988 году был издан наиболее полный сборник его стихов и воспоминаний о нем «Не вышел из боя».
Совсем рядом на этой же улице в 2015 году появился единственный в мире памятник любимому детскому поэту многих советских и постсоветских поколений Самуилу Яковлевичу Маршаку. На этот памятник, созданный также Максимом Дикуновым, отдали свои средства сотни людей.
А мы идем по городу, и есть нам на что посмотреть и многое отметить. Одна за другой памятные доски: о визите в Воронеж в 1926 году «трибуна революции» Владимира Маяковского; о работе поэта Александра Твардовского в годы войны в армейской газете; о трудившемся в газете «Молодой коммунар» самобытном стихотворце Алексее Прасолове, которого критики называли «поэтом XXI века». А возле красного корпуса ВГУ — памятник человеку, который сказал, что без него «народ неполный», — гениальному писателю Андрею Платонову. К 100-летию со дня его рождения, в 1999 году, был осуществлен авторский проект скульпторов И. Дикунова и Э. Пак, архитекторов Л. Яновского и Е. Соломкина. Творчество А. Платонова уникально и самобытно и в прозе, и в поэзии:
Выйдем с последней звездою
Дедову правду искать…
Уходят века чередою,
А нам и травы не понять…
В детском парке «Орленок» у нас вновь будет повод насладиться неординарными стихами:
Я к губам подношу эту зелень —
Эту клейкую клятву листов,
Эту клятвопреступную землю:
Мать подснежников, кленов, дубков.
Погляди, как я крепну и слепну,
Подчиняясь смиренным корням,
И не слишком ли великолепно
От гремучего парка глазам?..
Осип Мандельштам жил в Воронеже в ссылке в середине 30-х годов прошлого века. Здесь он создал «Воронежские тетради» — целый свод стихотворений необычайной поэтической силы и выразительности. Памятник работы скульптора А. Гадаева и архитектора А. Гаркаева установлен в Воронеже в 2008 году.
Есть в детском парке еще один памятник, мимо которого не пройти. Пожилой человек с собакой в стремительном движении вперед… Это памятник всенародно любимому и всемирно известному воронежскому писателю Гавриилу Троепольскому. Говорят, кроме прозы, он всю жизнь писал стихи. Мои поиски в этом направлении были безрезультатными. Но ведь его «Белый Бим Черное Ухо» и есть поэма человеческой любви ко всему живому, гимн верности и дружбы, который понятен на всех языках переводов. Этот памятник, выиграв конкурс, создали московские скульпторы А. Шипунов и К. Филиппов. Установлен он в парке в 2021 году недалеко от того места, где жил писатель, как мне сказали, благодаря Союзу писателей России и губернатору А.В. Гусеву. Спасибо им от нас, читателей. А то ведь как-то неловко получалось: на проспекте Революции у кукольного театра стоял замечательный памятник Биму, который все ждал и ждал своего хозяина. Теперь в детском парке они вместе, как когда-то в жизни.