«ОДИНОЧЕСТВО» ПОЭТА И ХУДОЖНИКА

(Творческая перекличка Ивана Бунина и Петра Нилуса)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Стихотворения Ивана Бунина многозначны. Они несут в себе скрытые смыслы, перекликаются со стихотворениями других поэтов, соотносятся с произведениями художников. Именно эта их особенность стала объектом нашего интереса.

Исследователь  И.Д. Бажинов  в статье «Бунин и Нилус» отметил следующее: «Особый интерес представляют суждения Нилуса о взаимодействии и взаимообогащении литературы и живописи, об использовании принципов живописи в творчестве Бунина. Помимо конкретных наблюдений над использованием живописного метода в литературном творчестве, высказывания Нилуса о взаимодействии искусства слова и живописи сохраняют ценность и для литературоведа, и для искусствоведа. Статья Нилуса намечает интересную и новую тему «Бунин и живопись». Действительно, связь произведений Ивана Бунина с живописью отмечена многими литературоведами, но изучена не в достаточной мере.

Творчество писателей и художников имеет определенные точки соприкосновения, и это не только иллюстративный материал художественных произведений. Чаще всего это взаимные переклички, отражения, отклики и совпадения в творчестве литераторов и живописцев. Репродукции картин часто являются зрительными эмблемами отдельных стихотворений поэтов, достаточно упомянуть картину В. Васнецова «Витязь на распутье» и стихотворение И. Бунина «На распутье», но существуют и другие типы взаимодействия этих разновидностей искусства.

«ОДИНОЧЕСТВО» ПОЭТА И ХУДОЖНИКА«ОДИНОЧЕСТВО» ПОЭТА И ХУДОЖНИКА

Портрет Ивана Бунина кисти его друга художника Петра Нилуса

П. Нилус. Одиночество (эскиз к картине)

 

 

Одесский живописец Петр Нилус посвятил свою картину «Одиночество» Ивану Бунину. Поэт в свою очередь посвятил художнику стихотворение с таким же названием. Сходство названий произведений и взаимных посвящений еще не говорят о родстве сюжетов. Бывает, что художники пишут под впечатлением от прочтения тех или иных произведений, а поэты под впечатлением от созерцания картин, но чаще они черпают материал из окружающей действительности. Возможна ли перекличка сюжетов в случае со стихотворением Ивана Бунина и картиной Петра Нилуса?

История написания картины «Одиночество» довольно интересна и перекликается с историей создания стихотворения Ивана Бунина. Из поисков одесского краеведа Сергея Зеноновича Лущика следует, что последний раз полотно Петра Александровича демонстрировалось одесситам летом 1915 года: «Картина Нилуса «Одиночество», объект данных разысканий, фигурирует в юбилейном каталоге 1915 года среди работ второго периода творчества: «61. Одиночество. 1900-1902 г.». Несколько странно выглядит датировка картины, растянутая с 1900 по 1902 год. Произведение впервые было представлено петербургской публике на выставке в начале 1902 года. Дата создания картины растянулась возможно из-за того, что необходимо было время на изготовление рамы, упаковку и транспортировку в Петербург. В 1902 году полотно Петра Нилуса перевозили с выставки на выставку: из Петербурга в Москву и из Москвы в Одессу. Судьба картины «Одиночество» после 1915 года неизвестна. Возможно, после юбилейной выставки живописное полотно вернулось в мастерскую автора. А вот уже через два года, во время революции и гражданской войны холст мог быть утерян. Одесскому краеведу удалось найти репродукцию картины.

Обратимся к сюжету картины. На полотне изображен осенний пейзаж — водоем и деревья с голыми ветвями. На берегу у водной глади сидит на скамье женщина, укрытая черной шалью. В задумчивости она склонила голову, подперев ее руками. Пальцы рук широко расставлены и прикрывают верх головы. Можно предположить, что женщина в одиночестве переживает личную драму, возможно, разрыв с возлюбленным.

Сергей Зенонович Лущик выяснил имя женщины, предположительно позировавшей П. Нилусу для картины «Одиночество». Предоставим слово одесскому краеведу: «Вскоре случилось познакомиться с бывшим ее владельцем. Пожилой, интеллигентный, как тогда характеризовали — «из бывших», Николай Георгиевич (или Григорьевич?) Никипровецкий разговаривал сдержанно, о себе не распространялся. Пояснил, что картина ранее принадлежала его тетке, Татьяне Михайловне Быстрицкой, которая до революции занималась перепечаткой на пишущей машинке рукописей разных одесских литераторов, в их числе и Нилуса, оставалась много лет в дружеских отношениях с художником, позировала для его картины «Одиночество». Была ли знакома Татьяна Михайловна с Иваном Буниным — неизвестно.

Сергей Зенонович установил некоторые подробности жизни этой женщины: «Татьяна Михайловна — вдова офицера русской армии, погибшего в годы Первой мировой войны (1914-1918), год ее рождения — «примерно» 1866-й, а умерла она «от голода» в период оккупации Одессы румынскими войсками (16 октября 1941 — 10 апреля 1944). Жила на Садовой улице в доме № 5. Девичья фамилия Татьяны Михайловны в разговоре не была названа…»

А теперь проанализируем стихотворение И. Бунина «Одиночество»:

 

И ветер, и дождик, и мгла.

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

 

Автор описывает ненастный день на берегу моря, дача — временное пристанище лирического героя. Он один среди непогоды предается мыслям о покинувшей его женщине. Характер лирической героини слегка намечен в последних строках стихотворения: «Мне крикнуть хотелось вослед: / «Воротись, я сроднился с тобой!» / Но для женщины прошлого нет: / Разлюбила — и стал ей чужой. Попытка продолжить отношения не удалась: лирический герой с тоской переживает утрату, дом его опустел, как опустела и сама жизнь. Непрочность связей и человеческих отношений подчеркнута необычным образом в последней строке: собаки отличаются верностью и преданностью: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… / Хорошо бы собаку купить.

По поводу адресата стихотворения существуют разные версии. На момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой Анной Цакни подошли к завершению — спустя год совместной жизни супруги расстались. Возможно, И А. Бунин страдал от недавнего разрыва и посвятил это произведение оставленной им жене? Но строки стихотворения не позволяют подтвердить эту точку зрения: «Под вечер ненастного дня / Ты мне стала казаться женой» — вряд ли жена, хоть и бывшая, стала бы «казаться женой». Следовательно, речь идет о другой женщине.

Известно, что в 1901 году после расставания с Анной Цакни поэт жил под Одессой. Люди, хорошо знавшие Ивана Алексеевича, отмечали, что он, не находя душевного покоя, проводил время в любовных увлечениях. В эти дни у писателя завязался роман с Верой Климович, дочерью богатого чиновника, члена одесской управы Петра Титовича Климовича. Отношения закончились разрывом. Подробности этой истории неизвестны, остались только письма по этому поводу Ивана Алексеевича к самой Вере, и брату Юлию.

И.А. Бунин 31 августа 1901 года пишет старшему брату:

«Милый Юричка! Я запутался, не писал, много истратил денег и т.д. Ну, делать нечего и пилить меня за это нечего. Я тут было затеял роман и чуть не влетел в крупную историю. Теперь все это кончено». Из примечаний к письму становится ясно, что речь идёт о Вере Климович.

Процитируем письмо, адресованное Иваном Буниным Вере Климович, от 9 августа 1901 года: «Ужасно скучно без Вас! Когда Вы уехали, как будто сразу наступили будни. Все куда-то разбрелись, погода испортилась. Вечером в темноте вспыхивали молнии, и где-то далеко прошел свежий дождь, так что сегодня был удивительно ясный и веселый день. Я был у Федорова и долго бродил один по обрывам. Славное утро было, и я думал о том, как много на свете радости, молодости, красоты и как быстро проходят дни, когда кажется, что есть кто-то, кто разделит с тобою эту радость жизни. А жить ужасно хочется, — жить полно, красиво, по-настоящему! Чертовски хочется многое сказать Вам, но по многим причинам ограничиваюсь только этим кратким и сухим письмом, желаю Вам от всей души всего лучшего и главное — как можно скорее возвратиться. Затем крепко ставлю точку и еще крепче целую Ваши ручки».

В первых строках стихотворения говорится о ненастье и пустыне, окружающей лирического героя («И ветер, и дождик, и мгла / Над холодной пустыней воды», что соответствует по смыслу фразе из письма: «Когда Вы уехали, как будто сразу наступили будни. Все куда-то разбрелись…» Стихотворение передает психологическое состояние лирического героя после ухода возлюбленной. Строки «Сегодня идут без конца / Те же тучи — гряда за грядой» содержательно продолжают следующее высказывание из письма «Вечером в темноте вспыхивали молнии, и где-то далеко прошел свежий дождь…».

По поводу датировки этого стихотворения следует отметить следующее. Стихотворение «Одиночество» впервые было напечатано в 1906 году в сборнике товарищества «Знание», а позже в полном собрании сочинений в 1915 году. И.А. Бунин, просматривая спустя много лет последнее собрание сочинений, сомневался в достоверности даты создания этого произведения. В одном авторском экземпляре поставил сначала «1903(?)», в другом авторском экземпляре поставил «1905?», затем все зачеркнул и заново написал только «?». Косвенно на дату написания стихотворения может указывать следующий факт: в дневниковых записях за 1902  год есть небольшая фраза: «Когда Вера Климович?» Писатель сомневается в определении времени знакомства с этой женщиной. Может быть, знакомство имело продолжение? Сомнение оправдано — ровно через год Иван Алексеевич жил в Одессе на 13-й станции парового трамвая на Большой Фонтан по адресу: дача Климовича, кв. Буковецкого.

Вот что пишет Вера Николаевна Муромцева-Бунина о тех событиях в книге «Жизнь Бунина», помечая их 1902 годом: «Из Ялты Иван Алексеевич направляется в Огнёвку, откуда, прожив несколько месяцев, едет в Одессу, поселяется на Большом Фонтане, на даче Гернет, на 13-й станции парового «трамвая» — от Одессы на Большой Фонтан.

Занимал он маленькую белую комнатку, с окном, выходящим на море.

Неподалеку жили на даче Нилус с Буковецким.

В это лето Иван Алексеевич изучал море во все часы дня и ночи…

У него шел роман с Верой Климович, дочерью богатого дачевладельца…»

Подытоживая, можно отметить следующее.

Косвенно на время и место написания стихотворения указывает описание дачи под Одессой, которое очень напоминает описание жилища художника в стихотворении. Это небольшой белый домик с одним окном, выходящим на море. Весьма вероятно, что стихотворение, датированное промежутком между 1903—1906 гг. и вышедшее в 1906 году, могло быть написано и раньше.

Описание дождливого дня в письме к Вере Петровне указывает на его связь со стихотворением «Одиночество». И многое говорит в пользу того, что адресатом этого стихотворения стала В.П. Климович. Сохранение обстоятельств отношений с этой женщиной в дневниковой записи могло быть необходимо для писателя как подспорье в работе.

Что касается перекличек в стихотворении И. Бунина и картине П. Нилуса, то можно отметить, что живописное полотно сюжетно является своего рода продолжением лирической миниатюры, в которой мужчина переживает разрыв с возлюбленной. Иван Бунин в стихотворении предвосхищает сюжетное решение картины Петра Нилуса — поэт изобразил мужчину после расставания с возлюбленной, а художник — женщину, разорвавшую отношения с любимым. Таким образом, картина П. Нилуса и стихотворение И. Бунина связаны между собой сюжетно.

 


Олег Фенчук, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Воронежского областного Литературного музея