Как-то незаметно минули в прошлом году памятные даты, связанные с жизнью В.П. Криворучко (1919–1994). Незаурядный художник, участ­ник Великой Отечественной войны, человек неординарного ума и характера, Василий Павлович был настоящим нравственным камертоном для творческого сообщества.

Он никогда не продавал своих картин, которые представляли собой историю Родины. Всег­да дарил. Помнил с детства, как родители говорили: «Продал — потерял, подарил — приобрел». Это и стало девизом на всю жизнь. Еще Василий Криворучко признавался, что ему непросто подступиться к пустому, белому холсту. Иногда бывало, что он месяцами не мог начать новую работу, хотя эскизы уже были готовы.

Родившийся на Алтае, учившийся в Харькове, а затем в Москве, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны, Василий Павлович в 1951 году приехал в Воронеж и уже до конца своих дней был породнен с этим городом искренней привязанностью и глубоким чувством исторической сопричастности.

Поначалу он был вполне «благополучным» и «удобным»: рисовал строения Нововоронежской атомной электростанции, мощно штурмующие небо трубы заводов синтетического каучука, шинного… Правильно «отражал современность», имел поощрения, благодарности, дипломы. Ему заказывали индустриальные пейзажи для Домов культуры, официальных кабинетов.

Все перевернула поездка на Кольский полуостров, в Мурманск. Ночь провел в беседах с одним бывшим майором, воевавшим в здешних местах. Случайно встретившись, они даже не познакомились — так и остался тот офицер в памяти безымянным. Так получилось, что неожиданный знакомый имел много претензий к художникам, писателям, которые, по его мнению, войну подавали, мягко говоря, не такой, какой она была на самом деле. И совсем вышел из терпения майор, когда узнал, что сидящий перед ним художник, как и он, тоже участник войны, связист, тянувший телефонные провода на поле боя под шквальным немецким огнем, как говорится, хлебнул и пережил… А вот рисует, «что прикажут».

Словом, пропало у Василия Павловича то лето. Не стал писать причалы, романтику рыболовецкого труда… Проехал по тем местам, из которых «еле живым вышел» майор. Когда узнал, сколько защитников Заполярья в этих местах полегло, то подумал: «Тут бы и Верещагина оторопь взяла…»

Осенью того же года попал он на Поле Куликово. Увидел заброшенный старый дом: окна забиты, только в одном оставлена подслеповатая щелочка. Подле на завалинке сидела печальная женщина.

— Как жизнь, мамаша? Чем занимаешься? — решил своим участием подбодрить ее.

И она так неожиданно и спокойно ответила:

— Мужа жду. С войны не вернулся. На детей похоронку получила, а на него — нет…

И вот тогда как-то все соединилось: и возмущение бывшего майора, и увиденное в Заполярье, и судьба одинокой женщины на краю исторического Поля Куликова… Возможно, ее муж среди тех тысяч «без вести пропавших» в братских могилах, разбросанных по русской земле? А вдова его доживает век на краю Поля битвы, где тоже «без вести» канули в вечность тысячи и тысячи безымянных воинов Дмитрия Донского…

«Не так жили в моем доме! Как вернуть людям понятие чести, добра?! Стал искать ответ в прошлом. Я с участниками Куликовской битвы стал разговаривать, как с живыми. Образ каждого я ощущал очень зримо… На самом-то деле я ровесник ребят из войска Дмитрия Донского… Это когда я их пишу. А когда встречаюсь с детьми — мне вообще никаких лет и нету. Только жить начинаю…», — так художник размышлял и о житье-бытье своем, и о творческом самовыражении. Криворучко стал рисовать то, к чему душа тянулась — Русь святую, Русь непреклонную… А вот понимания зачастую не находил.

В областной печати появились статьи, обвиняющие его в уходе от действительности. После его выступлений на активах, собраниях, конференциях к нему подходили и ответственные товарищи, соглашались, но, как правило, вздыхали и с намеком, полушепотом информировали, что они бы и не против, но вот «наверху»… Он тут же взрывался: «Так давайте же вместе против тех, кто мешает! Чего шептаться и намекать? Я понимаю, что у вас прадед с прабабкой крепостными были, но вы-то себя людьми свободными мните!»

«А кто мне указ? Сам себя назначаю ответственным — сам перед собою и отвечаю за сделанное или не сделанное. Так легче дело вершить», — таким стало твердое убеждение художника. И оно реально реализовывалось в жизни.

Какое бы доброе дело по сохранению памятников старины в Воронеже ни начиналось — в ряду зачинщиков всегда был В.П. Криворучко. Среди первых он поднял голос в защиту Успенской церкви, от стен которой отчаливали первые корабли русского военного флота Петра I. Он собирал и хранил до нужного часа документы, свидетельские показания о том, что дом №3 по проспекту Революции — именно тот дом, в котором родился Иван Бунин. Собирательство В.П. Криворучко — продолжение его творческой натуры живописца. Изучая старину, он стремился найти документальные свидетельства эпохи, по возможности их сохранить, чтобы не прерывалась через уникальные вещи связь времен.

Постепенно он обретает единомышленников и сподвижников. Ранее они большей частью были лишь на кухонных посиделках, в застольях да узком кругу дерзких поклонников творчества художника. Застолья проходили, и разговоры оставались разговорами для души. Трудно складывался круг друзей. Он много ошибался. Верил слову, первому благородному порыву человека. Скольких он обогрел, приютил!.. Василий Павлович несмотря ни на что всегда был открыт для людей:

«Надо бороться за человека. Сохраним в человеке человеческое — обеспечено и человеческое отношение к прошлому… Спасал Россию всегда Человек — знающий, думающий, тонко чувствующий. Человек-философ и великий созидатель. Такие, как Андрей Рублев, Сергий Радонежский… Созидатели духа».

И хотя ясно понимал, что искусство требует времени, сосредоточенности, покоя, но в то же время беспокоило и другое:

«Надо спешить. Хотя бы наскоро «схватить» тех, которые заслуживают со временем перейти в картину. Вот писал когда-то писателя Люфанова… Надо бы со временем к нему вернуться. Уж больно мне хочется передать, что именно благодаря ему были спасены для потомков могилы Кольцова и Никитина. Бульдозером счищали кладбище под площадку для здания нового цирка. Так Евгений Дмитриевич надел все свои военные награды, обзвонил писателей-фронтовиков — взялись они за руки и стали на пути бульдозера, как на пути танка… Это было именно так. Бульдозеры дошли до могил — и отступили…»

Его было трудно застать дома. Все в заботах да разъездах. Но была в году дата, когда его можно было безошибочно отыскать.

8 сентября его всегда можно было найти на Поле Куликовом. Он там с этюдником. В окружении пришедших поклониться славным сынам прошлого. Нашим вечным ровесникам по духу.

Под Новый год он покупал мешок конфет, игрушек и во дворе своего дома на улице Тимирязева устраивал замечательные елки, добрая молва о которых ходила по всему городу. А какие столы в этом дворе накрывали в День Победы!..

Художника поддерживали прожитые годы и встреченные люди.

Очень важно и сегодня беречь ту облагораживающую культурную ауру, которую формирует такая творческая личность, как Василий Павлович Криворучко. И не забывать, конечно, о его творениях, которые переживут автора и шагнут в будущее ярким лучиком света своего создателя.

 

Для справки. Работы члена Союза художников СССР/России, заслуженного работника культуры РСФСР, Почетного гражданина Воронежа, лауреата премии Сергия Радонежского, участника Великой Отечественной войны Василия Криворучко кроме Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского находятся в собраниях Музея истории Москвы, музее-заповеднике «Куликово поле» (Тула), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Тамбовской областной картинной галерее, Псковском государственном музее-заповеднике, Донецком республиканском художественном музее и других российских музеях. Работы мастера разошлись по частным собраниям почти по всему миру — в Финляндии, Швеции, Бельгии, Чехии, США, Италии и других странах.

 


Елизавета Анатольевна Пинахина родилась в Воронеже. Окончила Воронежский государственный педагогический университет. Работала старшим преподавателем на кафедре дизайна факультета художественного образования ВГПИ, член Союза художников России. Участник многих выставок, в том числе ряда персональных, искусствовед. Автор научных, учебно-методических и литературно-художественных публикаций. Публиковалась в журналах «Родина», «Подъём», «Метаморфозы» (Беларусь), литературном альманахе «Российский колокол». Лауреат Международного конкурса «Искусство. Совершенство. Признание» (Москва). Живет в Воронеже.