Лауреаты "Российского писателя"

Года три назад в центре Воронежа встретил свою давнюю знакомую. Она на пенсии, когда-то пребывала на госслужбе, имела отношение к культуре. По ее же признанию, со школьных лет ярая поклонница «Подъёма». Всегда прочитывала журнал от корки до корки, что весьма странно, казалось бы, для устоявшегося в обществе мнения о чиновниках.

— А ты знаешь, — говорит, — я пристрастилась читать твой журнал с мобильника. Внука приведу на спортивную секцию — и в телефон… Извини, покупать дорого, а тут бесплатно, и к месту я не привязана.

Спустя какое-то время не менее удивил бывший комсомольский работник и вчерашний местный банкир:

— Какой ты молодец, что создал сайт! — пожимал он мою руку на мероприятии, посвященном 100-летию воронежского комсомола. — Смартфон всегда под рукой. Нажал пару кнопок — и ты уже в «Подъёме».

Оба этих спонтанных признания пришлись на момент запуска редакцией еще одной версии сайта — для сотовых телефонов.

А вспомнил эти эпизоды совсем не для похвальбы и не в порядке отчета о творческих успехах. Есть в них что-то грустное и предопределяющее. Время жестоко диктует новые правила. Пренебрежешь ими — тебя вышвырнет на обочину современного мира.

С развитием информационных технологий в обществе резко поменялась структура чтения. Еще лет тридцать назад, в конце восьмидесятых, за «толстыми» журналами гонялись как за дефицитом. Подписывались по блату, занимали очереди у газетных киосков, передавали номера из рук в руки, зачитывали их до дыр, хранили в домашних библиотеках в качестве семейной реликвии.

Не обошла «минута славы» и «Подъём».

В конце 80-х, в годы перестройки, тираж журнала достиг своего исторического максимума — 512 тысяч экземпляров. Как рассказывал тогдашний главный редактор «Подъёма» Евгений Григорьевич Новичихин, полиграфических мощностей в Воронеже не хватало, и приходилось печатать номера в Рыбинске Ярослав­ской области.

Теперь же литературные журналы выписывают единицы фанатичных читателей, а в основном — библиотеки для пополнения фондов. И не удивительно! Зачем загоняться на подписку бумажного тома, идти на почту, когда «нажал пару кнопок» на мобильнике — и вот он, журнал! Разложен весь по файлам-страницам: полистал — отложил, появилась свободная минута — опять полистал…

Помнится, в 2014 году летняя подписка на газеты и журналы резко упала из-за двукратного роста почтовых тарифов на доставку. Аукнулось эхо евросоюзов­ских санкций из-за событий на Донбассе и ослабления рубля. В один из таких тревожных для нас дней мне позвонил читатель из города Ангарска Иркутской области и с дрожью в голосе поведал о своей драме: «Около тридцати лет выписывал «Подъём». На встречах в городской библиотеке всегда восторженно рассказывал о нем. На прошлой неделе зашел в почтовое отделение, а мне: «Подписка на ваш «Подъём» теперь в два раза дороже… От такой новости у меня на глазах выступили слезы. Представляете, я пенсионер, и впервые не смог позволить себе подписаться на любимый журнал!»

Золотой век классических «толстых» журналов, понятное дело, прошел. И все-таки хочется верить, запрос на такие издания пока еще остается в нас, в социуме, в культуре страны, в ее литературе в качестве уникального явления русской духовной традиции, несмотря на коммерциализацию жизни, запускающую свои алчые коготки в тонкую, чувствительную сферу «человековедения», как называли русскую литературу классики.

Вот и «Подъёму» в нынешнем январе уже 90 лет!

Дата невероятная для нашего быстро меняющегося времени.

Создавался журнал стремительно. 27 декабря 1930 года было принято постановление бюро обкома ВКП(б) ЦЧО. В нем говорилось: «Разрешить организацию ежемесячного литературно-художественного и общественно-полити­че­ско­­го журнала АПП ЦЧО (Ассоциация пролетарски писателей Центрально-Черноземной области — И.Щ.).

ОблОНО и издательству «Коммуна» обеспечить журнал средствами.

Редактором журнала АПП ЦЧО утвердить тов. Подобедова.

Членами редакции: Алексеева, Еремина, Швера, Елозо, Храпченко».

Вскоре из печати вышел первый номер журнала под именем «Подъём».

Инициатива по выпуску литературного издания принадлежала первому секретарю обкома ВКП(б) ЦЧО Иосифу Варейкису, который и сам имел наклонности к литературному творчеству.

Надо признать, девять десятилетий назад наши предшественники были прозорливы. Чутко уловили тот самый запрос общества на появление в регионах литературных журналов. Советской власти нужны были не только трудовой порыв масс, но и таланты подрастающего поколения, включая и литературно одаренную молодежь. Прежде всего, для них и создавались уникальные издательские пространства, где молодые литераторы публиковались, оттачивали свое писательское мастерство и проникались уважением к советской власти за заботу и помощь. А когда сами мужали, становились профессионалами, подтягивали очередную литературную смену.

Центрально-Черноземная область была здесь в числе первопроходцев.

Через шесть лет, а именно в 1937 году, на базе журнала создали альманах «Литературный Воронеж». Возобновился выпуск «Подъёма» под своим историческим названием лишь в 1957 году. Тогда он обрел статус всесоюзного издания. В нем, наряду с местными авторами, печатались известные советские писатели, в частности, Константин Симонов, Сергей Михалков, Владимир Карпов, Юрий Бондарев, Валентин Пикуль, Василий Белов и др.

В разные годы и десятилетия главными редакторами журнала «Подъём» были Максим Подобедов, Константин Локотков, Федор Волохов, Виктор Попов, Евгений Новичихин, Иван Евсеенко, Александр Голубев. Каждый из них оставил частичку своего сердца на этом поприще.

Середина 90-годов прошлого века оказалась драматичной для журнала. Над «Подъёмом» нависла угроза закрытия. Группа энтузиастов-новаторов из числа местной пишущей братии организовала на его базе малое предприятие. Надеялась триумфально въехать в жестокий капиталистический мир на литературном издании. Не получилось. Что это было: постперестроечный романтизм, корыстный расчет? Скорее совковая наивность. Слава Богу, победило здравомыслие другой части писательского сообщества, и по их просьбе администрация Воронежской области вызвалась спасти «Подъём», преобразовав его в государственное учреждение культуры. Новое юридическое лицо поставили на бюджетное довольствие. Это и позволило уберечь издание от исчезновения не только с литературной карты региона, но и всей страны.

Можно сказать, после декабрьского бюро ВКП(б) ЦЧО 1930 года это был следующий исторически мудрый шаг в понимании важности литературы для общества.

«Подъём» и поныне остается культурным достоянием Воронежской области, ее интеллектуальным богатством. Ни в одном из 18 регионов Центрального Федерального округа, за исключением столицы России — Москвы, нет своего литературного журнала, да еще с такой историей. Он по-прежнему является литературным полюсом, где проверяются на зрелость таланты от Калининграда до Камчатки. Полюсом духовно-нравственного и культурно-исторического восхождения к творческим вершинам.

Жаждущих их покорять не становится меньше, несмотря на интернет, социальные сети и виртуальные литературно-художественные площадки. Набор даже самых суперских гаджетов не отнимет у молодости права на эмоционально-чувственное восприятие мира, желание поделиться со сверстниками своими ощущениями и мыслями, выплеснуть, наконец, душу, в которой в юные годы бушуют страсти. Под воздействием всего этого и рождается художественное творчество. Кто-то влюбляется и сочиняет стихи, кто-то от избытка жизненного опыта или экстремальных практик садится за прозу, а кто-то и вовсе находит свое профессиональное служение в культуре и искусстве.

Уже почти десятилетие в каждом номере «Подъёма» присутствует рубрика «Голоса молодых». Многие дебютанты этой рубрики за это время стали членами Союза писателей России.

Трудно предугадать, как будет складываться дальнейшая судьба «толстых» журналов. Но вот одного лично я представить не могу: не будь «толстых» журналов в истории русской художественной словесности XIX и XX веков, откуда бы входили в жизнь главные герои той или иной исторической эпохи: Чацкий, Онегин, Печорин, Базаров, Обломов, Рахметов, горьковские купцы и босяки, блоковская Незнакомка и есенинская Шагане, Чапаев и Павка Корчагин, Григорий Мелехов и молодогвардейцы, Василий Теркин и персонажи поздней советской и нынешней российской литературы?

За девяносто лет существования «Подъёма» с ним сотрудничали сотни местных авторов. Их фамилии можно найти в юбилейных передовичках прошлых лет и в специальном выпуске журнала, посвященном 85-летию образования Воронежской писательской организации («Подъём», № 1, 2011 г.; № 1, 2016 г.; № 8, 2018 г.), а также на страницах нынешнего номера.

Редакция журнала благодарна воронежским писателям, публицистам и ученым всех поколений за их творчество и талант: и тем, кого давно нет с нами, и тем, кто по-прежнему в строю. Славная история журнала «Подъём» — наша общая история. И его награды — тоже общие.

В 1981 году по случаю 50-летнего юбилея изданию был вручен орден «Знак Почета». В 2011 году журнал награжден Почетными грамотами Совета Федерации России и правительства Воронежской области. В 2016 году сайт «Российский писатель» назвал «Подъём» лучшим литературным журналом страны за сохранение высоких традиций русской литературы. В 2019 году изданию был вручен Диплом Союза писателей России за высокий профессионализм, сохранение литературного пространства России, бережное отношение к слову, в ознаменование 60-летия Союза писателей России. В 2020 году сразу две награды пополнили копилку общественного признания «Подъёма». В мае журналу вручена памятная медаль Союза писателей России «Михаил Шолохов» в честь 115-летия со дня его рождения. Такой награды еще были удостоены только «Литературная газета», журнал «Слово» и «Роман-газета». В октябре наша редакция стала обладателем «Золотого Диплома» XI Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 150-летию А.И. Куприна и 125-летию С.А. Есенина.

С юбилеем вас, наши дорогие авторы, члены редколлегии и читатели!