«…Где сливается поле с душой»
- 20.12.2021
(О подборке стихов Евгения Юшина в журнале «Подъём», № 11, 2021 г.)
Я несколько раз перечитала эту строчку (она стала и названием подборки), прежде чем поняла, что мой очередной отзыв будет о стихах совершенно нового для меня автора (открывать новое всегда сродни чуду и Благословению). Да и лучшего названия этой подборке стихов Евгения Юшина попросту быть не может, настолько максимально полно она отражает атмосферу собранных воедино стихов, настолько точно аккумулируется в душе и общее впечатление от прочитанного, с единственной разницей – моя душа слилась с этими стихами в каком-то непередаваемом обычными словами сплетении восхищения и полёта фантазии.
Вы только вчитайтесь:
Я возьму с собою в зиму
Дымку глаз твоих озимых,
Перстенек росы на ветке,
Взгляд сосны из-под ресниц…
Да если б только их! Как обворожительно ёмок, на первый взгляд, казалось бы, простенький стих; тут тебе и «охи-ахи половиц», и «гимны грома и дубравы», и «шмель в боярской шубе» — как буквально распахнута Природа в юшинском стихо-творении! И я намеренно поставила дефис, педалируя на «творении», причем, настолько талантливом своей простотой и поэтичностью, что перечитывая строчки эти, каждый образ смакуешь, а, представив – любуешься.
Если честно, я впервые поймала в себе четкое понимание, что разделять эти стихи по темам, как минимум, глупо, во всяком случае, представленные в 11-м номере воронежского журнала «Подъём». Они каждый по себе – явление, как ритмичный, не похожий на другие, цельный и искусный рисунок, где, что ни образ, то до замирания (а в моём случае еще и едва сдерживаемый восторг), что ни строчка, то чудо, сотворенное искренностью, болью или любовью автора. Я нисколько не преувеличиваю, судите сами:
Над церквями — синь да золото.
Зори падают в сады…
То ли Тверь, а то ли Вологда —
Много неба и воды.
Вкривь — дорога непролазная:
То Европою вздохнет,
То дремучей вязнет Азией
Наших квашеных болот…»,
«…Спят речушка и околица.
По заре размазан мед.
Зычный колокол на звоннице
Покаяние поет.
Здесь — века обетованные,
Слава ратная Руси,
Кисть Рублева, снеги пьяные,
Кроткий ангел в небеси…
(«Стансы»)
Сколько сочных и точных образов в одном только стихтворении! Они подобно живой воде: прочтёшь, и буквально захлёстывает волнами не проходящих, притихших где-то у сердца (или – в нём?) любви и переживания за нашу, «кисти Рублёва» Россию-матушку, раскинувшуюся во все стороны света, и у каждого она своя (у Евгения Юшина — «в половодье Мещерской зари…»), в которой на все времена не отменимо ощущение быстротечности земной жизни и в то же время близости «и к людям, и к Богу»:
Всё тебе тут понятно и просто.
И вражда, и любовь — до конца,
До вечерней звезды над погостом,
До ветлы над могилой отца.
А какое ностальгически-горькое послевкусие от стихотворения, посвященного крестьянам… Впору назвать его своеобразным плачем по ним – разорённым, разобщённым, выброшенным на периферию жизни, и если бы только на периферию:
Милые, милые мои крестьяне!
Вы теперь именуетесь гордо: электорат!
Ищите мутное счастье на дне стакана.
Нет на земле вас, крестьяне. Таков расклад.
Нету народа! Этнос. Пожалуй, что этнос…
Признаться, некомфортно чувствовать и себя (я тоже – часть народа) этносом, потому как при всех понятных характеристиках, есть, по-моему, в этом слове что-то от насекомости.
Но и в этом стихотворении автор умудряется незаметно вывести читателя к Свету:
Я полюбил тебя, солнце, ты катишься спелым полем.
Полюбил березу в юбочке из листвы.
Ох, как робко она — вправо-влево — ножкою голой,
Белою ножкой манит из темноты!..
Живо предстает перед глазами эта чисто левитановская картинка, живо сводя на нет разлившуюся было по нутру боль. А там уже и другие стихи будто готовятся подхватить на руки твою мгновенно воспаляющуюся душу – чтобы опомнилась, очнулась от тяжелого морока невесёлых раздумий и, оглядевшись, увидела, что вокруг всё-таки куда больше чистого и ненаглядного, о чём всегда будут петь чуткие сердца поэтов, находя всякий раз всё новые и новые образы.
И сердце читательское благодарно согласится с автором, написавшим:
Мне нравится деревьев ровный шум,
Их голоса, их думы и тревоги,
И топкие, нестройные дороги,
В которых тоже много русских дум.
Или:
Распевом красок инока Рублева
Россия начинается со Слова.
Веди судьбу — душою не криви.
Россия начинается с любви.
С разгульной песни тракториста Сашки,
С горячего глотка из тертой фляжки,
С горючей, горькой правды в мире лжи
И с васильков, мерцающих во ржи…
Вдруг живо вспомнится, каким бывает всё это в яви, и словно сама по себе начинает оживать в душе надежда и слагаться молитва…
Вита Пшеничная, поэт, эссеист, литературный критик, член Союза писателей России (г. Псков)