На втором этаже Кантемировского районного дома культуры по соседству с краеведческим музеем уже пять лет действует картинная галерея имени Михаила Михайловича Гоптарева, где каждый желающий может прикоснуться к прекрасному.

 

И ВСЕ-ТАКИ

СТАЛ ХУДОЖНИКОМ

 

Родился Миша за три года до войны в хуторе Хрещатом Бугаевского сельского поселения Кантемировского района, на границе с Украиной. Небольшая деревня окружена живописной природой: ароматным разнотравьем на холмах и в оврагах, шумными лесами, полями до горизонта.

Малая родина научила Михаила Гоптарева видеть красоту в обыкновенных вещах: в привычных деталях повседневной сельской жизни, на которые порой и не обращаешь внимания. Художественный талант его проявился довольно самобытно. Первый опыт рисования был углем по свежей побелке. Миша нарисовал петуха. Мама выразила недовольство, зато соседка определила, что он «как живой».

Следует отметить, что именно впечатления из детства Михаила Гоптарева оказали ведущее влияние на развитие сюжетных линий в его творчестве. И тут не только увиденные им когда-то и запавшие в душу эпизоды летней страды, подсолнухи или южнорусские глинобитные хатки, воспринятые им в ярких тонах безоблачного детства. Тут и зримое, тревожное присутствие Великой Отечественной войны.

В воспоминаниях Михаила Михайловича четко сохранились проводы отца на фронт, то, как в военное лихолетье ему вместе с мамой и братом приходилось укрываться от бомбежек в сыром погребе с полчищами крыс и жаб, как под надзором фашиста мама стирает их белье, а дети боятся подойти. Их ранние игры связаны со снарядами, взрывами, ранениями. Так случилось и с братом Ваней…

Потом была победа, с войны начали возвращаться солдаты. В звании старшины вернулся отец — немногословный и не такой веселый, как прежде. Правда, с орденом и шестью медалями на груди. Особенно он гордился и дорожил двумя из них — «За оборону Сталинграда» и «За взятие Берлина».

На основе этих воспоминаний появилась, например, картина «Последний перекур». «Приехали три солдата, отвоевавшие на войне, потерявшие ноги и руки, — разъясняет ее сюжет Гоптарев в видеофильме «Размышление художника о творчестве и жизни». — Я помню эти сюжеты, видел возвращение отца с войны. Эти три солдата разойдутся по деревням, в свои семьи, и начнется у них новая мирная трудовая жизнь».

Старший Гоптарев привез с собой целое богатство — чемодан столь дефицитной тогда бумаги. 1946-й был особо голодным, и отец отвез бумагу в город, где обменял на полмешка кукурузы. Ели желуди, лебеду, ежей и собак. Когда пришлось совсем туго, продали медали.

Михаил Михайлович четко помнил, как в день на семью давали четыре черпака каши и сколько радости по этому поводу было. Каравай, пучок редиски, огородная зелень… — ребячью радость и восторг перед этой простой едой отразит потом художник в своих натюрмортах.

Именно в голодный 1946 год будущий художник пошел в первый класс. В хрещатовской начальной школе в одном классе занимались ребята разных возрастов — не было ни тетрадей, ни чернил, ни книг.

С юного возраста Михаил впитывал и запоминал. Когда начинали цвести сады, он наблюдал за порхающими бабочками, улавливал витающие в воздухе ароматы цветов и свежей зелени. С наступлением лета и сенокосной поры он носил отцу обеды в поле, где его встречала песня жаворонка, запах скошенной ржи или пшеницы и новые краски природы. Все это потом найдет свое отражение во многих картинах художника.

В следующую школу — Бугаевскую — мальчик ходил за пять километров. В шестом классе у Миши стали проявляться способности к рисованию. Их заметил один из учителей, и Миша стал перед уроками чертить на доске различные схемы. Рисованию он посвящал все свободное время. Увлекался полотнами Левитана, Врубеля и Васнецова. Именно картине Виктора Васнецова, по словам Гоптарева, надлежало сыграть главную роль в духовном становлении кантемировского живописца: «Еще в школь­ные годы у нас был предмет «Родная речь». На учебнике была изображена репродукция картины Васнецова «Три богатыря». Я на всю жизнь пронес воспоминания об этой картине, так она меня впечатлила».

Вот окончена школа, и отец советует идти учиться туда, где одевают и кормят. Парня привлекало море, но попал Михаил Гоптарев в Таганрогское ремесленное училище. Там действительно его одели и накормили, но Миша, посещая театры, музеи и выставки, хотел только одного — рисовать.

Много увлекался копированием известных мастеров. Эти копии он всем раздаривал.

Потом была армия. В самом начале службы во время обучения отцы-командиры заметили Мишин талант и отправили его в Симферополь. Но поступить в художественное училище там не удалось. Михаил окончил Московский заочный народный университет искусств имени Крупской. Затем в 1963 году было Саратовское училище искусств. Дома родные радовались, отец с гордостью говорил односельчанам о будущей профессии своего сына.

После окончания училища Миша начал работать в Нововоронеже, где был нарасхват. Трудился в ДК, в школе вел уроки рисования, в техникуме — черчение. Первая его персональная выставка состоялась под названием «Строители Нововоронежской атомной станции». На суд зрителей и критиков он вынес рисунки, отображающие трудовые будни строителей АЭС, и акварели к произведениям Чехова. Выставка получила немало лестных отзывов. Но путь к настоящему признанию был долгим.

А далее — Ленинград, мастерская профессора академии Е.Е. Моисеенко. Живя и работая близ культурной столицы, конечно же, Михаил Михайлович старался почаще бывать в Эрмитаже, Русском музее, на выставках. Благодаря этому он повышал свой профессиональный уровень. В Мухинском училище познакомился с академиком А.К. Быст­ровым и профессором В.Н. Тюль­киным. Но истинным кумиром для него был Аркадий Пластов, сочную, радостную живопись которого он воспринимал как гимн русской природе и деревне. У Пластова даже вид неказистой баньки мог стать художественным символом той очищающей силы, что скрыта в простой деревенской жизни. Этот взгляд на мир, всю сложность которого можно свести к ясным и понятным чувствам, отразился и в творчестве молодого художника.

В 1969 году Михаил вместе с молодой женой Ниной селятся в поселке имени Морозова Ленинградской области, где и жили до последних дней своей жизни. До 2003 года Михаил Михайлович работал в заводском отделе архитектуры, а в филиале Всеволожского Дома детского творчества преподавал основы живописи. В активе художника — 300 работ. Михаил Михайлович был постоянным участником региональных художественных выставок: трех персональных во Всеволожске и шести — в Морозовском ДК им. Чкалова. Являлся членом областного союза художников. Стал почетным гражданином поселка имени Морозова.

Его картины находятся в частных коллекциях в Израиле, Германии, Австралии. А знаменитый уроженец поселка имени Морозова, неоднократный чемпион мировых и отечественных первенств в тяжелом весе, мастер спорта СССР Вячеслав Надеждин за много лет собрал настоящую домашнюю галерею картин Гоптарева.

 

ДАВНЯЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ

 

Все эти годы обстоятельства направляли художника по пути все дальше и дальше от Кантемировского района. Однако тем сильнее его душа испытывала тягу к далекой малой родине. Вспыхивая яркими, щемящими воспоминаниями, эта ностальгия находила отражение в новых картинах.

И вот, будучи уже состоявшимся художником, Михаил Гоптарев однажды приехал на малую родину. Прогуливаясь по райцентру, у районного Дома культуры он встретил двух мальчишек, спросил: «А есть ли в ДК какие-нибудь картины?» Те ответили, что там «висит какой-то дед, то ли Карл Маркс, то ли Максим Горький…» Тогда художник решил, что обязательно создаст в Кантемировке картинную галерею.

Вопрос этот решался много лет — все упиралось в помещение. Кантемировцы собирали средства, писали обращения, но сдвинулось дело только в 2010 году, когда глава районной администрации Владимир Васильевич Покусаев предложил место для галереи на втором этаже РДК. Правда, в связи с его реконструкцией открытие галереи состоялось только спустя три года.

Бывший председатель общественной палаты района Петр Прохорович Качалкин вместе с коллегой-общественником Василием Качалкиным в 2012 году занимались доставкой картин из Ленин­градской области. Для галереи Михаил Михайлович отобрал и передал землякам 62 свои работы.

1 ноября 2013 года картинная галерея была торжественно открыта. Согласитесь, что для сельской местности событие не рядовое. Осуществилась мечта художника, его родных, знакомых и энтузиастов.

На открытие галереи собрались не только знакомые художника, но и многие жители района. По состоянию здоровья сам Михаил Гоптарев не смог поучаствовать в знаменательном для себя событии, но его обращение, записанное на пленке, смогли услышать многие кантемировцы.

Михаил Михайлович, считал, что в людях нужно воспитывать культуру, доброту, любовь к родине, и лучше всего это делать с помощью живописи: «Надеюсь, мои картины принесут пользу и радость тем, кто будет посещать галерею. Приходите, я буду всегда с вами в своих картинах, — обещал он. — Я горжусь своей родиной и вами, дорогие мои земляки».

На многих картинах М. Гоптарева можно увидеть знакомые кантемировцам ландшафты, вдохновлявшие художника, дававшие ему идеи для творчества. На своих полотнах он воспевал родные места, где проходило его детство и отрочество. Теперь все это, переосмысленное и художественно прочувствованное, возвратилось обратно на малую родину, составив часть большого, необыкновенного круговорота красоты в природе…

Не стало Михаила Михайловича в ноябре 2015 года. По его воле похоронен он был в родной деревне. Но связь с семьей художника не прервалась. Не так давно дочь Михаила Михайловича Елена вместе с детьми посетила галерею в Кантемировке, где представлены картины отца, и передала в дар землякам еще две его работы.

Кантемировцы гордятся художником Михаилом Михайловичем Гоптаревым, родившимся и получившим здесь дорогу в творческую жизнь. Художник ответил своей малой родине взаимностью и глубоким осознанием сыновнего долга. Картинная галерея, основу которой составляют более 60 полотен Гоптарева, переданных автором Кантемировскому району в дар, тому свидетельство.

 

Оксана НИКОЛАЕВА