Добро из сердца в сердце
- 31.05.2021
Книга-пьеса Николая Бурляева «Бемби» меня просто восхитила. Мне кажется, художественно и нравственно она граничит с чудом, — для взрослых, для детей, для всех… Это талантливое, откровенное и доходчивое повествование о том, как в ходе безжалостной истории и социальных потрясений мы утеряли чувство вселенской доброты! Именно ее нам не хватает здесь и сейчас, ее мы странно стыдимся, не умеем выразить, передать из сердца в сердце, щедро отдать. А многие смеются над ней, издеваются и глумятся.
И вот через исторический глум, через времена, что год от года полнятся жестокостью, ложью, клеветой, злобой, местью, через весь ад социума — пробилась ростком через камни пьеса в стихах Николая Бурляева «Бемби».
Олененок Бемби — яркий, открытый, светящийся символ любви. Почему это так понятно детям? Потому что Бемби — сам дитя. Дитя оленей, леса, всей Матушки-Природы, всего живого. Пьеса, простая и прозрачная, как нежная песня, есть хвала каждой земной твари, зверю, былинке, листочку на дереве, сотворенным Богом. Имя Его — не произносится: дети, звери и птицы, не знают, Кто такой Бог, ибо они живут ВНУТРИ НЕГО. Но это Имя постоянно подразумевается, звучит неслышимо, пребывает незримо.
Олененок, лесной ребенок, абсолютно доверчив: он лежит на ладони Природы, как под теплым, ласковым и родным боком матери. Перед ним раскрываются чудеса и неисчерпаемые сокровища Природы, внутри которой он родился: вокруг порхают бабочки, поют птицы, появляется простуженный (с насморком, ибо он говорит в нос!) светлячок, ведут прощальную беседу листья на ветке…
Тем не менее, в жизни таится смерть. Мать преподает Бемби уроки смерти: сначала наблюдение хорька, который ловит и съедает маленькую мышку. «Нет. Убивать олени не умеют», — печально и светло говорит Бемби мать, когда он спрашивает: будем ли мы так же делать, как хорек?
Потом — рассказ о листьях, что падают с деревьев, но по весне возрождаются:
Бемби:
А этот листок — навеки умолк?
Что, мамочка, с ним случится?
Мать:
Вот этот росток, даст новый листок,
И снова все повторится.
Бемби:
А этот лесной ковер золотой…
Во что же он превратится?
Мать:
Он станет землей, пробьется — травой,
И снова все повторится.
Бемби:
И, значит, тогда — жизнь будет всегда?
И снова все повторится?
Мать:
Всегда, всегда, жизнь будет всегда,
И снова все повторится!
Наконец, удар молнии, что испепеляет дерево:
Бемби:
А куда огонь унес,
Мамочка, сосну?
Мать:
Ох, не легок твой вопрос…
В тайную страну.
Может, в огненный стон…
Может, в радужный сон…
Впрочем, может, та страна
Не имеет сна…
Мать говорит Бемби о жизни и смерти. Но вот урок явной опасности, когда в лесу появляется безжалостный Охотник и стреляет из ружья в зверей. Рядом с явлением близкой, возможной и непонятной смерти возникает материнская песнь о любви. В словах матери олененка звучит великая нота Божией Псалтыри, огромная сила жизни, что славит Господа и превыше всего славит любовь:
Мать:
…Нас любовь превращает в героев.
Без любви наше сердце пустое.
Любовь — соединенье навсегда.
Полет сердец. Единая звезда.
Любовь нам душу красотою наполняет,
И вечен свет любви. Пусть это дети знают.
Рефрен: «Пусть это дети знают» красной нитью проходит через всю пьесу. Мост любви между поколениями, яркий факел, который дети принимают из рук родителей, когда те уходят «в тайную страну» смерти. И несут волшебный огонь дальше — в распахивающуюся перед ними жизнь. Это жест дарения своей любви всем живущим на свете, даже тем, кто ненавидит и погибает рядом с тобой в разрушительной злобе и жажде мести.
Мать Бемби, сраженная выстрелом Охотника, умирает. Малыша Бемби спасает царственный олень-Отец, уводя далеко в лес. Смерть матери-оленихи не оставляет мрачного осадка, хотя нравственная подоплека тут явно видна и важна: библейское «не убий», взятое шире, чем убийство человеком человека. Неизбежное земное Инферно, знак вечного Ада, в котором пребывают уничтожающие друг друга. Но одно дело, в природе — убить, напасть, загрызть, чтобы самому выжить и продолжить род, и совсем другое, как то делают люди, Охотники — убить для развлечения, собственного удовольствия, наслаждения поиграть в пулю и кровь, сотворить смерть ради смерти.
Бемби больше никогда не увидит убитую мать:
…И казалось ему, что он слышит порой
Нежной матери голос родной…
Приходит юность Бемби. В лесу он встречает подругу детства, молоденькую олениху Фалину. Возникает любовь — как заря, как благословенье. И мы понимаем, что в пьесе изображено только детство Бемби, а что будет с юным оленем дальше, можно лишь домысливать, воображать…
Как хочется, чтобы нежный и сильный Бемби остался жить, вокруг него вечно шумел родной лес и рождались на свет оленята — дети Бемби и Фалины! И чтобы никогда больше не прозвучал выстрел Охотника — символ войны, которую ведет со звериным царством человек.
Когда-то, по античной легенде, Пифагор обронил такие слова: «До тех, пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга». Война и мир, жизнь и смерть — древние архетипы. И об этом пьеса Николая Бурляева. Когда звучат ее последние слова, слезами заливается лицо и полнится огнем жизни ваше живое сердце:
Злых сердцем наш Создатель не рождает.
Жизнь — есть Любовь. Пусть это дети знают.
В издании прекрасные иллюстрации художника Сергея Сюхина. Они находятся в гармонии с общей концепцией книги и погружают читателя в мир леса и любви, жизни зверей и птиц, торжества природы и тут же — в мир опасности, вражды, смерти, которые сеет человек.
Почувствуйте, что любовь — в вас, и пусть она никогда и никуда не уйдет.