Книга-пьеса Николая Бурляева «Бемби» меня просто восхитила. Мне кажется, художественно и нравственно она граничит с чудом, — для взрослых, для детей, для всех… Это талантливое, откровенное и доходчивое повествование о том, как в ходе безжалостной истории и социальных потрясений мы утеряли чувство вселенской доброты! Именно ее нам не хватает здесь и сейчас, ее мы странно стыдимся, не умеем выразить, передать из сердца в сердце, щедро отдать. А многие смеются над ней, издеваются и глумятся.

И вот через исторический глум, через времена, что год от года полнятся жестокостью, ложью, клеветой, злобой, местью, через весь ад социума — пробилась ростком через камни пьеса в стихах Николая Бурляева «Бемби».

Олененок Бемби — яркий, открытый, светящийся символ любви. Почему это так понятно детям? Потому что Бемби — сам дитя. Дитя оленей, леса, всей Матушки-Природы, всего живого. Пьеса, простая и прозрачная, как нежная песня, есть хвала каждой земной твари, зверю, былинке, листочку на дереве, сотворенным Богом. Имя Его — не произносится: дети, звери и птицы, не знают, Кто такой Бог, ибо они живут ВНУТРИ НЕГО. Но это Имя постоянно подразумевается, звучит неслышимо, пребывает незримо.

Олененок, лесной ребенок, абсолютно доверчив: он лежит на ладони Природы, как под теплым, ласковым и родным боком матери. Перед ним раскрываются чудеса и неисчерпаемые сокровища Природы, внутри которой он родился: вокруг порхают бабочки, поют птицы, появляется простуженный (с насморком, ибо он говорит в нос!) светлячок, ведут прощальную беседу листья на ветке…

Тем не менее, в жизни таится смерть. Мать преподает Бемби уроки смерти: сначала наблюдение хорька, который ловит и съедает маленькую мышку. «Нет. Убивать олени не умеют», — печально и светло говорит Бемби мать, когда он спрашивает: будем ли мы так же делать, как хорек?

Потом — рассказ о листьях, что падают с деревьев, но по весне возрождаются:

 

Бемби:

А этот листок — навеки умолк?

Что, мамочка, с ним случится?

Мать:

Вот этот росток, даст новый листок,

И снова все повторится.

Бемби:

А этот лесной ковер золотой…

Во что же он превратится?

Мать:

Он станет землей, пробьется — травой,

И снова все повторится.

Бемби:

И, значит, тогда — жизнь будет всегда?

И снова все повторится?

Мать:

Всегда, всегда, жизнь будет всегда,

И снова все повторится!

Наконец, удар молнии, что испепеляет дерево:

Бемби:

А куда огонь унес,

Мамочка, сосну?

Мать:

Ох, не легок твой вопрос…

В тайную страну.

Может, в огненный стон…

Может, в радужный сон…

Впрочем, может, та страна

Не имеет сна…

Мать говорит Бемби о жизни и смерти. Но вот урок явной опасности, когда в лесу появляется безжалостный Охотник и стреляет из ружья в зверей. Рядом с явлением близкой, возможной и непонятной смерти возникает материнская песнь о любви. В словах матери олененка звучит великая нота Божией Псалтыри, огромная сила жизни, что славит Господа и превыше всего славит любовь:

Мать:

…Нас любовь превращает в героев.

Без любви наше сердце пустое.

Любовь — соединенье навсегда.

Полет сердец. Единая звезда.

Любовь нам душу красотою наполняет,

И вечен свет любви. Пусть это дети знают.

Рефрен: «Пусть это дети знают» красной нитью проходит через всю пьесу. Мост любви между поколениями, яркий факел, который дети принимают из рук родителей, когда те уходят «в тайную страну» смерти. И несут волшебный огонь дальше — в распахивающуюся перед ними жизнь. Это жест дарения своей любви всем живущим на свете, даже тем, кто ненавидит и погибает рядом с тобой в разрушительной злобе и жажде мести.

Мать Бемби, сраженная выстрелом Охотника, умирает. Малыша Бемби спасает царственный олень-Отец, уводя далеко в лес. Смерть матери-оленихи не оставляет мрачного осадка, хотя нравственная подоплека тут явно видна и важна: библейское «не убий», взятое шире, чем убийство человеком человека. Неизбежное земное Инферно, знак вечного Ада, в котором пребывают уничтожающие друг друга. Но одно дело, в природе — убить, напасть, загрызть, чтобы самому выжить и продолжить род, и совсем другое, как то делают люди, Охотники — убить для развлечения, собственного удовольствия, наслаждения поиграть в пулю и кровь, сотворить смерть ради смерти.

Бемби больше никогда не увидит убитую мать:

…И казалось ему, что он слышит порой

Нежной матери голос родной…

Приходит юность Бемби. В лесу он встречает подругу детства, молоденькую олениху Фалину. Возникает любовь — как заря, как благословенье. И мы понимаем, что в пьесе изображено только детство Бемби, а что будет с юным оленем дальше, можно лишь домысливать, воображать…

Как хочется, чтобы нежный и сильный Бемби остался жить, вокруг него вечно шумел родной лес и рождались на свет оленята — дети Бемби и Фалины! И чтобы никогда больше не прозвучал выстрел Охотника — символ войны, которую ведет со звериным царством человек.

Когда-то, по античной легенде, Пифагор обронил такие слова: «До тех, пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга». Война и мир, жизнь и смерть — древние архетипы. И об этом пьеса Николая Бурляева. Когда звучат ее последние слова, слезами заливается лицо и полнится огнем жизни ваше живое сердце:

Злых сердцем наш Создатель не рождает.

Жизнь — есть Любовь. Пусть это дети знают.

В издании прекрасные иллюстрации художника Сергея Сюхина. Они находятся в гармонии с общей концепцией книги и погружают читателя в мир леса и любви, жизни зверей и птиц, торжества природы и тут же — в мир опасности, вражды, смерти, которые сеет человек.

Почувствуйте, что любовь — в вас, и пусть она никогда и никуда не уйдет.