Дивногорская (Сицилийская) икона Пресвятой Богородицы уникальна. Это единственный образ Божией Матери, который был прославлен как чудотворный именно на Воронежской земле. Очень многие хотели приложиться к этой святыне, увидеть ее у себя в храме, помолиться перед ней. До революции икона ежегодно крестным ходом «обходила» слободы и веси по графику, который утверждался Святейшим Синодом в Санкт-Петербурге.

Явление Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери в России принято датировать 1092 годом. Священник Александр Кременецкий (с 1913 года — архимандрит), написавший в 1912 году интереснейшую работу по истории Дивногорского монастыря, отмечал: «Явление иконы в 1092 году нужно понимать в том смысле, что она в означенном году появилась у нас в России, куда могли занести ее из Сицилии русские воины, находившиеся в дружине греческого императора». В Киеве эти воины приняли постриг с именами Ксенофонт и Иоасаф, взяли с собой образ Божией Матери, привезенный из Сицилии, и пришли в Дивногорье. Однако есть исследователи, которые основание Дивногорского монастыря и явление Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери в России датируют более поздним периодом — XVI–XVII веками.

Обстоятельства обретения иконы 1 июля (14 июля по новому стилю) 1831 года на меловом столбе в Больших Дивах нам отчасти известны. Во время холеры, бушевавшей в Воронежском крае в тот год, жительнице города Коротояк Екатерине Илларионовне Коломенской во сне явилась Божия Матерь и указала, что чудотворный образ находится в Дивногорском монастыре. В самом монастыре иконы не оказалось, но ее нашли в 2,5 километрах от монастыря в урочище Большие Дивы.

Первыми чудесами, явленными через Дивногорскую (Сицилийскую) икону Божией Матери и зафиксированными воронежскими летописцами, было избавление жителей городов Коротояк и Острогожск от холеры (1847 и 1866 годы), спасение слободы Алексеевки от пожара и засухи (1858), а также — бобровских земледельцев и животноводов от засухи (1872). В своей книге священник Александр Кременецкий описывает множество случаев благодатной помощи, исходившей иконы.

С момента ее обретения стали организовывать крестные ходы, и она почти весь год «ходила» по Воронежской губернии. Местные жители очень любили ее и называли «Исцелийская». Со временем же стали именовать «Дивногорская (Сицилийская)»: Дивногорской — по месту ее прославления, а Сицилийской — по месту происхождения.

В Первую мировую войну русские солдаты перед отправкой на фронт испрашивали благословения и помощи пред этой иконой. Чудом сохранилась она и в годы гражданской войны. В Государственном архиве Воронежской области (ГАВО) находятся документы, касающиеся изъятия церковных ценностей, в них содержатся некоторые сведения об иконе. «Намечено комиссией к изъятию серебряной доски весом около полпуда из задней стороны Сицилийской иконы и одна риза серебряная с копии той же иконы».

А это заявление удалось отыскать в том же архиве: «Икона пришла в ветхость и держится лишь только единственно на задней окладке, а потому если снять таковую, то икона, как непоправимая, должна остаться на месте, не удовлетворяя требы верующих. Мы, группа верующих, убедительно просим оставить икону в прежнем виде. К сему подписываемся», — под документом стоят подписи восьми монашествующих.

Несмотря на то, что изъятие церковных ценностей в Дивногорском монастыре проходило спокойно, без конфликтов, советская власть все же решила закрыть обитель. Статья об этом событии вышла в острогожской газете «Наша жизнь» от 10 сентября 1922 года. В той же газете (№ 126–129) сообщалось, что 11 сентября 1922 года Дивногорская (Сицилийская) икона в сопровождении дивногорских монахов была принесена в Троицкий храм города Острогожска. Власти не позволяли выносить образ из церкви, но с 1924 года разрешили совершать крестные ходы, требуя только прежде получить разрешение, и таким образом чудотворной иконе Божией Матери вновь могли поклониться люди в разных концах губернии.

В документе, направленном в Острогожский уисполком и датированном 30 апреля 1928 года, сообщается, что «по имеющимся сведениям, Острогожское уездное церковное управление, руководствуясь указом Воронежского епархиального управления и распоряжением Губадмотдела, в феврале месяце с. г. снова произвело вынос иконы из Соборной церкви, и таковая находится в настоящее время в установленном для нее движении по уезду» (ГАВО. Ф. Р-690. Оп. 1. Д. 121).

По имеющимся архивным данным, Дивногорская (Сицилийская) икона Пресвятой Богородицы значилась в описи Троицкого собора Острогожска и Благовещенского собора Митрофановского мужского монастыря в Воронеже. Оба собора были закрыты приблизительно в одно время — в 1930 го­ду.

Икона, которая ныне пребывает в Свято-Успенском Дивногорском мужском епархиальном монастыре, в 1991 году была передана Воронежской епархии жительницей села Петропавловка (расположено близ села Коротояк Острогожского района) Анастасией Васильевной Егоровой (1911–2003). Передача иконы проходила в Архангельском храме села Коротояк. Анастасия Васильевна рассказала, что этот образ был когда-то в Дивногорском монастыре. С этими сведениями перекликаются некоторые публикации из местной прессы. Тому пример — цитата из газеты «Новая жизнь» от 25 сентября 1924 года: «Намедни уговорил петропавловский поп свою паству в видах «благолепья храма Божиего» приобрести новый иконостас, имевшийся после его уничтожения в бывшем Дивногорском монастыре. Цена пустяшная — всего 400 рублей, что стесняться. С миру по нитке… — Церкви иконостас!». Известно, что к сентябрю 1924 года в Петропавловке жили два монаха из закрытого в мае 1924 года Дивногорского монастыря. По всей видимости, иконостас был приобретен не без их стараний.

Когда в Петропавловке закрыли храм (это произошло около 1930 года), местные жители разобрали иконы по домам. Дивногорскую (Сицилийскую) икону Божией Матери сохранила семья Егоровых. Скорее всего, это та самая икона, которая попала в Петропавловку вместе с иконостасом, возможно, именно в нем она и размещалась. Поэтому в 1991 году Анастасия Васильевна и говорила, что образ, который она передает, прежде был в Дивногорском монастыре.

Священник (ныне — протоиерей) Георгий Лазарев, настоятель Архангельского храма села Коротояк, приняв от А.В. Егоровой икону, передал ее благочинному Острогожского церковного округа протоиерею Александру Долгушеву. Затем икона находилась на реставрации: две монахини Знаменского Елецкого женского монастыря изготовили для нее ризу. В 2003 году святыню передали в Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь. За 17 лет с момента возвращения образа в родную обитель многие получили чудесную помощь и заступление Матери Божией, даруемые через Ее икону.

В 2010 году по благословению митрополита Воронежского Сергия была возрождена традиция крестного хода с иконой из Дивногорского монастыря в село Коротояк. С тех пор ежегодно 14 июля по окончании Божественной литургии крестный ход с Дивногорской (Сицилийской) иконой Божией Матери отправляется в Коротояк, а оттуда — в Острогожск, в храмы Острогожского района и к 28 августа — престольному празднику обители — возвращается в монастырь.

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия 7 апреля 2020 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери из Дивногорского монастыря облетела на вертолете Воронежскую митрополию. Во время воздушного крестного хода читалось последование молебного пения по случаю губительного поветрия и смертоносной заразы. Будем верить, что Богородица не оставит верующих в Ее Сына и поможет преодолеть все трудности и испытания.