Провидцы из провинции
- 03.12.2015
Это издание — «Писатели Белогорья»: том 1 — проза, том 2 — стихотворения и поэмы, том 3 — произведения для детей, вышедшее в Белгороде в 2014 году, наверняка вызовет добрую зависть у литераторов большинства регионов. В три тома общим объемом более девяноста печатных листов включены произведения почти ста писателей, которые за полвека входили и входят в Белгородскую писательскую организацию.
«Литература — полноводная, могучая и вечная река. Она течет, вбирая воды других больших и малых рек. В нее попадают не только чистые струи, но порой стекают и грязные, вредные потоки. Но река не становится хуже, не теряет привлекательности, ибо имеет свойство самоочищаться, в чем ей помогает время. Правда, иногда она может мелеть, местами замуливаться, течение становится медленней, а вода мутней, но проходит какой-то срок — и вновь светлые дожди и подспудные ключи наполняют ее новыми животворящими силами. Река входит в свое прежнее русло, а то и заплескивается за берега, разливаясь вширь, обретая глубь», — так или почти так говорил мне в пору моей литературной юности один не очень большой поэт, но прекрасный человек, которому судьбой было определено место жизни и творчества — провинция.
А делится ли литература на столичную и провинциальную? Вопрос этот, скорее, риторический, однозначный ответ на него едва ли кто осмелится дать: любой будет спорным. Ибо литература — она есть или ее нет — вот истина. И прирастает она, полнится, ширится, скорее, как раз за счет талантов, родившихся в «глубинке», выпестованных и взлелеянных российскими просторами, большими градами и малыми весями. Столица же привечает и утверждает их. Или же наоборот. Подтверждение тому — стихотворение Лиры Абдуллиной, которым открывается второй том «Писателей Белогорья»:
В редакции столицы
Везут свои стихи
Провидцы из провинций,
Пророки от сохи.
Надвинув глубже кепку,
Обдернув рукава,
Торопятся, как в Мекку,
Как в храмы Покрова.
И последние строки:
Провидцы из провинций
Поэзию творят.
Но та же Лира Абдуллина, какая поэтесса — провинциальная или столичная? Родилась в Башкирии, училась в Москве в Литературном институте им. А.М. Горького, жила в Сибири и на Белгородчине. Печаталась во многих столичных и региональных периодических изданиях. В Москве вышло несколько ее поэтических сборников. О творчестве Лиры Абдуллиной известный прозаик Виктор Астафьев, в частности, писал: «…Целомудренны и точны эти стихи в каждой строке, при всей страстности и свободе дыхания. Корни поэзии Лиры Абдуллиной — русская песня, русский волжский говор, закалилась эта поэзия на ледяных ветрах Заполярья. Отсюда многие стихи ее обрели краткость пословиц, диковинное, парадоксальное звучание: «Утро вечера мудренее. Ночи, что ли, стали длиннее!» За эти две строки можно наградить человека высоким именем — Поэт». Это лишь одно высказывание об одном из авторов «Писателей Белогорья».
Трехтомник — не антология, а сборник (тексты представляли сами авторы, редакторы-составители отбирали произведения уже ушедших из жизни), и все же по нему в определенной мере можно судить, по каким дорогам-тропам шли и идут белгородские писатели. Главное в их творчестве — верность традициям. Это относится как к наиболее известным в читательской среде представителям старших поколений, уже ушедшим из жизни и ныне здравствующим — прозаикам Михаилу Обухову, Федору Певневу, Владимиру Жуковскому, Владиславу Шаповалову, Борису Осыкову, поэтам Виталию Буханову, Николаю Краснову, Владимиру Михалеву, Николаю Перовскому, Игорю Чернухину, Виктору Белову, так и к их более молодым собратьям — прозаикам Сергею Бережному, Александру Тарасову, Виталию Малькову, поэтам Владимиру Молчанову, Александру Осыкову, Татьяне Олейниковой и другим. Их рассказы и стихотворения, опубликованные в трехтомнике, вполне соответствуют творческой заповеди одного из авторов издания: «Не видел — не рассказывай, не знаешь — не пиши».
Преемственность традиции, к примеру, можно проследить по рассказам прозаика-фронтовика Владимира Жуковского «По ту сторону насыпи» и родившегося уже после Великой Отечественной войны Сергея Бережного «Сати». В первом повествуется о том, как наши чуть было не расстреляли ни в чем не повинного молодого фронтового шофера. Вот один из последних абзацев рассказа: «Да лучше сгнить здесь под кустами, чем за счет чужой смерти домой поехать… Кто сказал, что холоден дождь и земля жестка? Насмерть раненные всегда умирают. Кому судьба — всегда живут. И нечего выискивать в человеке то, в чем виновата сама война». Во втором речь идет о трагических событиях 90-х годов в Нагорном Карабахе, когда пятеро наших спецназовцев обрекли себя на гибель, решив защищать армянское село. Заканчивается рассказ такими строками: «Весть о горстке русских, оставшихся в развалинах старой крепости, облетела Талыш, и в каждом доме зажглись поминальные свечи, женщины надели черные платки, а лезвие бритвы трое суток не касалось заросших щетиной щек мужчин».
Однако вернемся к поэзии, по ней легче проследить эту самую «верность традициям». Несмотря на то, что понятие «тема» в поэзии весьма условно, ибо и любовная лирика может быть гражданственной, все же скажу: на первое место поэты-белгородцы ставят любовь к родному краю, его истории, героическому и в то же время трагическому прошлому. Они, а не лирические герои, соизмеряют свою жизнь, свои дела и поступки с жизнью страны. Почти у каждого автора поэтического тома есть стихи об этом. Вот строки Виталия Буханова, его первого из белгородцев приняли в Союз писателей СССР:
Не буду я светить
Средь звезд.
Я не звезда,
Я — искорка России золотая,
Что в ночь взвилась
И скрылась навсегда
В душистых дебрях трав
Лесостепного края…
Виталий Буханов
Еще цитаты:
Славяне мы…
У нас в крови течет
И мужество, и дерзость, и почет,
И доброта, которую мы знали
В дни радости и в дни большой печали.
Игорь Чернухин
Моя религия — Россия.
Ей изменить — что в землю лечь.
И мой удел: пока есть сила,
От черных сил ее беречь.
Василий Лиманский
России небо,
хлебушек и воля!
Да не взойдет над вами грозный час,
Когда не мы разыскиваем поле,
А поле ищет
и находит нас…
Виктор Белов
События, произошедшие и происходящие в сегодняшней стране, тоже отражаются в стихах, проходят через сердца поэтов, которые в большинстве не прибегают к громким обличительным общим словам. У каждого боль своя.
Холодок от Псла.
Соловьи на Псле.
Я один в селе,
В нем одна изба.
По реке плыву
Я навеселе.
А в моем селе
Подожгли избу.
Алексей Алексейченко
Страна моя — белая птица
С пораненным правым крылом.
Сумеешь ли ты научиться
Взлететь и с двуглавым орлом,
Забыв про печали и беды,
И ветром свободным дышать,
И главной своею победой
Любовь и согласье назвать.
Татьяна Рыжова
Мы — русские, и потому
К любой привыкли участи.
Дадим мы фору хоть кому
По опыту живучести.
Александр Тарасов
Да, современность отражается в творчестве по-разному — болью, печалью, гневом, сарказмом, иронией, но, что общее, беспросветность и отчаяние не берут верх над верой в будущее нашей страны и народа.
Стихи о Великой Отечественной войне у большинства белгородских поэтов едва ли не самые сильные и пронзительные, особенно у тех, кто сам воевал.
Не рано ль, враг, ты празднуешь победу,
Бинокль направив в сторону Москвы?
Мы выстоим и, как ни тяжки беды,
Перед тобой не склоним головы.
Еще есть порох, духом мы не слабы.
Еще посмотрим, кто кого сильней.
У нас еще не разучились бабы,
Как в старину, рожать богатырей.
Константин Мамонтов
Эти строки написаны Константином Мамонтовым, как указано в публикации, в 1941 году под Ржевом. Но и сейчас они звучат актуально. Во все времена, военные и мирные, Россия славилась своими «богатырями». И сегодня их необходимость во всех сферах жизни и деятельности ох как ощущается.
Далее стихотворения еще двух фронтовиков:
Окоп. На бруствере гранаты,
Полынь, патроны, «Дегтярев».
Солдаты — двадцать лет на брата —
Из разных сел и хуторов.
Да соловьи в ничейной роще,
Да танк подбитый на меже.
Мир так суров и прост, что проще,
Пожалуй, некуда уже.
Иван Овчинников
Когда атака увенчалась
Победою за хуторок,
В живых лишь пятеро осталось,
Считая автора сих строк.
Леонид Кузубов
Но и поэты послевоенных поколений находят проникновенные строки о тех четырех огненных годах.
И светятся над нами огоньки
Солдат, упавших на траву июля.
То душ их бесконечные полки
За нашу землю
С тьмою зла воюют…
Николай Грищенко
Что еще стоит отметить в творчестве белгородцев, так это музыкальность. На их стихотворения написано множество песен, как местными, так и известными композиторами. В этом отношении показательно творчество Владимира Молчанова, у него даже вышли три сборника текстов песен и романсов. Вот «Плакучая ива»:
И снова я вспомнил родимый свой дом,
Где детство промчалось счастливо,
Где рядом с березкой под нашим окном
Смеялась плакучая ива.
Текли надо мною и дни, и года,
Как речки вода говорливо.
И детство и юность ушли навсегда —
Осталась плакучая ива.
Теперь этой ивы давно уже нет,
Но в памяти вижу, как диво:
Сквозь годы печалей, сомнений и бед
Смеется плакучая ива.
Естественно, что белгородские авторы размышляют о смысле и предназначении поэтического творчества. Как мне думается, наиболее емко и точно выразил это Владимир Михалев, о стихах которого высоко отзывались такие известные поэты, как Александр Межиров, Николай Старшинов, Владимир Гордейчев. Истинный крестьянин, он родился и жил в селе, пас овец, но был наделен самородным талантом.
Спешу на выпас до рассвета
И часто думаю о том,
Что в мире стоит быть поэтом
И даже просто — пастухом.
И его, так сказать, лирическая установка:
Чем ты жива, любовь извечная,
Тем и поэзия жива!..
И ей к лицу слова сердечные,
А не усердные слова.
Будет неверно сказать, что вся белгородская литература, в том числе и поэзия, традиционно-реалистическая, что писатели не отходят от канонических тем, форм и т.д. и т.п. К примеру, еще в 60-х годах в Воронеже вышел поэтический сборник Эллы Потаповой «Метафоры», состоящий в основном из верлибров — редкость для того времени. К свободному и белому стиху обращались и обращаются Сергей Ташков, Юрий Литвинов, Михаил Кулижников, Михаил Машкара, Андрей Муренков и некоторые другие.
Теперь все не так,
даже эхо другое…
— Люблю! —
однажды я крикнул в распахнутое окно.
— Ненавижу! —
многократно вернулось ко мне…
Михаил Кулижников
В поэтическом томе, надеюсь, каждый читатель найдет то, что ему станет близко и дорого, что вызовет добрый отклик.
…Кто же они, провинциальные писатели, — провидцы, пророки или же всего-навсего авторы, как говорится, «местного значения» — об этом судить читателям. Но понятно одно: без них литература, в том числе и современная, будет неполной.