Короткое время
- 05.11.2024
ВЕСНА
Какое солнечное утро!
Что никакого сна не жаль!
Вот говорят, что утро — мудрость.
Но если мудрость, то печаль.
Тогда душа печали рада?
Блестит с утра последний снег.
Печаль и солнце…
И не надо
Жить прошлым, мудрый человек.
* * *
Моя судьба, как черепаха,
Ползет, чтоб помнил каждый день:
Смерть ближе к телу, чем рубаха,
Какую только ни надень,
И там за жизненным пределом,
Там за Медведицей Большой
Рубаха не согреет тело,
А смерть, как холод, за душой.
Ползет судьба, чтоб там — за Вегой —
Хлебнуть из звездного ковша
И пить любовь свою со снегом
В рубахе чистой, как душа.
* * *
Смерть не верит слезам.
Как положено зверю.
А пути просчитала мои наперед.
Но весной я не плачу.
И смерти не верю.
И в нее я не верю — весной.
Подождет.
Все вернется…
Февраль хоть и хмур, да не долог.
Я в весеннее утро открою окно.
И услышу, что в доме смеется ребенок.
Или в сердце моем.
А иначе и быть не должно.
* * *
Ты все можешь… Ты все можешь…
Ты — любовь. И Ты Един.
Не могу понять я, Боже,
Для чего Тебе мой сын?!
Небосвод сегодня низок.
Сын любил бы и такой.
Сын Тебе нужнее. Ризой
Ты в пути его укрой.
Проведи дорогой рая,
Проведи сквозь небосвод…
Что земля от слез сырая,
Пусть не знает. Пусть идет
ГРИБНЫЕ ДОЖДИ
Человек говорит соседу,
Что снова дождь —
Никакого лета нет,
Что размыло дороги,
Только лужи одни —
И к дому-то не пройдешь…
— Не пройти, — говорит.
Но думает он о Боге.
Он о смерти думает,
Что когда-то умрет,
Что, покинув тело,
Пойдет под дождем босая
По глубоким лужам душа
Хоть какой-то брод
Отыскать на небо —
Размыло пути до рая.
Отвечает сосед,
Что скоро пойдут грибы,
Надо в лес сходить —
Взять отгул,
Например, во вторник.
Человек кивает,
А думает: дождь судьбы
Богом не предначертан,
Что схимонах-затворник
Объяснял: к спасению
Всех призывает Бог,
Хоть предвидит
Всю глухоту и свободу мира.
Человек произносит:
— Нет у меня сапог.
— Сапоги нужны, — говорит сосед. —
Будет сыро…
ИЗ КНИГИ ИОВА
…похули Бога и умри.
Иов. 2:9
Чищу черепицей тела язвы,
Соскребаю верой тьму внутри.
А жену мне слушать стоит разве?!
Похули ты Бога и умри —
Так мне говорит она от горя,
С ветром, что приносят декабри,
С жизнью, что не получилась, споря:
Похули ты Бога и умри —
Но счищает язвы черепица,
И от тьмы пока не изнемог.
Ничего со мною не случится.
Все уже случилось…
С нами Бог.
* * *
Надежд больше нет. Конец октября.
Дожди безысходных строк.
Как будто я умер, а прожил зря —
Молитву не слышит Бог.
Но если не слышит, что-то не так,
В душе не прощанье — дрожь.
Надеюсь еще на осенний мрак,
Надеюсь на мелкий дождь.
А надо — не пей ничего, не ешь,
Ни с кем не дели ночлег
И никаких не имей надежд
На друга, на сон, на снег.
Никто не помнит. Никто не помог.
И тень надежды мертва.
Тогда остается с тобою Бог
И слышит твои слова.
* * *
Проходит жизнь. Еще играет лира.
Еще звучит в холодной тишине.
Душа моя — она дороже мира,
А нищему досталась. То есть мне.
И ни гроша за нею — грустный случай.
И снова разболится голова,
Что о душе со мною невезучей
Искать стараюсь честные слова.
Ищу слова, чтоб понимать усталость
И не жалеть, что можно жить светлей,
Что нищему душа моя досталась,
Что в этом выбор был души моей.
* * *
Понимает не сразу душа —
Умножают познанья печали.
А молитвой бы мог утешать,
И молитвой тебя утешали.
Снова быстро кончается год,
Снова те же читаю страницы:
Что дается тому, кто дает,
Кто прощает, тому и простится.
Этим истинам тысячи лет:
Полюби — и ты станешь любимым.
А короткое время в ответ
Обещает холодную зиму.
ВЕСНА ЗИМНИМ ВЕЧЕРОМ
Мне говорит жена: — Как зеленеет травка,
В стихах ты напиши, что ласточка летит,
Что солнышко блестит, что каждая козявка
С весною к нам ползет, как ни скромна на вид.
Ты напиши, что все — и складно, и понятно,
Что люди кормят птиц и от любви творят.
А то опять слова, что есть на солнце пятна,
Что недруги не спят, что на душе разлад.
Я говорю в ответ: — Вновь буря мглою кроет.
Ты посмотри в окно! Зима там, не шутя,
Вошла в свои права. То словно зверь завоет.
То как война шумит. То плачет, как дитя.
Плещеев подождет. Смотри, что пишет Пушкин:
Что сердце веселят совсем не птиц корма.
Поэтому достань бокалы. Лучше кружки.
И как-нибудь пройдут печали и зима.
И выпьем за любовь! Что тьмы и света выше.
Что терпкое вино нам до краев нальет.
Пусть травка нас поймет. Козявка нас услышит.
А ласточка летит. И скоро Новый год.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
«Течет река, не зная языка…»
В Сыктывкаре в серии «Звезды Севера» сравнительно недавно издана книга Андрея Попова «Метель»1. Триста с лишним страниц стихов — и ни одной страницы лишней! — это много. В сборник вошли стихотворения от ранних до написанных совсем недавно. Здесь вся творческая жизнь поэта, а в ней — и судьба человека. По названию книги уже можно понять — судьба непростая. Метельная судьба.
В предисловии к сборнику известная поэтесса Надежда Мирошниченко пишет: «Андрей Попов пропустил через свою поэтическую душу и сердце весь выпавший на его долю исторический отрезок трагического периода России — от не случившегося в восьмидесятых годах назначенного Хрущевым перехода к коммунизму до всех последующих вихревых событий, происшедших и происходящих в нашем Отечестве до сегодняшнего дня <…> Изумляет разнообразие тематики, разнообразие жанров, мастерское владение диалогами, бытовыми и психологическими сюжетами. И чувствуется желание укрупнения масштаба формы — более частый переход к притчевости, заимствованной у библейских сказаний, но исполненной на сегодняшних героях и сюжетах. Острые диалоги с классиками. Блок. Рубцов. Мандельштам <…> Будучи совершенно открыт в любой своей позиции, Андрей Попов нигде не распахивается в своей исповедальности нараспашку, т.к. не забывает, что это и его исповедь перед Господом. И эта исповедь требует таинства как никакая другая». Да, перед нами исповедь человека-поэта, прикоснемся же к ней с уважением, вниманием и состраданием…
А я хочу начать разговор об этой книге со стихотворения, которое, на мой взгляд, ставит его автора в ряд лучших современных русских поэтов:
Ни в птице, что летит, крылом касаясь лета,
Ни в утренней звезде, ни в памяти времен,
Ни в книгах мудрецов не отыскать ответа,
Ответа не найти — зачем я был рожден?
И только самому врасти душою надо
В звериную тоску, в распутия дорог,
В нежданную любовь, во все сомненья ада,
И в городскую мглу, и в полевой цветок,
И в горькие слова, и в роковые числа,
И в облако надежд, что на семи ветрах.
И молится душа от осознанья смысла —
Из праха рождены, чтоб возвратиться в прах.
И молится душа, что все на свете этом
Уходит навсегда,
Предчувствуя свой срок, —
И птица, что летит, крылом касаясь лета,
И городская мгла, и полевой цветок.
Чего же ты хотел? И твоего ухода
Ждут листопад и дождь, зарницы и мороз.
И молится душа. И говорит погода.
И трудно разобрать ответа на вопрос.
В этом сюжете, пожалуй, зашифрована вся книга. Она состоит из семи глав (и это неслучайно). Главы тематически не ограничены: в каждой есть стихи о вере, о любви, о малой родине и Родине большой, о жизненных потерях, о творчестве… Но поэт не водит читателей по кругу, он возводит их (и себя) по спирали. Перед нами — книга-восхождение, от первой строки до последней, восхождение к судьбе, понятой как суд Божий: что Бог судил, то и свершилось, то и надо принять как судьбу…
ВОРКУТИНСКИЙ ВОПРОС
Я родился в краю гагар,
Куропаток и белых сов,
И сюда никакой Макар
Не гонял телят и коров.
И в судьбе моей падал снег,
Снова падал — как будто впрок.
Я смотрел на него, как зэк,
У которого долгий срок.
Я смотрел на него в упор,
С ним легко соглашаясь в том,
Что не я выбирал простор,
Что не я выбирал роддом.
Кто же выбрал? Какая цель?
Непонятно. Туман и тьма.
Но зато впереди метель,
Но зато впереди зима.
«Воркутинский вопрос» на самом деле — вопрос русский, вопрос общечеловеческий — для чего я живу? Какая цель у моей жизни?
А в последнем стихотворении книги — если не ответ, то указание на то, где его искать:
Келья была у монаха проста:
Стол и божница, псалтырь и кровать.
Было окошечко в форме креста,
Чтобы сквозь крест этот мир понимать.
В сердце бы келью такую иметь,
Скромную келью монаху под стать,
Чтобы смотреть на рожденье и смерть,
Чтобы сквозь крест это все понимать.
Все понимать «сквозь крест» — вот ответ на «воркутинский вопрос» и итог книги.
А между первым и последним стихотворением — жизнь, в которой слилось личное и общее, в которой есть черное горе и светлая любовь, смех и плач…
Андрей Попов раз за разом обращается в книге к Воркуте, ставшей для России одним из символов страдания, и к Воркуте — малой родине поэта, из которой пришлось уехать (а это ведь тоже судьба миллионов русских)… Вот одно из таких стихотворений:
ВОРКУТА
Ты спросишь меня:
Как живу
В своем городишке убогом?
Легко ли небес синеву
Коптить в нем ритмическим слогом?
Я в городе мертвом живу,
В обычном живу городишке,
Где может у школы «траву»
Курить малолетний мальчишка,
Где часто вселенский размах
Кончается бабой и водкой
И прячется солнце в глазах
Бомжа, что страдает чахоткой,
Где с каждым гуляньем скучней
Похмелье лечить и простуду,
Где нет сорок лет лагерей,
Но — странное! — чувство, что будут,
Где воля тщедушной братвы
Слезам, как столица, не верит.
Где люди скорее мертвы,
Чем живы.
Но люди, не звери!
Свидетель кромешного дня,
Сержусь на суровые стужи —
Природа изводит меня,
Из города гонит меня.
Но больше нигде я не нужен.
Нигде не преклонишь главу,
Хоть русская даль неоглядна…
Я в городе мертвом живу.
А как? Да не умер. И ладно.
Но русский поэт Андрей Попов уже давно живет в столице республики Коми и в себе несет кровь и память коми-народа, являясь к тому же потомком основоположника коми-литературы Ивана Куратова, — и это тоже знак и факт судьбы поэта. Но и факт судьбы России — родины многих народов.
В КРАЮ Ю
В краю, где я ревную и люблю,
Где коротаю свой железный век,
По-коми речку называет «ю»
Таежный житель, добрый человек.
И душу неспокойную мою,
Которая привычно видит снег,
Утешит вдруг лесное слово «ю»,
Что произносит добрый человек.
Что в слове этом?! Только звук и знак —
На речку я невольно посмотрю,
Потом на город — сколько железяк!
Все понимаю, а живу не так,
Как добрый человек тайги, рыбак,
Который говорит, как дышит — «ю»…
Автор часто обращается к своим поэтическим предшественникам, вступает с ними в заочные разговоры и даже споры. Одно из знаковых стихотворений — «Два Николая»: заочный — нет, не спор, все же разговор с Рубцовым, жившим в другое время и, может, не успевшим дожить, доглядеться до иного взгляда на судьбу последнего русского царя…
ДВА НИКОЛАЯ
Не жаль мне, не жаль мне
растоптанной царской короны…
Николай Рубцов
Жил в Воркуте я, морем Карским
Дышал, читая между дел
Стихи Рубцова. Власти царской
Он не жалел. А я жалел.
И морем Карским, и свободой
Дышало небо надо мной.
Жаль храм, разрушенный народом,
Народ, измученный войной
С собой…
Жаль веру: став ему обузой,
Ушла в стихи и лагеря.
Мне жаль Советского Союза.
И жаль убитого царя.
Мне жаль разрушенный, как атом,
Народ
И храма русский свет…
Что царь убит своим солдатом,
Своею женщиной — поэт.
Вот к каким глубоким историческим прозрениям приводит разговор двух поэтов — Андрея Попова и Николая Рубцова… И мне жаль Советского Союза как исторической части России-Руси и времени моего детства и юности, и мне жаль убитых царя, царицы, их прекрасных детей и верных слуг… И мне «жаль разрушенный, как атом, народ и храма русский свет…» И еще многим читателям.
Некоторые стихотворения посвящены огромной личной потере, о которой я бы и не рискнул здесь упоминать, но стихи о ней уже стали фактом поэзии. Приведу одно, по силе эмоционального воздействия не уступающее рубцовскому «Аленькому цветочку» («…Нес я за гробом матери аленький мой цветок»):
Потерял я ангела. Не придет домой.
Сын мой неустроенный — светлый ангел мой.
Я учил летать его. Строг был невпопад.
А его убили. И он теперь крылат.
Темными слезами свет заволокло.
Слезы утирает мне ангела крыло.
Что может удержать в беде и горе? Только любовь, которая у поэта есть: Марина — земная и поэтическая муза и судьба…
А где любовь? Я думаю, что рядом —
Когда застыли зимние часы,
Когда зодиакальные Весы
Раскачивает ветер, — до разлада
Всего один порыв… А верить надо,
Марина, в приближение Весны.
И, конечно, вера в Слово, в Любовь — то есть в Бога… В этой вере — спасение человека и народа.
Днем или, может, порою полночной
Сердце поймет, что болит к непогоде,
Что разыграется ветер восточный —
Ветер Господень.
Ветер придет из далекой пустыни
И занесет родники и колодцы,
Горькие речи и храмы гордыни.
Кто же спасется?
Кто же, привязанный к родине милой,
К жизни своих гаражей и домишек,
Выкрикнув, выдохнув: «Боже! Помилуй!»,
Будет услышан?
Я лишь пролистал сборник «Метель», остановившись на отдельных сюжетах. Освоить все его страницы — самостоятельное дело читателя, личный труд и усилие, к которому я горячо призываю — книга этого стоит! А жизнь и судьба русского поэта Андрея Попова продолжаются, и мы ждем, когда из молчания вновь родится речь и поведет к Слову…
Течет река, не зная языка —
Ни русского, ни коми, ни иного.
По ней плывут цветы и облака.
Молчит река. Не говорит ни слова.
Река и речь… Язык наш не забыл:
Одна у них природная основа.
Но речь на дно осела, словно ил.
Молчит река. Не говорит ни слова.
У Стикса невысокая волна —
Кто не прочел молчания речного,
На время лишь поднимет ил со дна…
И вновь река
Не говорит ни слова.
Дмитрий ЕРМАКОВ
1 Попов А.Г. Метель. Избранные стихи. — Сыктывкар: Союз писателей Республики Коми, 2021.
Андрей Гельевич Попов родился в 1959 году в Воркуте. Окончил филологический факультет Сыктывкарского государственного университета. Автор нескольких сборников стихотворений. Лауреат Южно-Уральской литературной премии, международной премии С. Есенина «О, Русь, взмахни крылами», премии Н. Тряпкина «Неизбывный вертоград». Стихи переводились на венгерский, болгарский, немецкий языки. Член Союза писателей России. Живет в Сыктывкаре.