В ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ

Земля Воронежская – край Черноземный. Такая ассоциация наиболее часто встречается, когда мы слышим имя родной земли. Черный цвет – цвет плодородной почвы, дающей ростки хлеба насущного. Но есть у нашего края еще одно богатство, открывающее нам выси Царства Небесного, – Донское Белогорье!  Здесь колышется ветром ковыль, цветет ароматный чабрец, блестит, отражая солнце, меловая порода. Белый цвет – вольный цвет, белый цвет – богатый цвет, белый цвет – цвет святости и чистоты.

Идущий по донским просторам пилигрим внезапно открывает для себя в запорошенных мелом балках темнеющие порталы в иной мир, мир иноческий, мир инобытия. Вход в заброшенную пещеру после жаркого летнего зноя несет  прохладу и тайну, звучащую эхом ударов тесла, благоухающую ароматом ладана и освещенную блеском горящей лучины. С каких времен доносится эхо? Луч фонаря выхватывает у сумрака заброшенные киоты и алтари, где стояли иконы и чащи, освещает кельи, в которых жили отшельники… Путешественнику, знакомому с церковной историей, может показаться, что он попал не просто в иной мир, а в далекое византийское прошлое, в пещерные монастыри Египта или Малой Азии. Слишком уж все непривычно для нашей местности. Не мог же простой русский крестьянин построить столь искусную сеть лабиринтов? Рождается легенда о временах иконоборческих, о гонимых греках-иноках восточных монастырей, ищущих пристанища в срединных землях  далекого Танаиса.

Но дивногорские струны Тихой Сосны доносят иное: обитель здесь начали обустраивать в XVII веке монахи, гонимые на западных окраинах некогда единой Руси и ищущие пристанища под кровом Московского царства. А что же десятки других подземелий?  Белогорская пещера, протяженностью 985 м, Калачеевская – 892 м, Семейская – 580 м,  Гороховская – 290 м, Шатрищегорская – 280 м, Костомаровская 3 – 278 м, Колыбелкинская 2 – 264 м, Песковская – 238 м, Селявнинская – 202 м, Галиевская – 198 м, Старокриушанская 2 – 184 м, Мечеткинская 1 – 93 м…  Около полусотни уникальных объектов истории, культуры и духовного подвига.

Пещеры Белогорского Воскресенского монастыря в Подгоренском районе не только самые протяженные культовые подземелья в Воронежской области, но и на всей бескрайней Русской равнине! Поднимаясь по многочисленным меловым ступеням белогорского лабиринта к наземному храму Воскресения Христа, словно преодолеваешь тяготение нашей земли, охватывающей тебя темнотой на 360 градусов, и устремляешься вместе с Воскресшим Христом к Небесному Свету! Сколько не повествуй современным паломникам о Марии Щерстюковой, которая начала их вырубать в меловой толще в 1796 году при помощи окрестного населения, они не могут в это поверить. Дескать, не могли простые крестьяне в не таких уж далеких от нас XVIII-XIX веках создать все это – слышится вновь и вновь!

Но, стряхивая пыль с архивных страниц, читаем иное. Не только могли,  но и построили! Создали шедевр вопреки всему. Вопреки нехватке свободного времени, вопреки отсутствию сил после долгого рабочего дня. Исследователь Белогорской пещеры Н. Креховецкий так писал об этом в 1878 году: «И думать нельзя, чтобы такой громадный труд был произведен одними пещерными отшельниками. Им помогало все окрестное население. Кончились для селянина-труженика дневные заботы, настает ночь, он берет лопату и спешит часть ночи провести в подвигах для своего спасения». Построили труженики Белогорскую пещеру вопреки давлению огромного бюрократического аппарата Российской империи, дойдя в своих ходатайствах от уровня благочинного до Обер-Прокурора Синода, от уездного предводителя дворянства до Его Императорского Величества. И, что удивительно, император Александр I не только одобрил их начинания, но и распорядился в 1818 году оказывать Марии Щерстюковой и ее последователям всяческое содействие. Один из последних дореволюционных игуменов Белогорского Воскресенского монастыря, созданного на месте Белогорских пещер в 1882 году, Петр (Васильев) сравнивал подвиг Марии Щерстюковой с деяниями Марии Египетской. Подобно ей, она решительно изменила свой прежний разгульный образ жизни на образ деятельного покаяния. После паломничества в Киево-Печерскую Лавру Мария, преодолевая твердость скальной породы, вступила на путь внутреннего преображения.  Днепровские воды превращались в донские, киевские пещеры – в белогорские, Мария –  в Марию-пещерницу.

Создавали свой подземный сакральный Киев в нашей губерниии крестьяне слободы Красной в Новохоперском уезде Воронежской губернии. В течение 1830–1831 годов Авраамом Ковалевым, Максимом Лутовековым, Василием Семеновым и Давидом Сомовым создаются пещеры.  На вопрос об их мотивации отвечали: «Для одного богомолья, посвящая жизнь на уединение, избегая мирских сует, обратясь мыслию и желанием служить единому Богу по примеру Киевских угодников Божиих, где они, быв в пещерах, душевно пожелали употребить себя на сей подвиг для спасения души, а не для других каких причин».

Словно из глубин озера Светлояр, с колоколен далекого Китежа услышали в XIX веке донские подвижники благочестия колокольный звон Святой Руси. Услышали и начали строить свои подземные кельи и храмы. Г.А. Ракитянским было зафиксировано предание о пещере у села Русская Журавка Воронежской губернии: «На раздоре, в семи верстах от нас появился сильный родник. Вода с шумом полилась из гирла и стала заливать луг. А тот луг купил купец Логвинов. Видит купец, пропадает трава, беда грозит овцам, которых он выпасал, приказал забить родник камнями <…>. Ту же ночь купцу явился ангел и сказал, что ему грозит беда, если он не очистит родник. Испугался купец и приказал очистить источник. Тотчас из него хлынула вода и послышался звон колокола, а в кринице показалась икона Божьей Матери. Пришли святые люди и стали в меловой горе, что рядом с родником, рыть пещеры. К источнику приходили люди молиться и просить избавления от хвороб».

Встреча с сакральным являлась одним из толчков мотивации создания и функционирования культовых пещер. Пещерокопатель Галиевской пещеры в Богучарском уезде Воронежской губернии Мирон Гноевой говорил, что «начал копать вследствие троекратного появления Матери Божией и архидиакона Стефана, явившегося мне во сне в июне месяце 1864 года на 33-м году после совершенной потери мною зрения». При этом начинал обустройство Галиевской пещеры Мирон не на пустом месте, а продолжал дело основателя культового подземелья Алексея Дубовского, начатое в 1817 году.

Если самая протяженная пещера – Белогорская, то самый большой пещерный храм на Дону мы видим в Гороховской пещере Верхнемамонского района. Пять нефов на четырнадцати колоннах! Высота в алтаре – более 5 метров. Известно, что к обустройству этих пещер приступил Максим Курасов в 1859 году. Благочинный Ириней Миропольский в донесении правящему архиерею отмечал, что пещерокопатель Максим Курасов «объяснил ему, что он, посетивши святые места Киевские, Святогорские, Дивногорские и пещеры Белогорские, возымел твердое намерение устроить для спасения души на своей родине в трех верстах от своего жительства подобные пещеры». Фактически в это же время у слободы Селявной Острогожского уезда, рядом с Дивногорским монастырем, с 1851 года Петр Курбатов начинает вырубать в мелу пещеру, с 1853 года ему помогает Никифор Шатов. При этом они были не первыми народными пещерокопателями  на территории  дивногорской группы пещер. Так, в XIX веке крестьяне продолжают углублять  пещеры уже прекратившего свое существование Шатрищегорского монастыря: с 1832 года – Григорий Приходько, с 1840 года – Михаил Полиев.

Отметим, что среди многочисленных культовых пещер Воронежского края, созданных в рамках народного пещерокопания, только Белогорские пещеры смогли трансформироваться к концу XIX – началу XX столетия в официально действующий монастырь, хотя  подобные попытки принимались, конечно же, и в других местах. Так, известно, что 11 августа 1885 года жители Калача на сходе сельского общества уполномочили крестьян Ивана Серякова, Матвея Безуглого и Гавриила Лебединского ходатайствовать в различные инстанции об открытии на месте пещер в Пеньковой горе православного женского монастыря. При этом обществом  выделялось 1300 рублей денег и отводилось 36 десятин земли на обустройство обители.

15 июня 1908 года Костомаровское сельское общество на сходе приняло решение уполномочить своих представителей ходатайствовать перед органами власти об освящении вырубленной в меловом склоне церкви и причислении ее к Белогорскому Воскресенского пещерному монастырю. При этом для достижения своей цели костомаровские крестьяне готовы были нести и материальные издержки, решив на сходе «отмерить вокруг находящихся пещер пять десятин земли для постройки, какую разрешит начальство». Надо заметить, что костомаровские ходатаи так же, как и калачеевские, не нашли поддержки ни на епархиальном, ни на синодальном уровнях.

Но почему для крестьян были так важны созданные ими пещеры? Что значили для донских обывателей подземные кельи и храмы, протяженные лабиринты, вырубленные в меловой породе неподалеку от сельских изб и наземных церквей? Не просто перенесенное сквозь пространство и время сакральное пространство значимых паломнических центров, но и утопическую мечту об идеальном локусе священной земли. Пещероустроители при поддержке окрестного населения не искали далекого Беловодья на восточных границах империи, а деятельно воплощали мечту на меловых склонах речных долин. Иноческая аскетическая традиция подземножительства, уходящая корнями в Древнюю Русь, в Киево-Печерскую Лавру, произрастала народным пещерокопанием  на меловых склонах донской долины,  меж останцов-див и холмов-шатрищ. Здесь было все: податливая для вооружённой теслом крестьянской руки порода; сохраняющая традиционный православный уклад крестьянская община; этнический компонент переселившихся с Поднепровья малороссов, хорошо знакомых с практикой почитания и обустройства подземных святынь. Здесь был фронтир, где слобожанам даже дышалось легче в среде столь значимого белого цвета  в народной культуре. Белый свет – это Божий свет, вольный свет. Л.А. Тульцева в статье, посвященной менталитету православного крестьянина, отмечала: «Вольный Белый царь «над царями царь» и вольные белосошные крестьяне – эти две социальные категории, хотя и разные по происхождению, были благодатным материалом для рождения крестьянских утопий. Если, например, постараться выстроить цепочку: Белый свет – Белый царь, то логическим к ней дополнением будут некоторые понятия из народной (старообрядческого происхождения) утопии и прежде всего о стране Беловодье и стране Белогорье».

Страна Белогорье –  далекая в легендах о сказочных землях Алтая и близкая нам в реальной донской истории и ландшафте. Заглянув с читателем в ее историю, мы приоткрыли страницы жизни донских подвижников благочестия. О многих из них в людской молве память давно исчезла, о ком-то еще жива. Помнят об односельчанине Марии Шерстюковой блаженном Петре Еременко, который подвизался в Белогорских и Костомаровских пещерах в первой половине XX века. По причине юродствования односельчане называли его блаженный Петрушка. Ходил блаженный фактически круглый год в одной и той же длинной домотканой шерстяной одежде, подобной пальто, говорил притчами, часто используя присказку «А подай тиби…» Люди  обращались к нему за помощью в кризисных ситуациях. Он давал иносказательные советы, иллюстрирующие как поступить в тех или иных стесненных жизненных обстоятельствах. Часто просили его молитв при болезнях, после чего, как рассказывали белогорцы, наступало выздоровление. Время от времени он приходил из Белогорья в Костомаровские пещеры, где, вырубив в мелу себе келью неподалеку от входа в Спасский храм, проживал, принимая приходящих за помощью.  Активное участие принимал Петр и в формировании подземного пространства Спасского пещерного храма. О его продолжателе в устройстве Костомаровских пещер, в частности подземного храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Андрее Васильевиче Попове автору также довелось узнать от местного населения. Он дал обет служения Богу в одном из боев Великой Отечественной войны, когда вокруг горела земля и плавился металл. В период послевоенной оттепели между государством и церковью в 1946 году официально открываются костомаровские пещерные храмы, и Андрей Попов приходит сюда. Когда 1959 году храмы по распоряжению советских властей вновь закроют, принявший монашество Андрей Попов продолжит тайный многолетний затвор в одной из скрытых меловой плитой келий пещерного лабиринта…

А о скольких подвижниках благочестия до нас не доходят рассказы старожилов и архивные повествования? О подвижниках, старающихся подражать мужам древним, о которых апостол Павел писал, что «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (к Евр. 11/38-39). А пещеры, созданные  натруженными руками и крепостью духа, живут, привлекая паломников за многие версты. Дивногорье, Костомарово, Белогорье, Калач – готовы к их встрече! Хочется верить, что и в другие пещеры вернется духовная жизнь,  ведь край Воронежский – часть Среднерусского Белогорья, самого богатого на культовые пещеры уголка нашей огромной страны.

В ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ

В ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИВ ПЕЩЕРАХ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Виталий Викторович Степкин – доктор исторических наук, учитель истории и обществознания в МБОУ Павловская СОШ с УИОП Воронежской области. Победитель конкурса лучших учителей Воронежской области – 2011.
Работал ранее: учителем истории и психологом в средней школе в с. Елизаветовка Павловского р-на Воронежской обл. (1995-2001); методистом Павловского Дома детского творчества (2001-2002), одновременно преподавал в  Павловском представительстве Воронежского филиала Современной гуманитарной академии  (СГА) (2002-2003) и в Павловском представительстве «Института менеджмента, маркетинга и финансов» (2003-2008).
Родился в 1973 г. в с. Пузево Бутурлиновского района Воронежской области. В 1990 г. закончил Павловскую СОШ №2, в 1995 г. – Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ) по специальности история и психология, в 2000 г. – аспирантуру при ВГПУ. В 2021-2022 гг. проходил стажировку при Белгородском государственном национальном исследовательском университете.
В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию по отечественной истории: «Пещеростроительство в лесостепном Подонье (VIII–XX вв.)».  В 2022 г.  – докторскую диссертацию: «Пещеры христианской традиции в историко-культурном развитии России XVII – начала XXI вв.». Автор 117 научных работ, в том числе монографий и 25 статей в изданиях по списку ВАК РФ, 5 статей – в изданиях БД WebofScience, Scopus.  Публиковался в журналах Московского, Томского, Омского, Рязанского, Брянского, Орловского, Самарского, Волгоградского, Воронежского, Белгородского, Южного федерального и других государственных университетов, а также в журналах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Санкт-Петербургской духовной академии. Основная сфера научных интересов – изучение культовых пещер Европейской части России, исследование наскальных изображений (петроглифов).
Участник многочисленных международных конференций, проходящих в Воронеже, Москве, Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Саранске, Севастополе, а также в Афинах, Добриче, Каппадокии, Киеве, Риме.
В настоящее время проживает в с. Елизаветовка Павловского района Воронежской области.