В Пензен­ской губернии, в родовом селе Рамзал, 225 лет назад, 14 июня 1789 года, родился Михаил Николаевич Заго­скин — будущий писатель, который положит начало новому жанру в рус­ской литературе — историче­скому роману.

«В самом деле, вьюга усилилась до такой степени, что в двух шагах невозможно было различать предметов. Снеж­­ная равнина, взрываемая порывистым ветром, походила на бурное море; холод ежеминутно увеличивался, а ветер превратился в совершенный вихрь».

«Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. <…> Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».

В приведенных отрывках немало общего в описании зимней бури. В первом: «бурное море», «совершенный вихрь», во втором: «снежное море», «мрак и вихорь» — весьма похожие картины разбушевавшейся стихии.

Первый отрывок взят из романа Михаила Заго­скина «Юрий Милослав­ский, или Рус­ские в 1612 году», увидевшего свет в 1829 году. Второй — из пушкин­ской «Капитан­ской дочки», опубликованной в 1836 году. Между этими исто­риче­скими произведениями почти семь лет. Возможно, Александр Пушкин помнил описание зимней бури в романе Заго­скина, и это навеяло похожие строки в его произведении, ставшем классикой отечественной литературы.

Роман «Юрий Милослав­ский» Михаила Заго­скина был первым рус­ским историче­ским романом, который благожелательно приняла просвещенная публика. Его высоко оценили Жуков­ский и Пушкин. 11 января 1830 года Александр Сергеевич в письме к Заго­скину писал: «…Поздравляю Вас с успехом полным и заслуженным, а публику с одним из лучших романов нашей эпохи. Все читают его. Жуков­ский провел за ним целую ночь. Дамы от него в восхищении». Спустя 10 дней (21 января) в пятом номере «Литературной газеты» поэт напечатал свою рецензию, где подчеркнул: «Г-н Заго­скин точно переносит нас в 1612 год. Добрый наш народ, бояре, казаки, монахи, буйные шиши — все это угадано, все это действует, чувствует, как должно было действовать, чувствовать в смутные времена Минина и Авраамия Палицина. Как живы, как занимательны сцены старинной рус­ской жизни».

Время, изображенное в этом романе, — конец поль­ского нашествия, освобождение Москвы народным ополчением Минина и Пожар­ского. Первых читателей романа привлекала патри­отиче­ская направленность произведения, рус­ский колорит, живо написанные сцены из событий 1612 года. Очень скоро «Юрий Милослав­ский» стал популярнейшей книгой всей читающей России. При жизни автора роман выдержал восемь изданий, был переведен на англий­ский, француз­ский, немецкий, чеш­ский и другие языки. О нем с большим одобрением отзывались Вальтер Скотт и Проспер Мериме, а Белин­ский отмечал значение романа для России: «Юрий Милослав­ский» был первым рус­ским историче­ским романом. Он явился очень вовремя, когда все требовали рус­ского и рус­ского. Вот причина его необыкновенного успеха».

Этот успех подвиг Михаила Заго­скина обратиться к событиям Отечественной войны 1812 года, к событиям, которые еще не ушли в далекое прошлое, они происходили на глазах у многих современников писателя, он и сам был участником этих событий. Когда началась война 1812 года, Михаил Николаевич оставил службу и записался в петербург­ское ополчение, участвовал в сражениях, был ранен и награжден за храбрость орденом Анны 3-й степени «на шпагу». Друг и биограф М. Заго­с­кина, известный писатель С.Т. Аксаков, писал о Михаиле Николаевиче: «С прекрасной наружностью, внушавшей расположение и доверенность, вспыльчивый, живой, откровенный, добрый и постоянно веселый, Заго­скин был любим товарищами и всеми его окружавшими».

Жуков­ский, узнав о том, что Заго­скин пишет новый роман о войне 1812 го­да, высказал некоторые опасения — слишком свежи события, тут нет места вымыслу — но все же благословил писателя на новый труд. Жуков­ский понимал, что России нужна книга об Отечественной войне. Опубликованный в 1831 году роман Заго­скина «Рославлев, или Рус­ские в 1812 году» и был ответом на эти ожидания.

Новый роман разошелся стремительно, как и первый. Автор послал роман Жуков­скому и Пушкину. Жуков­ский откликнулся с одобрением, Александр Сергеевич поблагодарил Заго­скина за книгу, но от ее оценки уклонился. Новый роман не удовлетворил поэта ни своей официальной концепцией войны 1812 года, ни художественной стороной. В это время Пушкин сам обратился к эпохе войны с французами и старался дать свою версию Отечественной войны. Повесть он назвал не без намека на роман Заго­скина «Рославлев». О пуш­кин­ской повести Апполон Григорьев заметил: «Пушкин написал свою картину под формою высокохудожественного, но, к сожалению, неполного рассказа, в которой он восстановлял и настоящие кра­ски и настоящее значение события и эпохи». Роман же Заго­скина «Рославлев» после первых положительных впечатлений несколько разочаровал читателей — романтиче­ская интрига с роковыми страстями явно заслоняла картину народной жизни. И тем не менее этот роман был первым, по-настоящему плодотворным опытом в осмыслении исто­ри­че­ских событий войны 1812 года, а главное, «Рославлев» Заго­скина имел патриотиче­скую направленность, отвечавшую чаяниям всего рус­ского общества.

История России постоянно интересовала Заго­скина — время Екатерины II, эпоха Петра и даже древняя старина времен князя Владимира — все это отразилось во многих его произведениях.

О романе «Аскольдова могила» восторженно отозвался Пушкин, а по мотивам романа А. Верстов­ский написал оперу с одноименным названием, которая с успехом шла на сценах император­ских театров и увеличила популярность писателя. Справедливости ради необходимо отметить, что Михаил Заго­скин в литературную жизнь вошел первоначально не как автор историче­ских романов, а как драматург, вернее — как комедиограф.

Еще в 1815 году Михаил Заго­скин написал комедию «Проказник», а в 1817 году другую — «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». Но настоящую известность принесла ему пьеса «Комедия против комедии, или Урок волокитам». Комедия молодого драматурга была полна намеков на злободневные литературные события. В ней Заго­скин брал под защиту популярного в те годы драматурга и режиссера — князя Александра Шахов­ского — от нападок молодых карамзинистов. В предисловии пьесы Заго­скин подчеркивал, что стремился высказать свое мнение о пьесе Шахов­ского «Липецкие воды» да создать несколько забавных сцен, свидетелем которых он был. Действительно, в этой пьесе, да и в других, немало забавного. В своих произведениях Михаил Заго­скин высмеивал пристрастие разбогатевших выскочек ко всему иностранному в ущерб отечественному. Вообще во всех многочисленных пьесах Заго­скина порок, в конце концов, наказывался, а добродетель торжествовала. Пристрастие литератора именно к комедии объяснялось особенностями его характера. Известный мемуарист Ф. Ви­гель утверждал, говоря о Михаиле Николаевиче: «Как истинно рус­ский весельчак, любил он всегда без желчи, без злости, без малейшего дурного умысла подшучивать в глаза над слабостями людей и таким образом, задевая самые чувствительные струны их самолюбия, часто творил из них непримиримых себе врагов».

Успехи Заго­скина как драматурга были очевидны, его пьесы с успехом шли в петербург­ских театрах, однако в 1820 году Михаил Николаевич с семьей переезжает в Москву на постоянное местожительство. Здесь он тесно общается с театральным миром, дружит со многими известными актерами и одновременно начинает писать историче­ские романы. Одиннадцать лет (1831 — 1842 годы) он занимал должность директора москов­ских театров, а последние годы жизни был директором Оружейной палаты в Кремле. Его привлекали и древности Москвы, и ее окрестности. Большой знаток памятников старины, Михаил Заго­скин мог часами рассказывать о них. Михаил Николаевич тридцать лет никуда не выезжал из Москвы, лишь изредка — в Троице-Сергиеву лавру и в пригороды. Живя постоянно в городе, писатель внимательно и с большим интересом вглядывался в жизнь москвичей, изучал их характеры и нравы.

В течение восьми лет, с 1842-го по 1850 год, Михаил Заго­скин работал над одной из лучших своих книг, выпущенной в четырех «выходах» (частях).

Многим известна популярная книга В. Гиляров­ского «Москва и москвичи», однако едва ли многие знают, что у книги Гиляров­ского имеется предшественница. Это книга Михаила Николаевича Заго­скина с очерками о нашей древней столице, которую он первым назвал «Москва и москвичи». Мне лично она больше по душе и интересу, чем его знаменитый роман «Юрий Милослав­ский».

В своей книге о Москве писатель великолепно описал самые разные стороны современной ему москов­ской жизни — от Англий­ского клуба и купече­ской свадьбы до жизни и быта ямщиков. Заго­скин подробно описывает торговые ряды и ярмарки, праздник в Сокольниках и прогулку в Симонов монастырь, где когда-то, несколько веков назад, происходили героиче­ские события. В книге Заго­скина ярко выписаны современные ему москов­ские типы с их особым языком. Зоркий взгляд писателя отмечает своеобразные стороны жизни москвичей; так о москов­ских ямщиках он пишет: «Извозчики-аристократы, известные под названием лихих, составляют совершенно отдельную касту. Их гордость и презрение ко всем другим извозчикам не имеют никаких границ. По их мнению, тот, кто не может выехать на рысаке, иноходце или, по крайней мере, на красивой завод­ской лошади — не извозчик…»

В книге «Москва и москвичи» Заго­скин часто использует излюбленную им драматиче­скую форму. Отдельные главы даны в виде драматиче­ских сцен. Особенно великолепно, с юмором написана глава «Купече­ская свадьба», которая предваряет по сюжету чехов­скую «Свадьбу с генералом». Как в своих пьесах, так и в последней книге Михаил Николаевич отстаивает свою излюбленную тему неприятия чужеземного, если имеется свое, родное, которое не хуже привозного.

Писателя в жизни отличало редкое добродушие, он легко сносил любую критику своего творчества, но, по словам его друга, писателя С. Аксакова: «…он не выносил только одного: если, нападая на Заго­скина, задевали Россию или рус­ского человека — тогда неминуемо следовала горячая вспышка».

Михаил Николаевич Заго­скин был председателем Общества любителей рус­ской словесности при Москов­ском университете и членом Рус­ского отделения Академии наук.

Талантливый и самобытный писатель Заго­скин до конца своих дней оставался рус­ским патриотом. Умер Михаил Николаевич в 1852 году и упокоился в Новодевичьем монастыре. В наше время его книги не издаются, а жаль. Творчество Михаила Заго­с­ки­на — одна из славных страниц рус­ской словесности.