ЕДИНСТВО С ЖИВЫМ МИРОМ

Мартовский выпуск журнала «Подъём» открывается очередными главами из романа Виктора Никитина «Венгерская почта». Срез современной городской среды, «интеллигентского» общества, из которого прошедшее время вынуло многие важные скрепы, автор рисует с житейскими подробностями и горькой усталой иронией. Реалистичное литературное письмо делает многие картины романа чрезвычайно узнаваемыми. Еще и потому, что здесь нет «оценочности» происходящих событий и поступков, но налицо традиционная художественная изобразительность – долгожданная и яркая.

ЕДИНСТВО С ЖИВЫМ МИРОМЦикл рассказов Николая Олькова (Тюменская область) «После метели» обращен к деревенской жизни. Герои сюжетов – люди с биографией, только не внешней, а внутренней, когда все действительные коллизии сотрясают их душевный мир и порой кардинально меняют характер и облик человека. Поэтичные истории Ирины Иваськовой (Анапа) словно бы свидетельствуют: лишь в малой степени мы живем в плотном материальном мире – все самое главное, порывистое и тонкое, рождается в нас и уходит в какой-то иной окоем, наполненный светом и лишенный тяжести. Напротив, в сюжете Николая Авилова о старухе-блокаднице перед читателем как бы невзначай предстает жестокая черта времени, и молодость, стыдясь своей беззаботности, ощущает болезненный и тревожный укол в самое сердце.

ЕДИНСТВО С ЖИВЫМ МИРОМВ поэтическом разделе номера – лирика Николая Беседина (Москва) и Александра Раевского (Новокузнецк), Юрия Перминова (Омск) и Евгения Степанова (Москва), Геннадия Петренко и Дмитрия Перевозова. В рубрике «Молодые голоса» публикуются новые стихи Дарьи Ильговой (Москва).

В статье Андрея Румянцева (Иркутск) «Насмешливый мудрец»» возникает образ баснописца И.А. Крылова. Великая простота народной речи превратила его творения в неотъемлемую часть русского ума и русского мировоззрения. Свойство нашего языка идти наперекор правилам к самой сути мысли проявилось в рассказах Андрея Платонова. Подборка конкурсных работ воронежских школьников о творчестве гениального земляка «Услышать «одинокий голос человека» свидетельствует о тонком литературном слухе молодого поколения и способности нынешнего юного сердца отзываться на чужое страдание. Эссе Зинаиды Ефремовой о жизненных и духовных противоречиях Л.Н. Толстого не сводится к судейству над художником и его судьбой. Внимательное прочтение биографии и дневниковых признаний писателя позволяет почувствовать нюансы давней драмы замечательного творца и мыслителя.

ЕДИНСТВО С ЖИВЫМ МИРОМВ статье Яны Сафроновой (Москва) «Пора лихолетий» рассматривается художественная ткань романа Веры Галактионовой «Спящие от печали». Сложное произведение подается критиком как литературный феномен. Аналитика заявляет о себе ровно в той степени, которая необходима, чтобы не умертвить анализом страницы новой русской прозы. При этом проникновение в краски, мотивы, психологию персонажей позволяет читателю ощутить пространство неординарного романа, почувствовать дыхание нового жестокого времени. Лекции удивительного поэта Юрия Кузнецова, которые звучали на его семинарах в литературном институте в 90-х годах, были посвящены самым разным темам. Монологи мастера записаны его ученицей Мариной Гах (Московская область), на страницах журнала приводятся полемические размышления Кузнецова о женственном начале в мировой поэзии.

ЕДИНСТВО С ЖИВЫМ МИРОМЭссе Ивана Щелокова «Нет у слова особых дорог» посвящено известному воронежскому литературоведу и критику Виктору Акаткину – университетскому наставнику автора. Давняя студенческая жизнь совсем по-другому видится из нового века. Здесь же работа Акаткина о 85-летней истории областной писательской организации. Критический взгляд на воронежскую литературу прошедших десятилетий – вполне искренний и беспристрастный, а речь в статье идет о самых главных задачах, которые должны стоять перед художником слова.

ЕДИНСТВО С ЖИВЫМ МИРОМРецензия Евгения Новичихина о книге Н.В. Тишаниновой «Алексей Прасолов: прости меня…» и рассказы о природе Юрия Корчагина завершают номер.

На вклейках и обложке размещены репродукции картин Владимира Шадрина. Городские и сельские пейзажи, портреты и натюрморты полны сдержанности, исполнены в приглушенных тонах и как бы говорят о постоянном вглядывании в окружающий мир. В статье Валентины Суминой приводятся слова живописца: «Я не люблю писать без натуры. Природа меня вдохновляет и подсказывает, как отобразить ее на холсте…» Это ощущение единства с живым окружающим миром для отечественного искусства всегда было чрезвычайно важным. Тем более теперь, когда русскому одиночеству противостоит  западная цивилизация, потерявшая представления о добре и зле, красоте и уродстве.

ЕДИНСТВО С ЖИВЫМ МИРОМ