ВОСЛЕД УХОДЯЩЕМУ
- 14.03.2023
Январский выпуск журнала «Подъём» открывается второй частью романа Михаила Калашникова «Красное горе Белых гор». Большое, эпическое произведение погружено в трагические события Гражданской войны в России.
В рассказе Сергея Кузнечихина (Красноярск), который автор назвал ассоциативно «Краткий курс», возникает канва судьбы родителей героя. Здесь и жестокие для селян тридцатые годы, и военная пора, и последующая мирная советская эпоха, и разрушительные времена Горбачёва… Каждый маленький период жизни страны отражался в конкретном обиходе этих обычных русских людей, в их характере, привычках, умении сохранить себя в самых разных житейских обстоятельствах. По существу, перед нами – народная жизнь в лице простых людей, которые вошли в стремительное течение дней и десятилетий и стали по праву лицом своей Родины.
В рассказах Игоря Серебрякова главной сюжетной пружиной оказывается ироническая авторская интонация. Советское время брежневского периода под его пером выглядит нелепым и смешным. Подобная журналистская манера письма как будто напоминает нам, что прошлое все-таки не стоит идеализировать, оно достойно не только внимания и уважения, но и улыбки.
Цикл коротких историй Татьяны Грибановой (Орёл) «Даба» – о сельском традиционном житье-бытье. Тут и воспоминания о прошедшем, и примечательный случай, и любовное вглядывание в детали старого быта, уходящего навсегда из наших быстротекущих дней. Язык этой прозы – почти разговорный, но организованный мастерской рукой автора в живую речь, которую одновременно читаешь и слышишь.
В рубрике «Незабытые имена» публикуются рассказы Юрия Ковальчука (1983–2021), военного журналиста и прозаика. О нем в предисловии говорит Андрей Авраменков, короткий очерк сообщает нам самое главное о ярком луганском писателе. Его рассказы отличаются удивительной достоверностью. Сейчас мало кто пишет так, что изображенное на листе бумаги обретает фактуру и цвет, запах и дыхание степи. Герои сюжетов Ковальчука зримы и пронзительно реальны в психологическом отношении. Они погружены в пространство войны, хотя все их душевные движения продиктованы не только этим, но и глубоко спрятанной человечностью.
Поэтический раздел журнала включает в себя строки Андрея Попова (Сыктывкар) и Нины Стручковой (Москва), Андрея Расторгуева (Екатеринбург) и Елены Колесниковой, Натальи Кожевниковой (Оренбург) и Аркадия Гонтовского (Прокопьевск), Анастасии Картавцевой.
История Воронежского цирка под пером Виктора Силина становится большим полотном со множеством имен и событий, зрительских откликов, портретных характеристик. Краеведческий труд автора опирается на архивные свидетельства, однако не превращается в сухой очерк, но обладает всеми чертами живого повествования.
Зоя Колесникова знакомит читателя с новой работой Лидии Довыденко (Калининград) «Русская мысль и Человечество». Под одной обложкой собраны размышления автора о наиболее ярких современниках, которые главным делом жизни считают нравственное служение. Станислав Хатунцев представляет книгу Олега Шишкина о жизненном пути Николая Рериха. Основанное на документальных материалах, это исследование обращено к широкой аудитории, хоть сколько-нибудь сведущей в истории, географии и философии.
О сборнике стихотворений профессора воронежского университета Валентина Рахманина «Вослед уходящему» ведет речь Тамара Никонова. Творчество и судьба Александра Блока, его мировоззрение и понимание судьбы России – вот штрихи к содержанию книги Петра Ткаченко «Никем не званый…». О ней рассказывает Катерина Беда (Москва).
Журнальная вклейка отдана живописи участников академического пленэра в городе Павловске Воронежской области. Давняя архитектура, тематические городские пейзажи, уже уходящие в историю конструкции судостроительного завода, воздушная среда над деревьями и полем… Краски и линии как будто оправдывают название маленького вернисажа: «Чудный городок в Придонье».
Старая жизнь кажется сегодня куда содержательней футуристических начинаний – душа хочет тепла и красоты. А значит, наша любовь к родной земле еще найдет свое прекрасное воплощение.