Интересно для России

(К 80-летию журнала «Подъем»)

Борис ПОДГАЙНЫЙ

В юности я совершенно точно знал, почему Воронеж является культурной столицей Черноземья. Потому что в нем издается литературно-художественный журнал «Подъем».

Без наличия собственного толстого журнала, подписаться на который можно было в любой точке СССР, претендовать на статус культурного флагмана региона нечего было и пытаться. Пусть в твоем родном городе откроют хоть десяток новых кинотеатров и ДК (что, впрочем, маловероятно), пусть всесоюзные знаменитости выступают на городском стадионе целыми бригадами, но, если нет своего литературного журнала, твой город — все-таки культурная периферия, ничего не попишешь. Наоборот, если есть толстый журнал, значит, тянутся к нему писатели и читатели всей необъятной Родины, значит, есть всесоюзный масштаб, известность и уважение по всей стране.

Так было. И было, на мой взгляд, неплохо — для самих толстых журналов и их потребителей. Конечно, организовать альтернативное издание было попросту невозможно: какой области разрешено иметь свой журнал, какой нет — решалось в самых высоких партийных инстанциях. Но нашей области, нашему Воронежу было разрешено. У нас был «Подъем», он был востребован, популярен, он во многом определял культурные процессы не только нашей области, Черноземья, но и всей страны.

«Подъем» есть и сейчас. Пусть о былом масштабе, о тиражах, доходивших в 80-е годы прошлого века до сотен тысяч экземпляров, приходится только мечтать, но жизнь в журнале не просто теплится, а кипит, есть планы, замыслы, надежды, есть свершения.

В небольшой домик на проспекте Революции, 3а, «Подъем» переехал несколько лет назад — из более просторного помещения в здании отделения Союза писателей России на улице Плехановской. Нынешнее помещение, конечно, историческое, многие краеведы полагают, что именно в этой усадьбе появился на свет писатель Иван Бунин. Но — тесновато. С директором — главным редактором Иваном Щелоковым проходим по комнаткам. Кабинет главного, кабинет его заместителя Александра Голубева, общий отдел, закуток, где корректор и верстальщик ютятся. «Слишком плотно на квадратный метр сидим, — сетует Щелоков, — корректору даже разрешаю дома работать». Есть еще одно помещение в пристройке, там отдел прозы и второй верстальщик. «Второй обязательно нужен, ведь собираемся свой сайт запускать» — поясняет Иван Александрович.

Заходим в комнатку, где работают ответственный секретарь Вячеслав Лютый и редактор отдела поэзии Станислав Никулин. На столе ответсека — внушительные кипы материалов.

— Тот самый редакционный портфель? — киваю на них.

— Это только небольшая часть, портфель у нас сформирован на четыре номера вперед, — улыбается Лютый.

— А у меня все по папочкам, — демонстрирует Никулин стройный ряд на подоконнике. — В каждом номере у нас одна большая подборка стихов, две-три поменьше. А бывают номера, когда и десять, и двенадцать подборок даем. Вот будет у нас россошанский номер, как хлопну на стол редактору, хватится за голову…

— Не количество главное, — добавляет Щелоков, — а качество, конечно. И с качеством у Станислава Николаевича все четко, ерунда не проскочит.

Никулин в журнале — с 23 января 1978 года. Когда пришел, «Подъем» выходил четыре раза в год, потом (и сейчас) — раз в месяц. Опыт работы действительно колоссальный.

— Новость хорошая есть, Боря, — потирает руки Станислав Николаевич. — С божьей помощью и помощью губернатора Гордеева издаем-таки сборник «Есть город в России». Уже решено. Нужно книжку сделать кровь из носу к началу августа, успеть к сентябрьским торжествам.

425-летию образования Воронежа будет посвящен и специальный выпуск «Подъема». Подобные тематические выпуски, посвященные датам, юбилеям, событиям, — в традициях издания. А еще номера, посвященные истории, искусству, культуре определенной территории, местности. Так в былые годы были елецкий, борисоглебский, харьковский номера. С последним, кстати, история вышла — не учли таможенные сложности, пришлось мудрить, чтобы перевезти тираж через границу. Но то дело прошлое. С приходом Ивана Щелокова (а он возглавляет «Подъем» с 2009 года, до этого был руководителем областного управления по делам печати и средств массовой коммуникации) появилась идея данное направление работы усилить. Причем посвящать тематические выпуски тем окрестным территориям, которые исторически формировались как особенные системы культуры, нравов, быта: «Вот Россошь — это слобожане, Новохоперск — казачий край, Прибитюжье — своя сфера, Рамонь — своя, всюду — свой историко-культурный аромат. Сначала сделали номер про новохоперский край. И получилось, что явно вышел за региональные рамки».

Так возник проект, не на один год рассчитанный. В этом, скажем, году, появятся уже упомянутый россошанский и таловский номера. «Проект должен приобщать читателей к изюминкам нашего региона, — говорит Щелоков, — но все должно быть в меру. Мы не намерены сужать наше литературное пространство. У нас ведь печатаются писатели из Москвы, Екатеринбурга, Красноярского края, Перми, Новосибирска, Иркутска, Кирова — да из всех уголков России, а еще и Белоруссии, и Украины. И нам хотелось бы, чтобы в тематических выпусках не только воронежцы, но и читатели за пределами области нашли темы и имена, которые интересны для всей России.

Славных имен немало, можно долго перечислять, интересных тем — не меньше. Вот, например, давняя история о сотрудничестве одного колхоза Таловского района с Большим театром. Директор колхоза написал письмо директору Большого театра: дескать, вы там Москве заелись, что толку от Большого театра, если ваши артисты не бывают в селе, в глубинке, если ваши артисты только москвичам свое искусство показывают. И вот целая группа артистов Большого театра вместе с Лемешевым и другими звездами приехала в район выступать. А потом директор Большого театра принял решение: приезжает таловчанин в Москву, походит к кассе театра, показывает документ, что живет в Таловском районе Воронежской области, и его бесплатно пускают на спектакли прославленного театра. Подробности этой замечательной истории — в грядущем таловском выпуске «Подъема». А в целом проект поднимает множество тем и историй, в которых, по выражению Щелокова, «есть нравственный урок и основа для размышлений о духовности».

Вообще задачу свою и своих сотрудников Иван Александрович видит не только в том, чтобы журнал выпускать, но и в просветительской деятельности. Поэтому должны быть регулярные встречи с читателями, с авторами, мастер-классы для начинающих литераторов — в Воронеже, в районах области, за ее пределами. В прошлом году таких встреч было немало, будут и в этом. Интерес, по словам главного редактора, к такому общению весьма велик. Но…

Вот была встреча с заведующими школьными библиотеками. Масса вопросов на самые разные темы: и литературные, и культурологические, и краеведческие. Библиотекари, ознакомившись с экземплярами журнала, говорили, что в них — уникальный материал для дополнительного образования школьников. Только вот начали с вопроса: «А что, «Подъем» до сих пор выходит?».

Если уж библиотекари не в курсе, то что говорить о менее профессионально подкованных читателях. А не в курсе они, потому что администрации школ денег на подписку не выделяют. Речь не только о «Подъеме», а вообще о толстых журналах. Так что о школьных библиотеках говорить, если и городские толстые журналы не выписывают. Примерно та же ситуация была и с районными библиотеками. За год с небольшим, по словам Щелокова, она стала меняться к лучшему. Тут и внимание со стороны областного управления культуры, и собственные постоянные усилия. Тираж пока небольшой, но за год он вырос почти вдвое. И география подписки — от Калининграда до Владивостока. Но работу по популяризации издания, конечно, надо продолжать.

«90-е годы — черная страница в истории «Подъема», — полагает Иван Александрович, — он чуть не прекратил свое существование. Это способствовало тому, что из сознания поколения, которое шло на смену читателям советской эпохи, выпало понятие «Подъем» как литературный толстый журнал. Сейчас нам приходится нагонять, вводить в сознание подрастающего поколения это понятие. Я благодарен местной прессе, в частности, особая благодарность «Курьеру», что мы совместно вводим его в обиход. И это дает результаты».

Привлечение внимания к изданию — это и расширение круга его авторов. Задача: «не снижая художественного уровня, сделать журнал более доступным для новых авторов». И это явно удается. Новые имена появляются практически в каждом номере. На протяжении шести номеров публиковались произведения участников областного совещания молодых литераторов, победителям творческих фестивалей регулярно находится место на страницах «Подъема».

Хотя «работа с молодыми — трудная невероятно, — говорит главный редактор, — искать их сложно, они часто идут мимо. Причем я думал, это такая региональная беда. Нет, по оценке моих московских коллег, работающих в толстых журналах, у них то же самое. Молодежь сейчас повсеместно сидит в Сети. Но, наверно, до какого-то возраста можно там сидеть, потом понимаешь, что все равно надо возвращаться в реальный мир. Поэтому важно их поймать в этой Всемирной сети, вовремя возвратить. Или хотя бы добиться, чтобы они параллельно существовали и в виртуальном мире, и в реальном».

Сайт «Подъема» в Интернете — для этого. Не для того, чтобы заменить бумажный журнал, а чтобы привлечь к нему дополнительное внимание.

Для этого — еще один проект издания: конкурс среди учителей-словесников Воронежа и области на лучшую методическую разработку уроков литературы или внеклассного чтения на основе произведений, опубликованных в «Подъеме» в 2009 — 2010 годах. Итоги конкурса будут подведены в начале февраля. Наиболее интересные разработки опубликуют на страницах журнала. «Мы увидели в этом прекрасную перспективу для того, чтобы журнал приходил в образовательные учреждения, — разъясняет Щелоков. — Десятки словесников вовлечены в это, так мало того что учителя принимают участие, еще и ученики о нас узнают. Уже можно считать, что результат достигнут. Есть замечательные разработки, на основе произведений как маститых наших авторов, так и совсем молодых».

Спрашиваю, как в «Подъеме» собираются отмечать 80-летие?

— Не очень широко, но не хотелось бы оставить без внимания эту дату. Ведь после 50-летнего юбилея, по сути, не получалось обратить внимание широкой общественности на памятные даты «Подъема». Планируем пригласить представителей библиотек, театров, творческих союзов, органов власти в сфере культуры, коллег из сопредельных областей, постоянных авторов, представителей СМИ. Хотели бы рассказать об истории журнала, о сегодняшнем дне, послушать, что нам скажут, поблагодарить наших наиболее активных авторов.

В кабинет Щелокова давно уже заглядывают сотрудники редакции со своими неотложными проблемами. Понимаю, что надо ретироваться. С пожеланиями всего самого лучшего покидаю уютный домик. Уютный, но тесноватый для журнала всероссийского уровня.

Старейший литературно-художественный журнал Черноземья был основан в январе 1931 года по инициативе первого секретаря обкома ВКП(б) Центрально-Черноземной области Иосифа Варейкиса. Первым главным редактором журнала стал писатель Максим Подобедов.

Во второй половине 30-х гг. «Подъем» был реорганизован в альманах «Литературный Воронеж».В послевоенные годы возобновлен как орган писательских организаций Черноземья. После 1957 года приобрел статус всесоюзного издания.

В канун своего 50-летия журнал был удостоен ордена «Знак Почета».

Евгения ЕМЕЛЬЯНОВА