В издательстве Воронежского государственного педагогического университета вышла книга кандидата исторических наук, доцента кафедры истории России ВГПУ, члена Союза писателей России Валерия Березуцкого «Воронежские фальсификации и историческое исследование».

Предлагаем фрагменты авторского предисловия к книге.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но иумение пользоваться знанием как следует.

В.О. Ключевский

 

Читатель, эта книга называется «Воронежские фальсификации» вовсе не потому, что у нас на воронежской земле фальсификации только и существуют, а более нигде их нет. Везде они есть, но нам «роднее» и ближе искажения истории, которые создаются нашими же земляками. Бывает, и «иноземные гости» из соседних губерний прикладывают руку к созданию ложных сенсаций на нашей земле и стремятся к единению с воронежскими собратьями по ложному перу…

В современном мире, где главное – информация, человек становится все более легко управляемым ею. Умело подобранный поток «нужной» информации, вброшенной в интернет-пространство, создает необходимое для «вбрасывателя» информационное поле, за которым – нужный настрой людей, подвергнутых этой атаке и готовых сражаться за «нужные» идеи…

Одними из популярных информационных полей сегодня являются археология и история. В чем их притягательность и популярность? Именно они скрывают в себе тайны нации, народа, столь интересующие нынешнего человека. Именно здесь идет невидимая война за умы людей, носителей и «вос-принимателей» информации.

«Воронежские фальсификации…»Еще с древнего мира до нас доходят представления о том, зачем нужна история, или, как тогда говорили, в чем состоит «польза истории»? Греческий историк, философ Полибий (200-118 гг. до н.э.), написавший «Всемирную историю», так определил цель истории — «дать людям уроки и наставления правдивой записью деяний и речей». Один из первых российских историков XVIII века и основателей российской исторической науки В.Н. Татищев пользу истории обозначил так: «… ни же какое-либо правительство, а тем более один человек сам по себе, без знания оной совершенен, мудр и полезен быть не может». Существует и еще немало суждений великих людей прошлого такого же характера.

История — учительница жизни, говаривали в древности. Ее знание даёт человеку возможность не совершать необдуманных поступков, которые уже были в прошлом и ни к чему хорошему не привели, и возможность не наступать дважды на одни и те же грабли…

Беда заключается в том, что в информационный век, когда на голову читателя обрушивается поток информации, отличить ложную историю от реальной не так-то легко. Вседоступность информации порождает вседозволенность. Сегодня «про археологию» или «про историю» не пишет только ленивый. Очень быстро сложилась столь же парадоксальная, сколь и опасная ситуация: интернет полон археологической и исторической информации, но вопрос в том, насколько она отражает реальность… Намеренные и ненамеренные подделки на археологические и исторические темы разрушают сознание человека, как разрушает его любая ложь. «Воспитание историей» может превратиться в «воспитание лжепатриотов», граждан страны, живущих ложными идеями и ложными идеалами. Страшно сказать, но у страны с таким диагнозом нет будущего!..

Да простят меня коллеги, но эта книга не для профессиональных археологов и историков. Зачем разъяснять истины, которые им не просто знакомы, а хорошо известны? Эта книга для тех, кто любит и археологию, и историю, но не может в силу отсутствия соответствующей подготовки отличать подделки на археологические и исторические темы от научной информации,  научных знаний. Кто попал в сети сладких лженаучных догадок, принимая их за истину. Для тех, кто верит всему, во что хочется верить, и не знает, как из этой сети выпутаться…

Эта книга – результат общения с активно учащимся и интересующимся студенчеством, которое у нас, к счастью, не перевелось. Когда в информационном поле вращаются арии и славяне, Древняя Русь с варягами, Иван Грозный и Петр I, Екатерина II и Александр II… Многие из бывших студентов работают на славном и все более многотрудном учительском поприще, другие — в сферах управления, иные — в коммерческой деятельности. Но живой интерес к истории и археологии в той или иной степени у них сохраняется (студенческая закалка!). Они живо интересуются последними новостями, у них развито чувство критики, недоверия к легковесным сенсациям.

Хочется верить, что книга эта будет полезна им, а в первую очередь студентам нынешним, изучающим историю на гуманитарных, исторических факультетах. По опыту работы знаю, как мало учебные программы «приспособлены» для критического анализа информации и в конечном счете ее понимания, а не только получения и запоминания. Как ни прискорбно говорить, но факт: студенты в большинстве своем слабо или вовсе не владеют методами исторического поиска истины, научного анализа источника, легко доверяют сенсациям на псевдонаучные темы. А что говорить о тех, у кого историю «проходят» только на 1-м курсе… Причем под этим странным названием — «история». Будто есть такая «история вообще» (не путать с всеобщей историей). Без времени и пространства…

Фальсификации в истории и археологии существуют не «где-то там», а прямо у нас, что называется, «под носом». История Воронежского края в последнее время «обогатилась» новыми достижениями в этой области. Тут хватает всего: Куликовская битва в Богучарском районе, Дон-батюшка – центр всех земных цивилизаций, русы — строители первых пирамид в Дивногорье, Воронеж древнее Москвы, «а может, и старше» и много-много чего еще. Примечательно, что эти ловушки притягивают к себе все большее количество людей. Ведь хочется же погероичнее…

«Воронежские фальсификации…»Одни создатели «новых открытий» легковерны и тихи в своей вере, другие воинственны и драчливы, готовы воевать за свои убеждения, но не за истину. Часто и тем, и другим не хватает соответствующего образования для понимания существа вопроса (образования археологического, лингвистического, исторического, а порой просто этического воспитания). Но самообразованием они не занимаются и подменяют его своим убеждением, столь же далеким от реальности, сколь и ограниченным. Приходилось встречаться и с теми, и с другими. Доводов они не принимают и не хотят принимать, какими бы доказательствами те не сопровождались. Знают историю плохо (археологию — еще хуже или не знают вовсе). Но считают себя специалистами в этих областях, потому что верят самим себе. Спорить с ними бесполезно, и любая «просветительская речь» им — кость в горле…

Историки и археологи по профессии относятся к фальсификациям и их носителям по принципу: собака лает – караван идет. Мысль верная, но ограниченная. Верная потому, что так оно и есть. А ограниченная потому, что если ученым молчать сегодня, то завтра лженаучными идеями будет заражено немало людей. Замечено: если лженаучные идеи не получают научного отпора, простой обыватель (обыватель – в хорошем смысле слова, т.е. не искушенный в научных дискуссиях человек) принимает их за научные. Увы, труды профессионалов выходят небольшими тиражами, написаны соответствующим языком (которым и должны быть написаны сугубо научные работы). Эти работы не очень понятны большей части читателей, в отличие от трудов фальсификаторов, выпускаемых огромными тиражами и написанных без «мудрствований» и внешне увлекательно. Популярной же литературы, созданной на научном основании, фильмов, телепередач катастрофически не хватает. Но не видно, что государство такое положение дел сильно волнует.

Борьба с фальсификациями и должна проходить здесь – по линии выпуска многотиражной литературы популярного характера, написанной живо, интересно, но – научно. А ещё надо что-то делать с потоком фальшивых и насквозь лженаучных телепрограмм, рассчитанных на заработок денег их создателями и вещателями, но не на воспитание историей. Министерству культуры, Министерству просвещения, Министерству науки и высшего образования РФ крайне необходимо озаботиться проблемой, не запускать ее, не загонять в тупик, находить нужных людей, работать с ними, создавать структуры по поиску ученых различных отраслей знания, выразивших желание встать на тропу научного просвещения.

Французский историк Марк Блок (1889-1944) писал по этому поводу в своей книге «Апология истории»: «Отпугивающая таинственная замкнутость, в которой иногда пребывают лучшие из нас; преобладание в нашей популярной литературной продукции унылого учебника, где навязчиво царит дух школярского обучения вместо настоящего синтеза; странная стыдливость, мешающая нам, когда мы выходим -из своих кабинетов, показать непосвященным благородные пробы наших методов. Все эти дурные привычки, порожденные скопищем противоречивых предрассудков, вредят, несомненно, благому делу. Все они сообща толкают беззащитную массу читателей к фальшивым бриллиантам мнимой истории…». Сказано давно. Но как актуально!..

А потому читателя не надо забывать и о его просвещении заботиться надлежит.