ВОЛНЫ ВРЕМЕНИ
- 13.09.2019
Специальный августовский выпуск журнала «Подъём» посвящен 85-летию Воронежской областной писательской организации. Открывает номер хроника общественно-литературной жизни Воронежского края 1934 года. С этой временной вехи начинается история писательского союза центра Черноземья, и сегодня, когда публикации материалов с вольной трактовкой прошлых событий стали обыденностью, строгое освещение прошлого обладает особенной ценностью.
Панорама имен и произведений в журнальной книжке очень широка. Здесь не только писатели и поэты с воронежской «пропиской», но и те, кого судьба соединила с Воронежем не формальными узами, а самим ходом жизни. Среди них Андрей Платонов, представленный неизвестными широкому читателю ранними стихотворениями. Осип Мандельштам с лирикой ссыльного периода, еще не растасканной кликушами на целевые цитаты. Анатолий Жигулин, чей образный портрет составили строки разных десятилетий. Егор Исаев, неожиданно сосредоточенный и скупой на слова в своих коротких поэтических зарисовках. Василий Песков с проникновенным очерком о путешествии на лодке по воронежской реке Усманке. Страницы дневника Ольги Кожуховой, поразительные по искренности и жесткости суждений.
Публикации в журнале выстроены в соответствии с волнами времени — каждая эпоха включает в себя наиболее яркие стихи и прозу современников. Биография авторов соединяется с их сочинениями, и возникает своего рода оттиск десятилетия, социального и духовного состояния народа, общества. Круг «старых писателей» включает в себя Максима Подобедова и Петра Прудковского, погибшего в 1938-м Леонида Завадовского и Виктора Петрова, Владимира Кораблинова и Николая Задонского, заново открытого в послевоенное время поэта Василия Кубанева.
Литература 1960-х отличалась новыми интонациями и стилистикой, появились авторы, которые впоследствии составили пантеон славных имен поэзии и прозы советских лет: стихи Алексея Прасолова и Владимира Гордейчева, Михаила Тимошечкина и Павла Мелёхина, Станислава Никулина и Анатолия Ионкина; рассказы и повести Юрия Гончарова, Ивана Евсеенко, Василия Белокрылова…
Новый этап воронежской словесности открыл читателю писателей трагического рубежного периода, когда было разрушено советское государство и началось возведение капиталистического социального порядка. Сергей Пылев, чуткий к стилю повествования, Наталья Моловцева, говорящая о простых вещах и неуловимо касающаяся самого главного в нашей жизни, Виктор Никитин, исследующий драму существования городского человека… И здесь же — лирика Александра Нестругина, Владимира Шуваева, Светланы Ляшовой, Александра Ромахова, Зои Колесниковой.
Молодые литераторы, о которых старшие говорят не только как о своей надежде, но и взыскательно, порой даже беспощадно, стали пополнять ряды воронежской организации Союза писателей России особенно в последние годы. Стихи более взрослых Федора Григорьева, Риты Одиноковой, Алексея Шаповалова и Сергея Луценко соседствуют с творчеством Александры Веретиной, Екатерины Макушиной, Василия Нацентова, рассказами и повестями Алексея Ряскина, Сергея Чернова, Михаила Калашникова.
Взаимоотношения поколений и проблема преемственности художественных взглядов «отцов» и «детей» на реальность, на русский мир рассматриваются в статье критика и публициста Вячеслава Лютого. Отвлекаясь от серьезных и сокровенных задач современного писателя, Евгений Новичихин завершает выпуск журнала литературными байками.
Многие материалы номера сопровождаются предисловиями Виктора Будакова, который знакомит читателя со штрихами биографии того или иного автора. Движение читательского взгляда и ума от первых страниц к последним происходит в союзе с просвещенным собеседником и подсказчиком. Это позволяет воспринимать спектр имен и произведений как некое целое.
По цеховому принципу, среди филологов — как «воронежский текст», и в обиходе, широко — как «воронежскую литературу».