УСКОЛЬЗАЮЩАЯ ЖИЗНЬ

Сентябрьский выпуск журнала открывает цикл рассказов Виктора Перегудова (Москва) «В густых садах любви». Новая российская эпоха и уже ставшая привычной нескладность русской жизни – фон затаенных переживаний героев пестрого калейдоскопа лирических сюжетов. Стиль авторских историй во многом зависит от времени, в котором происходят события. Разухабистый, грубоватый – для современных коллизий, более строгий и какой-то мальчишеский – для вещей, опрокинутых в ушедшее советское время. Полнота этой тематической прозы поддерживается столкновениями разных времен и горькой неудовлетворенностью души, которая так и не нашла свою любимую половину.

В повести Виталия Малькова (Белгород) «Тимофеич и Смерть» главный герой ветеран-фронтовик жестко разговаривает с расчетливой внучкой, зятем-бизнесменом и по контрасту, мягко, человечно – с Татьяной, помогающей старику вести домашнее хозяйство. А с чувством собственного достоинства беседует даже с самой Смертью. Оказывается, что темная инфернальная фигура куда добрее реальных родственников, чье сердце изуродовано эгоизмом и жадностью. Детали летнего дня, в котором происходят драматические события повести, располагают читателя к радости мирного времени, к доброй памяти о самоотверженных советских годах. Конфликт реальности, растерявшей красоту, способность к подвигу, – и прошлого времени, тяжелого, но героического, тут особенно нагляден.

Рассказ Александра Мальцева «Непутевый» полон воспоминаний о военных буднях, увиденных глазами ребенка. Взрослый одинокий человек говорит о мире, воспринимая его как будто со стороны. В поток образов, возникающих в его рассказе, вплетаются картины философские и литературные, на равных правах присутствующие рядом с бытовыми деталями. Поразительное ощущение жизни, вобравшей в себя разнообразные предметы и чувства пронизывает этот сюжет о почти случайной встрече  соседей накануне Пасхи.

Повесть Джорджа Макдональда «Карачун» адресована читателям самого разного возраста. Взаимодействие двух пространств, большого и маленького, борьба эгоизма и вероломства с верностью и любовью ­– темы вечные, но автор этого сюжета совсем не напрасно считается основоположником жанра сказочной фантастики. В его прозе внимательный читатель по сей день разгадывает тайные смыслы, а созданный им мир волшебных сказок содержит высокие нравственные ориентиры.

В поэтическом разделе номера публикуется лирика Дианы Кан (Оренбург) и Валентина Нервина, Виктории Можаевой (Ростовская область) и Валерия Сухова (Пенза), Владимира Емельяненко и Елены Осминкиной (Крым), Ивана Русанова.

Воспоминания известного воронежского писателя и краеведа Виктора Будакова охватывают его биографию с раннего военного детства до студенческой поры. Частные обстоятельства соседствуют с духовными прозрениями, житейские мелочи – с мировоззренческими открытиями.

Очерк Алексея Кондратенко (Орёл) «В душе любви и печали на тысячу поэтов…» приурочен к 150-летию со дня рождения Леонида Андреева. Творческая биография писателя дана живо и многокрасочно, что выгодно отличает материал от сухих справок информационного характера. Размышления Эдуарда Анашкина (Самара) о жизни и творчестве Владимира Крупина «Хранитель живой воды» – совсем не юбилейный текст. Дружеские отношения позволяют автору с редкой теплотой говорить об одном из лучших прозаиков современности.

В литературном обзоре Андрея Авраменкова «Я из Луганска…» приводится панорама публикаций о войне на Донбассе на страницах журнала «Подъём». Основное внимание уделяется произведениям прозы и поэзии, хотя воспоминания, путевые заметки, краеведческие и литературоведческие эссе о писателях Донбасса появляются в журнале довольно часто.

Статья Сергея Шулакова «Искусство: пределы интерпретации» посвящена человеческому и творческому феномену Николая Бурляева. С этим именем связаны подвижничество и поддержка всего подлинно русского и нравственного, борьба за укрепление духовной традиции в культуре.

Поэтический сборник Андрея Попова «Метель» представляет Надежда Мирошниченко (Сыктывкар). О романе Дмитрия Быкова «Истребитель» размышляет Михаил Хлебников (Новосибирск). Катерина Беда знакомит читателя с книгой-исследованием Петра Ткаченко «Поиски Тмутаракани. По «мысленному древу»: от «Слова о полку Игореве» до наших дней».

Живопись и стихи известного воронежского журналиста Владимира Новохатского размещены на обложке и вклейке. Яркая палитра, наряду с поэтической строкой, сближает читателя с природой. В таком, как принято говорить, «наивном искусстве» сохраняется главное: естественное соприкосновение человека и ускользающей от него жизни.