УНИВЕРСИТЕТ ВДОХНОВЕНИЯ
- 20.11.2018
Ноябрьский выпуск журнала «Подъём» посвящен 100-летнему юбилею Воронежского государственного университета. Авторский корпус этого номера составили выпускники ВГУ разных лет. Авторитетные ученые и литераторы предстают перед читателем в необычной ипостаси: в творческо-биографические справки включены их фотографии со студенческих билетов и зачеток.
Небольшая «дальневосточная» повесть в рассказах Владимира Сисикина «Перья птицы страус» отличается ярким литературным стилем, который позволяет привычные житейские события представить чередой необычайных происшествий. Здесь сталкиваются ирония и драма, высокие и приземленные поступки. Это та «пряная проза», с которой связаны имена Василия Аксёнова, Виктора Голявкина. Перешагнув почти полвека, ее простые сюжеты волнуют и сегодняшнего читателя.
Рассказ Валентина Семенова «Свадебные самолеты» о войне и любви, которая превыше смерти – столь высока жертвенность главной героини. Все происходящее схвачено острым авторским глазом, детали отчетливы и выразительны, а скупая авторская речь, кажется, не содержит ничего лишнего. Напротив, история Виталия Злотникова «У вечного огня» безыскусна и кажется почти устным повествованием, однако в рассказе о старушке-матери, приехавшей к братской могиле, где лежит ее погибший сын, есть затаенность и чистота чувства, которые словно бы отодвигают в сторону литературное мастерство и соприкасаются с сердцем современника напрямую.
У Альберта Иванова в «Глазах» послевоенное городское детство сталкивается с жестокостью тогдашней идеологии. Зрение и слепота становятся образным ключом к приключениям двух мальчишек, к их природной честности и невольному предательству. «Двадцать пузырьков пенициллина» Олега Гукова – о севере и мужестве, о благородстве и любви, о романтике и незаметном подвиге.
В сюжете Вячеслава Лободова «Ноябрь. День спрятанного солнца» осенняя охота и далекий концерт пианиста соединяются острым переживанием, пора зрелости причудливо переплетена с наивным горением юных лет – в таком чередовании и слиянии явлена волшебная сила природы. Фантасмагория Александра Бунеева «Бабушкин сон» сплавляет реальность и видения, плотные предметы и их неуловимую видимость. Старые кварталы Воронежа предстают царством, в котором возможно невероятное. Тут в самом составе воздуха есть привкус послевоенной городской окраины, а окружающее пространство насыщено огромным количеством характерных подробностей.
«Зубная фея» Бориса Подгайного написана слегка ироничным слогом и насыщена житейскими подробностями. Атмосфера современного городского мещанства дана здесь в такой концентрации, что вспоминается сразу множество классиков – отечественных и зарубежных: Кафка, Гоголь, Сологуб,
Чехов…
Университетская поэзия разных лет представлена в двух коллективных подборках и авторских циклах стихотворений Станислава Никулина, Галины Умывакиной, Ивана Щелокова, Александра Нестругина и Владимира Тулупова.
Очерк Михаила Карпачева «Три ректора – три вехи в истории Воронежского университета» посвящен трем руководителям ВГУ в разные, но чрезвычайно важные периоды его существования: профессору истории Василию Эдуардовичу Регелю, философу-марксисту Павлу Флегонтовичу Сапожникову, ученому-химику Борису Ивановичу Михантьеву. О первых студентах учрежденного в 1918 году нового университета свидетельствует архивная мозаика Александра Акиньшина. Воспоминания Аллы Ботниковой о знаменитых преподавателях послевоенной поры дополнят университетскую летопись большим количеством деталей.
Эссе Владимира Шарова рисует перед читателем образы поэта Осипа Мандельштама, хранительницы его рукописей Натальи Штемпель, историка Александра Немировского. В свою очередь, эмоциональные рассуждения Льва Кройчика изображают университетское пространство в виде особого мира со своими красками и смыслами.
Заметки Александра Смирнова о прошлом состоят из трех небольших глав – об университетском Театре миниатюр, об ученом, журналисте и театрале Вадиме Кулиничеве, о поэте Алексее Прасолове в пору его работы в районной газете. Здесь же – экзотический материал Дмитрия Дьякова о Занзибаре и его президенте Али Мохамеде Шейне, который учился в ВГУ на подготовительном факультете для иностранцев. А также неустаревшая статья Вадима Кулиничева о «детях войны», которая была признана лучшим произведением в жанре критики на страницах журнала «Подъём» в 1985 году.
Завершают номер житейские рассказы замечательного воронежского филолога профессора Анатолия Ломова – их можно назвать прекрасным образцом современной прозы, в которой легкий язык переплетается с точной изобразительностью. И рядом – записки натуралиста, известного орнитолога Леонида Семаго, вдохновенно говорящего о природе.
На большой цветной вклейке и обложке размещены репродукции картин университетского пленэра 2013 года – портреты, городские виды, пейзажи, жанровые сюжеты. Акварель и масло, пастозная фактура и тонкий рисунок, вечерняя палитра и утреннее пиршество красок… И совсем не случайно очерк Тамары Дьяковой об этой живописи называется «Университет вдохновения».