ТОЧНО СХВАЧЕННОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИ

Июльский выпуск журнала «Подъём» открывается подборкой «Вологодских рассказов» Александра Цыганова (Вологда). ТОЧНО СХВАЧЕННОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИВыразительный язык и образность, будто уводящая читателя из мира реальности в сферу человеческого космоса, отличают все сюжеты этого цикла. Простые предметы обретают новые черты — таинственные, светлые, грозные, волшебные… А самым главным оказывается загадочная душа человеческая, жаждущая правды и доброты, катастрофически одинокая.

В какой-то степени продолжая эту тему, сюжет Сергея Попова «Крылья над крышами» уходит в фантасмагорию модернистских образов. Мимолетно характеризуя социальные приметы уже далеких советских времени, автор выводит в качестве центрального персонажа стихотворца. Повесть в миниатюрах Александра Ягодкина «Житейская мозаика» уже самим своим названием свидетельствует: перед нами срез разных сторон нашего общества и вглядывание в еще не познанные глубины народной души. И одновременно — потаенный плач автора над забытыми сегодня истинами.

В основу повести Евгения Новичихина «Жить долго» положены реальные события. В годы войны в родном селе писателя фашисты-оккупанты, отступая, забросали гранатами погреб с укрывшимися от бомбежки детьми. Погибли все. Сам он чудом остался живым. Художественно переосмысленная трагедия, больно отзывающаяся и в наши дни, показывает высокую нравственную цену этих и других военных потерь: каждый из ныне живущих кому-то обязан своею жизнью.

ТОЧНО СХВАЧЕННОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИНиколай Тюрин (Мичуринск) в повести «Игнат» показывает жестокую эпоху первых десятилетий советской власти, антоновское восстание и становление личности крестьянского мальчика. Его сердце не ожесточилось, не поддалось неправде и мести. Рассказы Федора Ошевнева (Ростов-на-Дону) и Елены Лобановой (Краснодар) посвящены старухам. Лживая и скупая нищенка — и говорливые бабули на скамеечках у подъезда большого дома. В одном случае — пустота скаредной жизни, в другом — обманчивая внешность, за которой прячется отзывчивость и способность сохранить теплоту уходящего времени.

В поэтическом разделе представлена лирика Александра Орлова (Москва) и Светланы Сырневой (Киров), Анны Токаревой (Подмосковье) и Светланы Владимировой. Стихи Екатерины Стрельниковой и Константина Шакаряна (Ереван) даны в рубрике «Молодые голоса». Мемориальная подборка стихотворений Ольги Карагодовой «Три веточки иван-чая» сопровождается обстоятельной статьей Елизаветы Мартыновой (Саратов) о творчестве поэтессы. Эти два материала продолжают публикации рубрики «Незабытые имена».

ТОЧНО СХВАЧЕННОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИТворчество Ивана Бунина, его биография и облики персонажей бунинских произведений — в центре статьи Тамары Никоновой «Нет в мире разных душ и времени в нем нет…». Николай Блохин (Ставрополь) вглядывается в болдинскую осень Пушкина, в его вынужденное затворничество, продиктованное холерным карантином. О любви Сергея Есенина к Августе Миклашевской рассказывает Геннадий Морозов (Санкт-Петербург). В очерке — подробности встречи автора с известной актрисой, фрагменты ее воспоминаний, которые не вошли в книгу.

ТОЧНО СХВАЧЕННОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИВ коллективном портрете воронежской поэзии второго десятилетия 2000-х годов Иван Щелоков представляет читателю авторов, совсем недавно появившихся перед читателем: Алексей Ряскин, Сергей Матыцин, Ирина Глушкова, Сергей Луценко, Юрий Силантьев, Рита Одинокова.

Жизненный и творческий путь Семена Борзунова — ветерана отечественной журналистики, известного военного писателя, фронтовика прослеживает Виталий Жихарев в материале «Бегущий день и целый век литератора-патриарха». Очерк Юрия Кургузова посвящен офицеру-подводнику, капитану первого ранга Алексею Котову, кавалеру трех орденов Отечественной войны и других боевых наград. В живой беседе ветеран упоминает о военных происшествиях, эпизодах своей большой биографии. Дневниковые записи юного солдата Льва Жданова и его фронтовые рисунки переданы более трех десятков лет тому назад в школьный музей села Полтавка Богучарского района Воронежской области. Но сегодня давние строки заставляют переживать минувшее едва ли не острей, нежели современные коллизии.

ТОЧНО СХВАЧЕННОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИНа обложке и вклейке журнала размещены репродукции живописи Александры Коденцевой под общим названием «Звуки дождя». Экспрессивный стиль и легкость рисунка позволяют автору браться за самые разные темы — от натюрморта до портрета, от пейзажа — до бытового жанра. И всегда на полотне художника остается точно схваченное его талантом мгновение жизни.