ТИХИЙ ШЕПОТ О САМОМ ГЛАВНОМ

Апрельский выпуск журнала «Подъём» открывается главами из романа Юрия Мещерякова (Тамбов) «Группа крови». Курсанты военного училища начала 1980-х годов учатся быть офицерами, но задаются вопросами, которые важны и для обычного советского человека: верность и кумовство; военные кампании в «дружественных» государствах и наказание в виде распределения в «горячий» Афганистан; самопожертвование и дефицит, разъедающий обыденную жизнь. Воздух эпохи передан автором психологически очень точно, а столкновение нравственных противоположностей многое объясняет в последующей судьбе большой  страны.

Цикл рассказов Натальи Моловцевой «Пять синих слив» можно отнести к исповедальной прозе, хотя на самом деле перед нами тихий шепот о самом главном – о любви, преданности, затаенной нежности и о тяжком труде,  невзгодах, горестных потерях. Поразительный талант повествователя позволяет Моловцевой касаться накатанных тем так филигранно, что кажется, об этом до нее совсем никто не писал.

ТИХИЙ ШЕПОТ О САМОМ ГЛАВНОМСюжет Галины Щекиной похож на дневниковую запись – отрывочную, скачущую от одной мизансцены к другой, наполненную множеством примет современной рациональной жизни. Условность персонажей и событий,  декоративность и странность происходящего оправдывает название этой вещи: «Гобелен». Напротив, в рассказах о Новороссии  Андрея Авраменкова привычные будни сплетены с событиями военными, шоковыми. Читатель погружается в какой-то иной мир – во многом узнаваемый, но в деталях уже катастрофически измененный.

В поэтическом разделе номера – лирика Владимира Скифа (Иркутск) и Сергея Попова, Игоря Лукьянова и Сергея Носова (Санкт-Петербург), Владимира Крючкова (Тамбовская область) и Дианы Кан (Оренбург), Александра Власова (Санкт-Петербург).

Документальное повествование Петра Чалого «Хранитель памяти» о фронтовике, учителе и краеведе из села Новая Калитва Воронежской области Иване Ивановиче Ткаченко подкупает искренностью интонации и внимательным подбором предварительных материалов. Перед нами возникает фигура человека просвещенного, корневого, нравственно цельного. С удивительным терпением наставник говорил со своими учениками, с великой преданностью родине по крупицам собирал сведения о тех, кто защищал свою землю от фашистского нашествия.

ТИХИЙ ШЕПОТ О САМОМ ГЛАВНОМВ очерке Евгения Новичихина о поздних годах Гавриила Троепольского есть ссылки на его неизданный роман «Колокол», воспоминания о смутном времени 90-х, о громком выступлении автора «Белого Бима…» на VIII съезде писателей СССР. Все самое лучшее из его биографии и творческого наследия тут слито воедино. Образ совестливого художника и доброго человека прорисован очень контрастно на фоне нынешнего литературного процесса, очень часто несовместимого с координатами извечной русской правды, справедливости и милосердия.

Статья Марины Масловой (Курск) посвящена повести Николая Дорошенко «Запретный художник», в которой черты нынешнего времени во многом предстают как приметы Апокалипсиса. Заметки Александра Нестругина о книге Василия Килякова «Посылка из Америки» – еще одно свидетельство самобытности русского человека и уникальности  традиционного уклада его жизни. Размышления Петра Ткаченко (Москва) о мистических совпадениях в истории гибели Николая Рубцова подчеркивают таинственный объем нашего бытия, сводят лицом к лицу житейские воплощения Добра и Зла. А впечатления Валентины Беляевой от спектакля Московского художественного театра «Сережа» по роману Л. Толстого «Анна Каренина» фиксируют очередной этап последовательного обезображивания внутреннего лица человека в наши дни.

Николай Карташов (Москва) вспоминает о давнем проекте школы имени выдающегося поэта, философа и просветителя Николая Станкевича на его родине – в селе Удерёвка Острогожского уезда  Воронежской губернии. Олег Алейников набрасывает новые штрихи к портрету авторитетного воронежского литературоведа и критика Виктора Акаткина.

ТИХИЙ ШЕПОТ О САМОМ ГЛАВНОМНа журнальных вклейках и обложке размещены работы воронежских фотохудожников. Очерк Николая Стребкова о знаменитом клубе «Экспресс» дополняет историю воронежской фотографии новыми подробностями.

На фотографиях – взрослые и дети, звери и птицы, натюрморт и пейзаж. Все черно-белое, не пестрое, но как много тут мастерства в ракурсе,  схваченном мгновении, эмоциях героев сюжета, в настроении, которое перетекает со снимка в душу зрителя. Подлинное искусство сближается с человеком и миром, а не заботится о самоутверждении любыми способами. Здесь живет знакомая каждому Россия, и ее лучшие черты как будто говорят нам: она прекрасна!