СТАРЫЕ ДОМА

Июньский номер журнала «Подъём» открывается рассказами Александра Орлова (Москва) о Великой Отечественной войне. В каждом сюжете присутствует участник далеких событий, и уже из его уст читатель воспринимает правду и свидетельства грозных лет. Жестокие подробности и стоицизм –  в этом много земного, человеческого, но тут же – присутствие Неба, Божественного Промысла и начертанной свыше судьбы. Такое сочетание тяжкого и возвышенного – особенность прозы автора. Кроме того, здесь отчетлива пронзительная любовьСТАРЫЕ ДОМА русского человека к родной земле.

Повесть-воспоминание Натальи Моловцевой «Концерт для ветерана» соединяет в себе дневниковые записи и сельские истории. Доверительность повествования – важная черта прозы писательницы, к тому же – она любит своих героев. Как правило, в сегодняшней прозе автор только внимателен к ним, и не в последнюю очередь это приводит к отчуждению современной литературы от читателя.

В фантастическом рассказе Александра Пылёва «Паломничество» показана эпоха перемещений во времени. Главный герой смертельно болен и напоследок хочет увидеть воочию Голгофу и распятие Христа. Но оказывается, что вместо исторических событий ловкие дельцы демонстрируют экскурсантам  постановочные сцены. Только фигура Спасителя видится подлинной, и звучат его слова: «Радуйся, вера твоя спасла тебя…» И герой, под ударом стражника, проваливается в темноту, которая кажется милосердней времени, в котором почти все – фальшивое…

Цикл рассказов Аркадия Макарова «Старые дома» воспроизводит  провинциальную жизнь четверть вековой давности. Исчезающий советский уклад, скудный быт сельских жителей, живописные нравы простого рабочего люда. Характеры и колоритная лексика, житейский распорядок составляют  изобразительную основу этих сюжетов.

Мистическая история Михаила Смирнова (Салават) «Духово болото» словно иллюстрирует известное положение о двоеверии русского человека: древние силы и православиеСТАРЫЕ ДОМА бытового образца неуловимо сливаются в неразделимое чувство земного мира, где и тайны природы, и высокий закон христовой веры…

Поэтический раздел журнала включает в себя строки Дианы Кан (Оренбург), Светланы Пешковой (Липецк), Надежды Третьяковой. Предваряя стихи Анатолия Аврутина (Минск), Вячеслав Лютый размышляет о мировосприятии поэта.

Продолжая традицию более полного знакомства с творчеством писателей и поэтов других регионов, «Подъём» размещает на своих страницах произведения авторов журнала «Краснодар литературный». Среди них – рассказы Светланы Макаровой-Гриценко, Александра Ильина, Сергея Лёвина, Николая Ивеншева, стихотворения Николая Зиновьева, Лидии Вдовченко, Владимира Архипова, а также – статья Людмилы Бирюк о новом романе Вячеслава Сбитнева «Добро с кулаками».

В очерке «Маршал книжных войск» Виктор Будаков вспоминает судьбу легендарного воронежца Бориса Стукалина – министра печати СССР в последнее десятилетие советской эпохи. В юности он дружил с Василием Кубанёвым, в зрелые годы поддерживал добрые отношения со многими замечательными литературными фигурами тех лет. В материале нашлось место и беседе автора с Борисом Ивановичем, и фрагментам писем Стукалину журналиста Василия Пескова,  писателя Константина Симонова, создателя повести о Белом Биме Гавриила Троепольского, прозаика Владимира  Кораблинова…

«Писательская рота» Сергея Михеенкова (Москва) – художественно-документальное повествование о литераторах-фронтовиках. В их числе  громкие имена Юлии Друниной, БорисаСТАРЫЕ ДОМА Слуцкого, Виктора Курочкина, о которых рассказчик говорит с теплотой и участием, порой с восхищением, иногда – с печалью. Словно продолжая погружение в историю великой советской литературы, Валерий Михайлов (Алматы) ведет речь о первой поэме Николая Заболоцкого «Столбцы», которая вышла в 1929 году и стала во многом образным оттиском своего времени. Произведение снискало как восхищенные отзывы современников, так и разгромные рецензии критиков, более склонных к жанру склоки и доноса.

Александр Бойников (Тверь) представляет книгу «Песни тысячелетий: 43 века мировой поэзии в переводах и переложениях Юрия Ключникова». Критик говорит о проблемах и концепциях художественного перевода, одновременно  приближая к читательской аудитории главные имена и великие тексты.

Вдохновенное эссе Александра Высотина о месяце июне «Возьмите света моего» – лирический гимн русской природе, в котором авторское слово соединено с проникновенной строкой современных поэтов, бережно относящихся к литературной традиции.

На вклейке размещены фотоработы выдающегося мастера Анатолия Костина. Журнальный вернисаж объединяет портретные и жанровые сюжеты, сельский пейзаж. Черно-белые фотографии, кажется, касаются  главных страниц уже отошедшей в историю советской жизни. Помимо художественно запечатленного мгновения нынешний зритель увидит здесь свидетельства прошлого, лица отцов и дедов, деятелей искусства и науки. Более тридцати лет прошло после крушения Советского Союза. И теперь  ясно, что нам так дорого в минувшем, что хотелось бы сохранить  – оживить и вернуть в наш сегодняшний день.

СТАРЫЕ ДОМАСТАРЫЕ ДОМАСТАРЫЕ ДОМАСТАРЫЕ ДОМАСТАРЫЕ ДОМА