№ 10 _ 2022  /  Работы с выставки «Край Воронежский — край Петра I». Авторы фотографий — выпускники фотошколы Владимира ГОЛУБА, члены фотоклуба «Фотум»

Октябрьский выпуск журнала «Подъём» открывается повестью Юрия Мещерякова (Тамбов) «Течет Хазара». Афганская война, гибель батальона, попавшего в засаду, цена солдатской жизни и мера ответственности старшего командира, принимающего роковое решение… Похожие обстоятельства и нравственное измерение кровавых событий присущи, наверное, любой войне. Но память о произошедшем не угасает и тяготит сердце боевого русского офицера.

Главы из книги «Серёга» лидера фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова отличаются безыскусностью слога и искренностью. За событиями встают последние десятилетия советской эпохи. Автор рассказывает о них без лукавства, и эти воспоминания читаются как хорошая лаконичная проза.СОЕДИНЕНИЕ ЖАНРОВ

Непростая жизнь советской деревни в мирное и военное время возникает перед внутренним взором читателя повести Николая Олькова «Гиблое дело». Художественный язык произведения самобытен и легок, образное начало скрадывает все неровности текста и делает его живым и увлекательным. В свою очередь, история Арины Орловой «Коренской житель» – на грани домашних записок и рассказа. Такое соединение жанров делает сюжет достоверным, особенно когда он касается жестоких картин былого лихолетья.

Напротив, повесть Александра Кана (Алма-Ата, Казахстан) «Жизнеописание отчаянного трубадура» написана в  постмодернистском ключе. Традиции плутовского романа причудливо соединяются с элементами «потока сознания», драматические подробности вереницей следуют одна за другой. Они не вызывают читательского сопереживания и выполняют, кажется, только одну задачу: проиллюстрировать, насколько может быть пуст современный городской человек. Положительные герои тут крайне условны, перед нами – только игра в настоящую жизнь, пусть и наполненная знакомыми предметами и умными словами.

Поэтический раздел журнала включает в себя стихотворения Алексея Бусса  (Саратов) и Риты Одиноковой, Игоря Тюленева (Пермь) и Валентина Нервина, Анны Перевозовой (Краснодарский край) и Алексея Манаева (Москва). В переводе Николая Переяслова публикуется поэма Рената Хариса (Казань) «Летят гуси на Донбасс».

В очерке Любови Заварзиной о Корнее Чуковском показан трудный путь самосовершенствования и творческого развития критика и детского писателя. Эссе Дмитрия Овчинникова (Новосибирск) «Гумилёв, Блок и конец Серебряного века» напоминает о судьбах великих русских поэтов начала прошлого столетия, о противоречивой эпохе русской культуры.

В историческом очерке Ирины Беляковой «Только бы жила Россия…» приведены свидетельства современников о личности императора Петра Великого. На воронежской сцене образ царя-преобразователя был воссоздан дважды – в 1955 году в спектакле по пьесе И. Сельвинского «От Полтавы до Гангута» и в 1984-м в постановке пьесы Ф. Волохова «Топор и крест». Архивариус театра драмы Николай Тимофеев рассказывает, как складывалась театральная работа над этим необычным материалом. На вклейке панорама фотографий выпускников фотошколы Владимира Голуба «Край Воронежский – край Петра I» дополнительно подчеркивает «петровскую» тему.

«Достоевский как художник обезбоженного мира» – так называется философское рассуждение Виталия Даренского (Луганск). Автор уточняет многие смыслы в прозе и публицистике русского классика, столь актуального на рубеже тысячелетий. О судьбе математика Николая Дмитриева, одного из участников советского атомного проекта, ведет речь Александр Ломтев (Саров). Обращаясь к сфере духовной, к проблемам веры, Галина Аксенова (Москва) представляет читателю труды архимандрита Иннокентия (Просвирнина), в которых складывается замечательный образ архиепископа Димитрия Самбикина – подвижника, священника-просветителя, пастыря и ученого.

Журнальная вклейка отдана пленэру члена Союза художников России Елизаветы Пинахиной. Нечеткий рисунок ее живописных сюжетов создает какую-то странную дымку вокруг пейзажей, портретов, городского ландшафта. Эти работы совсем не драматичны, их лирическое начало будто подчеркивает радостное чувство жизни.

Вячеслав ЛЮТЫЙ

СОЕДИНЕНИЕ ЖАНРОВСОЕДИНЕНИЕ ЖАНРОВСОЕДИНЕНИЕ ЖАНРОВ