ПРАВДИВЫЙ ОТТИСК ВРЕМЕНИ
- 27.05.2016
(Анонс журнала «Подъём», №5, 2016)
Майский выпуск журнала «Подъём» открывается подборкой стихотворений Нины Стручковой (Москва) под знаменательным названием «И бездна дышит прямо в наши лица». Драматизм нынешнего времени, память детства, традиционный русский быт и сопряжение реальных примет добра и зла – такова панорама лирических размышлений автора. В поэтическом разделе номера читатель встретит также стихи Андрея Новикова (Липецк) и Маргариты Шуваловой (Нижегородская область), Александра Филатова (Оренбургская область), Сергея Луценко и Юрия Корчагина. В рубрике «Молодые голоса» представлена лирика Александра Тихонова (Омская область).
Рассказы Евгения Эрастова (Нижний Новгород) оказываются в некотором смысле квинтэссенцией современной прозы – эпохи перетекают одна в другую, воспоминания переплетаются с реальными переживаниями, исторические события уступают место картинкам частной жизни. Напротив, короткая повесть Леонида Южанинова «Цепи Романова» переносит читателя в самое начало XVII столетия, в царствование Бориса Годунова. Противостояние охотников Великой Перми и воеводских стрельцов, трагическая судьба Михаила Никитича Романова описаны выразительным языком, народное чувство справедливости пронизывает этот сюжет.
Гротескные истории Валерия Казакова (Кировская область) обращены к житейской стороне действительности, а сюжеты молодого прозаика Нины Тонких рисуют фантасмагорию сегодняшней городской жизни.
В центре эссе Виктора Петрова (Москва) «Колодец поэзии» – глубина древнего русского языка. Автор пристально всматривается в устную народную поэтическую традицию и сопоставляет ее с последующим письменным словом. Текстологическая работа Елены Антоновой (Москва) посвящена судьбе сотрудников губернского мелиоратора Андрея Платонова – гениального писателя и страстного поборника переустройства родной земли. Александр Нестругин, вспоминая встречи с Егором Исаевым, размышляет о творчестве и личности этого замечательного эпического поэта.
Исторический очерк Алексея Кондратенко «Дело статского советника Лопухина» погружает читателя в смутные события начала минувшего века: убийство эсерами великого князя Сергея Александровича и министра внутренних дел Плеве, «зубатовщина» и громкое дело Азефа… Директор департамента полиции Алексей Лопухин – одна из ведущих фигур в противостоянии российской государственной машины революционному террору.
Дневник военных лет жителя города Россоши стал основой материала Петра Чалого «Письмо в будущее». Немногословные свидетельства о страшных событиях 1941-1943 гг. и архивные документы воссоздают картину народной беды, напоминают потомкам о великом подвиге их дедов и отцов. Очерк Виктора Абрамова «Подвиг командарма» опирается на детали армейской биографии генерал-майора А.И. Лизюкова.
Воспоминания Георгия Струкова о визите в Воронежскую область в 1972 году Фиделя Кастро являют собой правдивый оттиск времени, которое теперь одним кажется мрачным и унылым, а другим – счастливым и солнечным. Точно так же полемические заметки Виктора Никитина о фильме Андрея Звягинцева «Левиафан» опираются на правду нынешнего восприятия реальности, отвергая пошлые умозаключения западного толка о бессмысленности русского бытия.
Наивная живопись современного грузинского художника Ильи Гоцадзе представлена на журнальной вклейке. Острая социальная направленность его сюжетов уступает место созерцательности, чувству природы и красоты в фотоработах Антона Воронина, которые не случайно даны под общим названием «Сплетение гармоний». Два сюжета фотохудожника Татьяны Мельниковой, размещенные на обложке журнала, соединяют «красную» Россию с «православной». Будто две Пасхи символически сошлись лицом к лицу – Пасха Господняя и День Победы.